Слайд 1
Кафедра философии и социально-гуманитарных наук
Слайд 2Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет
им.
проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
Кафедра философии и социально-гуманитарных наук
Лекция №7
Античная философия: Аристотель, Эллинизм.
Читает доцент, кандидат философских наук
КОМОВА Надежда Викторовна
Слайд 3План лекции:
Аристотель: философ, ученый - энциклопедист.
Эллинизм: стоицизм, скептицизм эпикуреизм.
Медицина в
Древней Греции.
Слайд 4Аристотель(384 - 322г.г. до н. э.)
Древнегреческий философ классического периода, ученик
Платона, воспитатель Александра Македонского.
Слайд 5Этапы жизни и философской деятельности:
367- 347 г.г. до н.э.(20 лет)
– работал в Академии Платона;
347- 335г.г. до н.э.(8 лет) -
воспитывал Александра Македонского;
335- 322 г.г. до н.э. Основал собственную философскую школу- Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до смерти.
Слайд 6Главные произведения Аристотеля:
«Органон»,
«Физика»,
«Механика»,
«Метафизика»,
«О душе»,
«История животных»,
«Никомахова этика»,
«Риторика»,
«Политика»,
«Афинская политая»,
«Поэтика».
Слайд 7Философию Аристотель делит на виды:
Теоретическую, изучающую проблемы бытия
(«первичная философия»);
Практическую- о деятельности человека, устройстве государства;
Поэтическую.
Логику.
Слайд 8«Платон мне друг, но истина дороже»
Критика теории идей Платона.
Ошибка Платона,
по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от
реального мира
Слайд 9Не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью;
Существуют только
единичные и конкретно определенные вещи;
Существует только конкретная лошадь в конкретном
месте, а не «идея лошади».
Трактовка Аристотеля:
Слайд 10БЫТИЕ – не есть «чистые идеи»(«эйдосы»).
Что такое бытие?
Ответ на этот
вопрос Аристотель дает через высказывания о бытии, т.е. через категории:
сущность;
качество;
количество;
отношение;
место;
время;
положение;
состояние;
действие;
Страдание.
Слайд 11По Аристотелю бытие - сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества,
места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
Слайд 12Проблема материи:
Материя - потенция, ограниченная формой (например, медный шар –
медь, ограниченная шарообразностью)
Все сущее на Земле обладает потенцией(собственно материей) и
формой;
Потенция(материя) есть пассивное начало, форма- активное;
Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.
Слайд 13Носитель сознания, по Аристотелю – Душа
3 уровня души:
Растительная душа: функции
питания, роста, размножения.
Животная душа: функции ощущения и желания.
Разумная душа: функции
рассуждения и мышления.
Слайд 14Человек
Аристотель считает, что человек:
По биологической сущности является одним из видов
высокоорганизованных животных;
Отличается от животных наличием мышления и разума;
Имеет врожденную склонность
жить вместе с себе подобными(т.е. жить в коллективе).
Потребность жить в коллективе - приводит к возникновению общества.
Слайд 15Типы государства
Государство- регулирующий механизм общества(защита от врагов, поддержание внутреннего порядка,
содействие экономике и т.д.).
6 типов государства:
Монархия;
Тирания;
Аристократия (власть лучших);
Олигархия (власть богатых);
Охлократия(власть
толпы, крайняя демократия);
Полития(смесь аристократии и умеренной демократии) – государство «среднего класса» - идеал Аристотеля.
Слайд 16Историческое значение философии Аристотеля:
Внес существенные коррективы в ряд положений философии
Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;
Выделил 10 философских категорий;
Дал определение
бытия через категории;
Выделил 6 типов государства и дал понятие идеального типа – политии;
Внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие индуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из 2-х и более посылок заключения).
Слайд 17Философия Эллинизма.
(IV в. до н.э.-V в. н.э.)
Стоицизм
Скептицизм
Эпикуреизм
Эллинизм (термин – впервые
– немецкий историк Драйзен -1836 - «История эллинизма»)
Начало – 332
г. до н.э. – победа Македонского над Грецией.
Конец – 30 г. до н.э. – включение Египта (последнего эллинистического государства) в состав Римской империи.
Дальше – слияние греческой культуры с римской – V в. н.э.
Слайд 18Эллинистическая культура
Культура Греции под игом Македонии и Рима, это эллинская
культура, в новых условиях.
Слайд 19Отличительные черты эллинистической философии
Кризис античных моральных и философских ценностей;
Снижение страха
перед богами и иными сверхъестественными силами;
Отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к
государству и его институтам;
Поиск физической и духовной опоры в самом себе;
Стремление к отрешению от действительности;
Преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);
Признание высшим благом – счастья и удовольствия отдельного человека (физические – киренаики, моральные – Эпикур).
Слайд 20Философская школа стоиков
Начало III в. до н.э. – Афины.
Основоположник –
Зенон Китионский (333 – 262 г.г. до н.э.);
Свел в систему
– Хрисипп (280 – 204 г.г. до н.э.);
Наибольшую известность получили:
Сенека ( 3г. до н.э. – 65г. н.э.)
Марк Аврелий (121 – 180 г.г. до н.э.)
Слайд 21Основная идея стоиков – освобождение от влияния внешнего мира
Для достижения
этой цели – постоянное самосовершенствование , восприятие лучших достижений традиционной
культуры, мудрость.
Идеалом стоиков выступает мудрец , поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии),автаркии (самодостаточности).
Слайд 22Характерные черты стоической философии:
Призыв к жизни в согласии с природой
и Мировым Космическим Разумом (Логосом);
Признание добродетели высшим благом, а порока
– единственным злом;
Определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;
Призыв к добродетели как моральному ориентиру;
Признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;
Неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;
Слайд 23Оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости,
зла и пророков и невозможности делать добро;
Восхищение богатством, здоровьем, красотой,
восприятие лучших достижений мировой культуры;
Высокий эстетизм в мыслях и поступках;
Осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошаничества, человеческих пороков;
Признание стремления к счастью высшей целью человека.
Слайд 24Восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;
Высокий эстетизм
в мыслях и поступках;
Осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих
пороков;
Признание стремления к счастью высшей целью человека.
Слайд 25 ЭПИКУР (341-270 г.г. до н.э.) – древнегреческий философ- материалист
Философия
Эпикура делится на
3 больших раздела:
Учение о природе и космосе
(«физика»);
Учение о познании( «каноника»);
Учение о человеке и его поведении («эстетика»).
Слайд 26Основные положения учения Эпикура о природе и космосе:
Ничего не происходит
из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего
помимо Вселенной(закон сохранения материи);
Вселенная вечна и бесконечна;
Все вещества(вся материя ) состоят из атомов и пустоты;
Атомы и пустота вечны;
Атомы находятся в постоянном движении;
«мира чистых идей» не существует;
Существует множество материальных миров во Вселенной.
Слайд 27Эллинистическая и римская философия (III в. до н.э. – VI
в. н.э.
Слайд 28«Каноника» (учение о познании)
Окружающий мир познаваем;
Основным видом познания является чувственное
познание;
Невозможно «созерцание разумом» каких-либо «идей» либо явлений, если этому
не предшествовали чувственное познание и ощущение;
Слайд 29«Эстетика» Эпикура (учение о человеке и его поведении):
Своим появлением
на свет человек обязан самому себе(родителям);
Человек есть результат биологической эволюции;
Боги,
возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;
Судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов;
Душа является особым видом материи;
Душа человека смертна, как и тело;
Человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;
Счастье человека состоит в удовольствии;
Под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом(а не чувственные удовольствия;
Нормой жизни должны стать разумное ограничение(желаний , потребностей), невозмутимость и безмятежность(атараксия), мудрость.
Слайд 30Наиболее известные философы римского периода:
Сенека;
Марк Аврелий (император Рима
в 121-180 г.г. до н.э.);
Тит Лукрецкий Кар;
Поздние стоики;
Ранние христиане.
Слайд 31Сенека(5 г. до н.э.- 65 г. до н.э. )
Крупный римский
философ,
воспитатель императора Нерона.
В своих произведениях философ:
Проповедовал идеи добродетели;
Призывал не
участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии;
Приветствовал покой и созерцание;
Был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;
Верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;
Преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, «толпу»;
Считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье.
Слайд 32Для философии римского периода было характерно:
Фактическое слияние древнегреческой и
древнеримской философий в одну – античную философию;
Влияние на античную философию
традиций и идей философии покоренных народов(Востока, Северной Африки и др.);
Небольшое внимание к проблемам окружающей природы;
Повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;
Слайд 33Особенности древнегреческой
(античной) философии:
Стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм.
На поздних
этапах – смешение космоцентризма и антропоцентризма;
Допускалось существование богов;
Древнегреческие боги были
частью природы и близки людям;
Человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
Были заложены 2 направления в философии – идеалистическое («Линия Платона») и материалистическое («Линия Демокрита»).