Разделы презентаций


1 Модель психологической функциональной системы деятельности Лекция 5

Содержание

При разработке психологической функциональной системы деятельности мы исходили из общих требований к функциональным системам

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Модель психологической функциональной системы деятельности
Лекция 5

Модель психологической функциональной системы  деятельностиЛекция 5

Слайд 2При разработке психологической функциональной системы деятельности мы исходили из общих

требований к функциональным системам

При разработке психологической функциональной системы деятельности мы исходили из общих требований к функциональным системам

Слайд 3В качестве основного системообразующего фактора должен выступать результат деятельности

В качестве основного системообразующего фактора должен выступать результат деятельности

Слайд 4При этом мы исходим из того
методологического положения,

что человек является субъектом деятельности.

Но что это значит?

Это

значит, что человек обладает определенными потребностями, способностями хотеть и желать. И эти желания он удовлетворяет в деятельности и через деятельность
При этом мы исходим из того   методологического положения, что человек является субъектом деятельности. Но что

Слайд 5В зависимости от потребностей, желаний человек сам, как субъект деятельности,

ставит перед собой определенную цель, которая в нашем случае выступает

как цель деятельности

Базовые компоненты, отражающие субъектность деятельности представлены на рис. 1.
В зависимости от потребностей, желаний человек сам, как субъект деятельности, ставит перед собой определенную цель, которая в

Слайд 6Рис. 1. Базовые компоненты субъектности деятельности

Рис. 1. Базовые компоненты субъектности деятельности

Слайд 7Важнейшим компонентом субъектности деятельности является тот факт, что все основные

компоненты деятельности связаны с переживаниями.

Эта связь реализует методологический принцип

единства знания и переживания
Важнейшим компонентом субъектности деятельности является тот факт, что все основные компоненты деятельности связаны с переживаниями. Эта связь

Слайд 8Между отмеченными компонентами устанавливаются многообразные и многозначные связи

Между отмеченными компонентами устанавливаются многообразные и многозначные связи

Слайд 9производительностью;
качеством;
надежностью
Любая деятельность по своему результату характеризуется:

производительностью;качеством; надежностьюЛюбая деятельность по своему результату характеризуется:

Слайд 10Поэтому нормативный результат всегда претерпевает трансформацию по этим трем параметрам

Поэтому нормативный результат всегда претерпевает трансформацию по этим трем параметрам

Слайд 11В зависимости от мотивации субъект может отдать предпочтение одному из

указанных параметров

В зависимости от мотивации субъект может отдать предпочтение одному из указанных параметров

Слайд 12Принятие решения в пространстве трех факторов насыщено глубокими переживаниями

Принятие решения в пространстве  трех факторов насыщено глубокими переживаниями

Слайд 13Ориентация на ту или иную систему параметров определяет психологическую цену

деятельности

Ориентация на ту или иную систему параметров определяет психологическую цену  деятельности

Слайд 14В бизнесе основным результатом является получение прибыли.
Прибыль выступает системообразующим

фактором.

Но прибыль может быть получена различным способом

В бизнесе основным результатом является получение прибыли. Прибыль выступает системообразующим фактором. Но прибыль может быть получена различным

Слайд 15В процессе сложного взаимодействия нормативного результата с мотивами субъекта деятельности

формируется субъективная цель, отражающая результат.
Соотношение этой цели с мотивом

определяет личностный смысл деятельности
В процессе сложного взаимодействия нормативного результата с мотивами субъекта деятельности формируется субъективная цель, отражающая результат. Соотношение этой

Слайд 16Важным моментом, определяющим характер отношений между результатом, мотивом и целью,

является внешняя социальная оценка результата, который достигает субъект в деятельности


Важным моментом, определяющим характер отношений между результатом, мотивом и целью, является внешняя социальная оценка результата, который достигает

Слайд 17
принятие профессиональной деятельности;
определение личностного смысла деятельности;
трансформацию нормативного результата и выбор

способов его достижения;
Мотивация оказывает определяющее влияние на:

принятие профессиональной деятельности;определение личностного смысла деятельности;трансформацию нормативного результата и выбор способов его достижения;Мотивация оказывает определяющее влияние на:

Слайд 18Под влиянием мотивации и цели в деятельность вовлекаются ресурсы внутреннего

мира во всем их многообразии

Под влиянием мотивации и цели в деятельность вовлекаются ресурсы внутреннего мира во всем их многообразии

Слайд 19Это вовлечение осуществляется по функциональному принципу

Это вовлечение осуществляется по функциональному принципу

Слайд 20Это возможно, т.к. мотивация входила во все компоненты внутреннего мира,

когда они формировались

в прошлом опыте
Это возможно, т.к. мотивация входила во все компоненты внутреннего мира, когда они формировались

Слайд 21Под влиянием мотивации устанавливаются критерии достижения цели и критерии предпочтительности

той или иной модификации и способов ее достижения

Под влиянием мотивации устанавливаются критерии достижения цели и критерии предпочтительности той или иной модификации и способов ее

Слайд 22В целом необходимо отметить, что процессы взаимодействия мотивации, результата и

цели действия изучены еще явно недостаточно

В целом необходимо отметить, что процессы взаимодействия мотивации, результата и цели действия изучены еще явно недостаточно

Слайд 23 Для того, чтобы цель была достигнута, субъект должен совершить

определенные действия

Для того, чтобы цель была достигнута, субъект должен совершить определенные действия

Слайд 24Деятельность субъекта направляет представление о результате (цель) и программе деятельности.



При этом необходимо, чтобы была проведена декомпозиция цели на подцели

отдельных действий и для каждой подцели должны быть установлены критерии достижения подцели и критерии предпочтительности.
Осуществляется это в процессах принятия решений
Деятельность субъекта направляет представление о результате (цель) и программе деятельности. При этом необходимо, чтобы была проведена декомпозиция

Слайд 25 Программа деятельности фиксирует, что, как и когда должен делать

субъект, какое действие совершить, чтобы получить заинтересованный результат

Программа деятельности фиксирует, что, как и когда должен делать субъект, какое действие совершить, чтобы получить заинтересованный

Слайд 26Программа деятельности формируется на основе мотивации, представлена о результате на

основе отражения и оценки объективных и субъективных условий, сопоставление их

с нормативными способами действия и условиями, в которых они должны осуществляться
Программа деятельности формируется на основе мотивации, представлена о результате на основе отражения и оценки объективных и субъективных

Слайд 27Программа деятельности
разрабатывается на основе принятия

решений по каждому параметру.

Процесс принятия решений включен в

каждый компонент деятельности
Программа деятельности   разрабатывается на основе принятия   решений по каждому параметру.  Процесс принятия

Слайд 28что следует учитывать в желаниях субъекта (процесс мотивации, заканчивающийся принятием

решения о доминирующих мотивах; то, что часто обозначают как «борьбу

мотивов»);
какой результат должен быть получен с учетом мотивов субъекта и условий деятельности (субъ-ективизация результата). Представление о резуль-тате конкретизируется в критериях достижения цели и критериях предпочтительности; представ-ление о результате деятельности декомпозируется в представлениях о подцелях отдельных действий с соответст-вующими критериями;
как должны взаимодействовать и взаимосодейство-вать отдельные действия в структуре деятель-ности; по какой программе это должно быть реали-зовано

В результате принятых решений определяются:

что следует учитывать в желаниях субъекта (процесс мотивации, заканчивающийся принятием решения о доминирующих мотивах; то, что часто

Слайд 29Решения принимаются в «поле выбора» по каждому компоненту деятельности

Решения принимаются в «поле выбора» по каждому компоненту деятельности

Слайд 30Вся программа деятельности реализуется субъектом с учетом его личностных качеств:



способностей,
воли,
богатства внутреннего мира

Вся программа деятельности реализуется субъектом с учетом его личностных качеств: способностей, воли, богатства внутреннего мира

Слайд 31Общая архитектура психологической функциональной системы деятельности (ПФСД) представлена на рис.

Общая архитектура психологической функциональной системы деятельности (ПФСД) представлена на рис. 2.

Слайд 32Рис. 2. Общая архитектура психологической системы деятельности

Рис. 2. Общая архитектура психологической системы деятельности

Слайд 33Предлагаемая архитектура ПФСД близка к общей архитектуре физиологической функциональной системе,

предложенной П.К. Анохиным*
*Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем

Предлагаемая архитектура ПФСД близка к общей архитектуре физиологической функциональной системе, предложенной П.К. Анохиным*  *Анохин П.К. Очерки

Слайд 34Но при этом психологическая система деятельности в своих компонентах и

связях наполняется новым содержанием, которое определяется, прежде всего, сознанием человека


Но при этом психологическая система деятельности в своих компонентах и связях наполняется новым содержанием, которое определяется, прежде

Слайд 35Структура деятельности мультиплицируется в структуры действий, объединяя эти структуры единым

мотивом и целью

Структура деятельности мультиплицируется в структуры действий, объединяя эти структуры единым мотивом и целью

Слайд 36Каждый из компонентов подструктуры действий наполняется конкретным содержанием, и все

эти подструктуры объединяются мотивом и целью в единую структуру деятельности

(рис. 3)
Каждый из компонентов подструктуры действий наполняется конкретным содержанием, и все эти подструктуры объединяются мотивом и целью в

Слайд 37Рис. 3. Мультиплицированная структура деятельности

Рис. 3. Мультиплицированная структура деятельности

Слайд 38Каждый из компонентов ПСД представляет
собой сложное по

содержанию образование, интегрирующее содержание соответствующих компонентов подсистем отдельных действий

Каждый из компонентов ПСД представляет  собой сложное по содержанию образование, интегрирующее содержание соответствующих компонентов подсистем отдельных

Слайд 39Обособленно от компонентов подсистем стоит блок «принятия решений».
Он представлен

в каждом компоненте подсистемы действий и деятельности в целом

Обособленно от компонентов подсистем стоит блок «принятия решений». Он представлен в каждом компоненте подсистемы действий и деятельности

Слайд 40Если ранее мы говорили о разном содержании одних и тех

же компонентов подсистем, то теперь мы рассматриваем ситуацию, когда один

и тот же компонент «принятия решений» с разным содержанием присутствует во всех других компонентах подсистем действий.
Поэтому мы его вынесли из подсистем действий и поместили в систему деятельности, наряду с мотивацией и целью
Если ранее мы говорили о разном содержании одних и тех же компонентов подсистем, то теперь мы рассматриваем

Слайд 41На рис. 4 показаны (для простоты) две подсистемы действий, объединенных

в систему деятельности мотивом, целью, и подсистемой «принятия решений»

На рис. 4 показаны (для простоты) две подсистемы действий, объединенных в систему деятельности мотивом, целью, и подсистемой

Слайд 42Рис. 4. Мультиплицированная структура деятельности с указанием связей между компонентами

Рис. 4. Мультиплицированная структура деятельности с указанием связей между компонентами

Слайд 43каково отношение структуры деятельности и структуры способностей?
как взаимодействуют эти структуры,

что их объединяет?
Определив структуру деятельности, мы можем поставить вопросы:
Попытаемся ответить

на эти вопросы!
каково отношение структуры деятельности и структуры способностей?как взаимодействуют эти структуры, что их объединяет?Определив структуру деятельности, мы можем

Слайд 44 Для того, чтобы цель была достигнута, субъект должен совершить

определенные действия

Для того, чтобы цель была достигнута, субъект должен совершить определенные действия

Слайд 45С учетом того, что любая деятельность реализуется через способности человека,

особый интерес представляет вопрос о

месте способностей в структуре деятельности

Рассмотрим этот вопрос!
С учетом того, что любая деятельность реализуется через способности человека, особый интерес представляет вопрос

Слайд 46воспринять ситуацию, в которой должно совершаться действие;
извлечь из памяти информацию,

относящуюся к действию (знания, планы и структуры поведения, умения и

навыки);
вообразить, что это действие может исполняться по другому;
оценить весь комплекс информации, полученной субъектом деятельности;

Для того, чтобы совершить конкретное действие необходимо:

воспринять ситуацию, в которой должно совершаться действие;извлечь из памяти информацию, относящуюся к действию (знания, планы и структуры

Слайд 47принять решения об осуществлении деятель-ности с учетом мотивации и нормативного

образа деятельности, нормативных требо-ваний;
сформировать программу выполнения дей-ствия;
совершить необходимые исполнительные действия

(интеллектуальные, сенсомотор-ные);
сверить результат с представлением о цели;
принять решение о завершении деятельнос-ти или корректировке программы (в послед-нем случае все повторяется)

Продолжение

принять решения об осуществлении деятель-ности с учетом мотивации и нормативного образа деятельности, нормативных требо-ваний;сформировать программу выполнения дей-ствия;совершить

Слайд 48восприятия,
воображения,
памяти,
мышления,
сенсомоторные

За каждым из перечисленных психических действий стоят конкретные способности:

восприятия,воображения,памяти,мышления,сенсомоторныеЗа каждым из перечисленных психических действий стоят конкретные способности:

Слайд 49Обобщенная функциональная система деятельности на уровне способностей представлена на рис.

Обобщенная функциональная система деятельности на уровне способностей представлена на рис. 5

Слайд 50Рис. 5. Функциональная система деятельности на уровне способностей

Рис. 5. Функциональная система деятельности на уровне способностей

Слайд 51Таким образом, способности выступают в качестве механизма реализации

деятельности.
Они вовлекаются в деятельность в соответствии с требованиями деятельности,

при этом в деятельности они развиваются, прежде всего, за счет предания им черт оперативности
Таким образом, способности выступают   в качестве механизма реализации деятельности. Они вовлекаются в деятельность в соответствии

Слайд 52Общие способности достраиваются программами их использования в целях конкретной деятельности

с учетом условий, в которых деятельность реализуется, и целей, которые

необходимо достичь
Общие способности достраиваются программами их использования в целях конкретной деятельности с учетом условий, в которых деятельность реализуется,

Слайд 53Чем в большее число деятельностей вовлекаются общие способности, тем разнообразнее

программы их использования.
Это и есть магистральный путь развития способностей,

который современные методы диагностики не учитывают
Чем в большее число деятельностей вовлекаются общие способности, тем разнообразнее программы их использования. Это и есть магистральный

Слайд 54Для диагностики профессиональных способностей нужна другая методология, которая учитывала бы

проблемы, рассмотренные в настоящем разделе

Для диагностики профессиональных способностей нужна другая методология, которая учитывала бы проблемы, рассмотренные в настоящем разделе

Слайд 55Исследования в области психологии труда убедительно показывают, что успешность деятельности

определяется системно-взаимодействующей совокупностью способностей

Исследования в области психологии труда убедительно показывают, что успешность деятельности определяется системно-взаимодействующей совокупностью способностей

Слайд 56Экспериментальные данные позволяют утверждать, что существуют корреляционные плеяды способностей, обеспечивающие

эффективность выполнения отдельных действий в структуре деятельности, определяющие производительность, качество

и надежность.

Одни и те же способности могут входить в различные подсистемы. При этом их оперативное проявление в разных подсистемах может быть сходным или различным
Экспериментальные данные позволяют утверждать, что существуют корреляционные плеяды способностей, обеспечивающие эффективность выполнения отдельных действий в структуре деятельности,

Слайд 57характерные для всех этапов профессио- нализации;
временные связи, присутствующие только на

некоторых этапах овладения профессией;
связи, появляющиеся на определенном этапе овладения профессией

и в дальней-шем не исчезающие;
связи с переменным знаком

Анализ структуры связей отдельных ПВК с точки зрения их представленности на разных этапах профессионализации позволяет выделить связи:

характерные для всех этапов профессио- нализации;временные связи, присутствующие только на некоторых этапах овладения профессией;связи, появляющиеся на определенном

Слайд 58Исходя из сказанного, деятельность можно представить с позиций реализующей ее

системы способностей, как постоянно меняющуюся по составу и мере взаимодействия

структуру способностей, каждая из которых имеет свое оперативное проявление
Исходя из сказанного, деятельность можно представить с позиций реализующей ее системы способностей, как постоянно меняющуюся по составу

Слайд 59При множестве способностей, реализующих деятельность, реально существует единая структура деятельности,

которая мультиплицируется в структуре отдельных способностей.
Онтологически эта единая структура

реализуется целостностью мозга как органа психики, функционально определяется целью деятельности и ее мотивацией
При множестве способностей, реализующих деятельность, реально существует единая структура деятельности, которая мультиплицируется в структуре отдельных способностей. Онтологически

Слайд 60Для диагностики профессиональных способностей нужна другая методология, которая учитывала бы

проблемы, рассмотренные в настоящем разделе

Для диагностики профессиональных способностей нужна другая методология, которая учитывала бы проблемы, рассмотренные в настоящем разделе

Слайд 61Мы рассмотрели представление о модели психологической функциональной системе деятельности.
Реально

система деятельности складывается в процессе деятельности и этот процесс можно

представить как процесс системогенеза деятельности
Мы рассмотрели представление о модели психологической функциональной системе деятельности. Реально система деятельности складывается в процессе деятельности и

Слайд 62Представление об архитектуре
психологической функциональной системы
деятельности

выступают методологической базой при изучении конкретной деятельности

Представление об архитектуре психологической функциональной системы  деятельности выступают методологической базой при изучении конкретной деятельности

Слайд 63Вопросы для самопроверки
?

Вопросы для самопроверки?

Слайд 64Что выступает системообразующим факто-ром формирования ПФСД?
Назовите базовые компоненты субъектности деятельности?
Приведите

примеры декомпозиции резуль-тата деятельности, мотивов и цели деятель-ности
Чем определяется личностный

смысл дея-тельности?
Какова роль мотивации в интеграции систе-мы деятельности?
Из каких ресурсов формируется ПФСД?

Вопросы для самопроверки

Что выступает системообразующим факто-ром формирования ПФСД?Назовите базовые компоненты субъектности деятельности?Приведите примеры декомпозиции резуль-тата деятельности, мотивов и цели

Слайд 65Дайте характеристику критериям достижения цели и критериям предпочтительности
Дайте характеристику программы

деятельности
Место процессов принятия решений в структуре ПСД?
Дайте характеристику общей архитектуре

ПФСД
Как связана ПФСД и физиологическая функциональная система (по П.К. Анохину)?
Дайте характеристику процесса мульплицирования структуры деятельности.
Место способностей в структуре деятельности?
Покажите, что представление о структуре деятельности может выступать методологической базой при изучении любой конкретной деятельности.

Вопросы для самопроверки

Дайте характеристику критериям достижения цели и критериям предпочтительностиДайте характеристику программы деятельностиМесто процессов принятия решений в структуре ПСД?Дайте

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика