Разделы презентаций


1 Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

Содержание

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» Кафедра философии и социально-гуманитарных наукЛекция №7Античная философия: Аристотель, Эллинизм.Читает

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

Слайд 2Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет им.

проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»


Кафедра философии и социально-гуманитарных наук
Лекция №7

Античная философия: Аристотель, Эллинизм.

Читает доцент, кандидат философских наук
КОМОВА Надежда Викторовна

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого  Министерства здравоохранения

Слайд 3План лекции:

Аристотель: философ, ученый - энциклопедист.
Эллинизм: стоицизм, скептицизм эпикуреизм.
Медицина в

Древней Греции.

План лекции:Аристотель: философ, ученый - энциклопедист.Эллинизм: стоицизм, скептицизм эпикуреизм.Медицина в Древней Греции.

Слайд 4Аристотель(384 - 322г.г. до н. э.)
Древнегреческий философ классического периода, ученик

Платона, воспитатель Александра Македонского.

Аристотель(384 - 322г.г. до н. э.)Древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

Слайд 5Этапы жизни и философской деятельности:

367- 347 г.г. до н.э.(20 лет)

– работал в Академии Платона;
347- 335г.г. до н.э.(8 лет) -

воспитывал Александра Македонского;
335- 322 г.г. до н.э. Основал собственную философскую школу- Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до смерти.
Этапы жизни и философской деятельности:367- 347 г.г. до н.э.(20 лет) – работал в Академии Платона;347- 335г.г. до

Слайд 6Главные произведения Аристотеля:
«Органон»,
«Физика»,
«Механика»,
«Метафизика»,
«О душе»,
«История животных»,


«Никомахова этика»,
«Риторика»,
«Политика»,
«Афинская политая»,
«Поэтика».

Главные произведения Аристотеля:«Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская политая», «Поэтика».

Слайд 7Философию Аристотель делит на виды:
Теоретическую, изучающую проблемы бытия

(«первичная философия»);
Практическую- о деятельности человека, устройстве государства;
Поэтическую.
Логику.

Философию Аристотель делит на виды:  Теоретическую, изучающую проблемы бытия («первичная философия»);Практическую- о деятельности человека, устройстве государства;Поэтическую.Логику.

Слайд 8«Платон мне друг, но истина дороже»
Критика теории идей Платона.

Ошибка Платона,

по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от

реального мира
«Платон мне друг, но истина дороже»Критика теории идей Платона.Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал

Слайд 9Не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью;
Существуют только

единичные и конкретно определенные вещи;
Существует только конкретная лошадь в конкретном

месте, а не «идея лошади».

Трактовка Аристотеля:

Не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью;Существуют только единичные и конкретно определенные вещи;Существует только конкретная

Слайд 10БЫТИЕ – не есть «чистые идеи»(«эйдосы»).
Что такое бытие?

Ответ на этот

вопрос Аристотель дает через высказывания о бытии, т.е. через категории:
сущность;
качество;
количество;
отношение;
место;
время;
положение;
состояние;
действие;
Страдание.

БЫТИЕ – не есть «чистые идеи»(«эйдосы»).Что такое бытие?Ответ на этот вопрос Аристотель дает через высказывания о бытии,

Слайд 11По Аристотелю бытие - сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества,

места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

По Аристотелю бытие - сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Слайд 12Проблема материи:
Материя - потенция, ограниченная формой (например, медный шар –

медь, ограниченная шарообразностью)
Все сущее на Земле обладает потенцией(собственно материей) и

формой;

Потенция(материя) есть пассивное начало, форма- активное;

Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.
Проблема материи:Материя - потенция, ограниченная формой (например, медный шар – медь, ограниченная шарообразностью)Все сущее на Земле обладает

Слайд 13Носитель сознания, по Аристотелю – Душа
3 уровня души:
Растительная душа: функции

питания, роста, размножения.
Животная душа: функции ощущения и желания.
Разумная душа: функции

рассуждения и мышления.
Носитель сознания, по Аристотелю – Душа3 уровня души:Растительная душа: функции питания, роста, размножения.Животная душа: функции ощущения и

Слайд 14Человек
Аристотель считает, что человек:
По биологической сущности является одним из видов

высокоорганизованных животных;
Отличается от животных наличием мышления и разума;
Имеет врожденную склонность

жить вместе с себе подобными(т.е. жить в коллективе).
Потребность жить в коллективе - приводит к возникновению общества.
ЧеловекАристотель считает, что человек:По биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;Отличается от животных наличием мышления и

Слайд 15Типы государства
Государство- регулирующий механизм общества(защита от врагов, поддержание внутреннего порядка,

содействие экономике и т.д.).
6 типов государства:
Монархия;
Тирания;
Аристократия (власть лучших);
Олигархия (власть богатых);
Охлократия(власть

толпы, крайняя демократия);
Полития(смесь аристократии и умеренной демократии) – государство «среднего класса» - идеал Аристотеля.
Типы государстваГосударство- регулирующий механизм общества(защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.).6 типов государства:Монархия;Тирания;Аристократия (власть

Слайд 16Историческое значение философии Аристотеля:
Внес существенные коррективы в ряд положений философии

Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;
Выделил 10 философских категорий;
Дал определение

бытия через категории;
Выделил 6 типов государства и дал понятие идеального типа – политии;
Внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие индуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из 2-х и более посылок заключения).
Историческое значение философии Аристотеля:Внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;Выделил 10

Слайд 17Философия Эллинизма. (IV в. до н.э.-V в. н.э.)
Стоицизм
Скептицизм
Эпикуреизм
Эллинизм (термин – впервые

– немецкий историк Драйзен -1836 - «История эллинизма»)
Начало – 332

г. до н.э. – победа Македонского над Грецией.
Конец – 30 г. до н.э. – включение Египта (последнего эллинистического государства) в состав Римской империи.
Дальше – слияние греческой культуры с римской – V в. н.э.
Философия Эллинизма. (IV в. до н.э.-V в. н.э.)СтоицизмСкептицизмЭпикуреизмЭллинизм (термин – впервые – немецкий историк Драйзен -1836 -

Слайд 18Эллинистическая культура
Культура Греции под игом Македонии и Рима, это эллинская

культура, в новых условиях.

Эллинистическая культураКультура Греции под игом Македонии и Рима, это эллинская культура, в новых условиях.

Слайд 19Отличительные черты эллинистической философии
Кризис античных моральных и философских ценностей;
Снижение страха

перед богами и иными сверхъестественными силами;
Отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к

государству и его институтам;
Поиск физической и духовной опоры в самом себе;
Стремление к отрешению от действительности;
Преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);
Признание высшим благом – счастья и удовольствия отдельного человека (физические – киренаики, моральные – Эпикур).
Отличительные черты эллинистической философииКризис античных моральных и философских ценностей;Снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами;Отрицание прежних

Слайд 20Философская школа стоиков
Начало III в. до н.э. – Афины.
Основоположник –

Зенон Китионский (333 – 262 г.г. до н.э.);
Свел в систему

– Хрисипп (280 – 204 г.г. до н.э.);
Наибольшую известность получили:
Сенека ( 3г. до н.э. – 65г. н.э.)
Марк Аврелий (121 – 180 г.г. до н.э.)
Философская школа стоиковНачало III в. до н.э. – Афины.Основоположник – Зенон Китионский (333 – 262 г.г. до

Слайд 21Основная идея стоиков – освобождение от влияния внешнего мира
Для достижения

этой цели – постоянное самосовершенствование , восприятие лучших достижений традиционной

культуры, мудрость.
Идеалом стоиков выступает мудрец , поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии),автаркии (самодостаточности).
Основная идея стоиков – освобождение от влияния внешнего мираДля достижения этой цели – постоянное самосовершенствование , восприятие

Слайд 22Характерные черты стоической философии:
Призыв к жизни в согласии с природой

и Мировым Космическим Разумом (Логосом);
Признание добродетели высшим благом, а порока

– единственным злом;
Определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;
Призыв к добродетели как моральному ориентиру;
Признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;
Неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;
Характерные черты стоической философии:Призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);Признание добродетели высшим

Слайд 23Оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости,

зла и пророков и невозможности делать добро;
Восхищение богатством, здоровьем, красотой,

восприятие лучших достижений мировой культуры;
Высокий эстетизм в мыслях и поступках;
Осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошаничества, человеческих пороков;
Признание стремления к счастью высшей целью человека.
Оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пророков и невозможности делать добро;Восхищение

Слайд 24Восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;
Высокий эстетизм

в мыслях и поступках;
Осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих

пороков;
Признание стремления к счастью высшей целью человека.
Восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;Высокий эстетизм в мыслях и поступках;Осуждение бедности, болезней, нищеты,

Слайд 25 ЭПИКУР (341-270 г.г. до н.э.) – древнегреческий философ- материалист
Философия

Эпикура делится на
3 больших раздела:
Учение о природе и космосе

(«физика»);
Учение о познании( «каноника»);
Учение о человеке и его поведении («эстетика»).
ЭПИКУР (341-270 г.г. до н.э.) – древнегреческий философ- материалистФилософия Эпикура делится на 3 больших раздела:Учение о

Слайд 26Основные положения учения Эпикура о природе и космосе:
Ничего не происходит

из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего

помимо Вселенной(закон сохранения материи);
Вселенная вечна и бесконечна;
Все вещества(вся материя ) состоят из атомов и пустоты;
Атомы и пустота вечны;
Атомы находятся в постоянном движении;
«мира чистых идей» не существует;
Существует множество материальных миров во Вселенной.
Основные положения учения Эпикура о природе и космосе:Ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим,

Слайд 27Эллинистическая и римская философия (III в. до н.э. – VI

в. н.э.

Эллинистическая и римская философия (III в. до н.э. – VI в. н.э.

Слайд 28«Каноника» (учение о познании)
Окружающий мир познаваем;
Основным видом познания является чувственное

познание;
Невозможно «созерцание разумом» каких-либо «идей» либо явлений, если этому

не предшествовали чувственное познание и ощущение;
«Каноника» (учение о познании)Окружающий мир познаваем;Основным видом познания является чувственное познание; Невозможно «созерцание разумом» каких-либо «идей» либо

Слайд 29«Эстетика» Эпикура (учение о человеке и его поведении):
Своим появлением

на свет человек обязан самому себе(родителям);
Человек есть результат биологической эволюции;
Боги,

возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;
Судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов;
Душа является особым видом материи;
Душа человека смертна, как и тело;
Человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;
Счастье человека состоит в удовольствии;
Под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом(а не чувственные удовольствия;
Нормой жизни должны стать разумное ограничение(желаний , потребностей), невозмутимость и безмятежность(атараксия), мудрость.

«Эстетика» Эпикура (учение о человеке и его поведении): Своим появлением на свет человек обязан самому себе(родителям);Человек есть

Слайд 30Наиболее известные философы римского периода:
Сенека;
Марк Аврелий (император Рима

в 121-180 г.г. до н.э.);
Тит Лукрецкий Кар;
Поздние стоики;
Ранние христиане.

Наиболее известные философы римского периода:Сенека;Марк Аврелий (император Рима  в 121-180 г.г. до н.э.);Тит Лукрецкий Кар;Поздние стоики;Ранние

Слайд 31Сенека(5 г. до н.э.- 65 г. до н.э. )
Крупный римский

философ,
воспитатель императора Нерона.
В своих произведениях философ:
Проповедовал идеи добродетели;
Призывал не

участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии;
Приветствовал покой и созерцание;
Был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;
Верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;
Преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, «толпу»;
Считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье.
Сенека(5 г. до н.э.- 65 г. до н.э. )Крупный римский философ, воспитатель императора Нерона.В своих произведениях философ:Проповедовал

Слайд 32Для философии римского периода было характерно:
Фактическое слияние древнегреческой и

древнеримской философий в одну – античную философию;
Влияние на античную философию

традиций и идей философии покоренных народов(Востока, Северной Африки и др.);
Небольшое внимание к проблемам окружающей природы;
Повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;
Для философии римского периода было характерно: Фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну – античную философию;Влияние

Слайд 33Особенности древнегреческой (античной) философии:
Стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм.
На поздних

этапах – смешение космоцентризма и антропоцентризма;
Допускалось существование богов;
Древнегреческие боги были

частью природы и близки людям;
Человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
Были заложены 2 направления в философии – идеалистическое («Линия Платона») и материалистическое («Линия Демокрита»).
Особенности древнегреческой  (античной) философии:Стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм.На поздних этапах – смешение космоцентризма и антропоцентризма;Допускалось

Слайд 34СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ !

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика