Слайд 1ПРАКТИКА ОЦЕНКИ
СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА)
Слайд 2основная деятельность
инвестиционная деятельность
финансовая деятельность
прибыль (доход);
выручка;
денежные потоки;
дивиденды или
способность выплачивать дивиденды;
величина активов;
стоимость привлеченного капитала.
Источники финансовых
выгод,
связанных с владением фирмой:
Основные финансовые переменные,
используемые для оценки
величины этих выгод
Дополнительные факторы,
влияющие на результат:
степень контроля;
право на участие в управлении;
ликвидность активов;
законодательные ограничения на операции с акциями;
ограничения права собственности;
ограничения на деятельность фирмы.
Слайд 3Этапы оценки
Подготовительный этап:
- выбор стандарта стоимости и методов оценки
- подготовка
информации для проведения оценки (в т.ч. оценка финансового состояния)
Оценочный этап:
- выполнение расчетных процедур, предусмотренных выбранными методами оценки
Заключительный этап:
- выведение итоговой величины стоимости
- составление отчета об оценке бизнеса
Слайд 4Оценка финансового состояния (1).
Корректировка финансовой и бухгалтерской отчетности
(по BVS-IX).
Процедура
корректировки:
Инфляционная корректировка: пересчёт статей фин. отчетности в современные цены.
Бухгалтерская корректировка:
приведение финансовой информации в сопоставимый вид (к единой базе учета).
Экономическая корректировка: перегруппировка и укрупнение статей; нормализация статей доходов и расходов.
Учёт нефункционирующих активов и обязательств.
Слайд 5Оценка финансового состояния (2).
Процедура оценки
Оценка достаточности доходов для исполнения долговых
обязательств.
Оценка ликвидности предприятия (статика и динамика).
Расчёт и анализ основных финансовых
коэффициентов (экспресс-анализ, рейтинговая оценка, стандартный фин.анализ)
Первый шаг – оценка достоверности финансовой отчетности
Последующие шаги – анализ финансового состояния:
Слайд 6Пример анализа финансового состояния
Слайд 7Оценочный этап.
Подходы и методы оценки бизнеса
Слайд 8Оценка стоимости бизнеса методами подхода на основе активов
Оцениваются имеющиеся активы
и обязательства.
Актив не должен стоить больше затрат за его
замещение.
МЕТОДЫ:
чистых активов
скорректированных чистых активов, поэлементной оценки
ликвидационной стоимости
Активы и обязательства предприятия принимаются к расчету по нормативной или рыночной стоимости.
Ограничения:
НМА и фактор «труд» незначительны;
Активы ликвидны;
Имеется достоверная финансовая отчетность;
Подход не должен быть единственным.
Слайд 9Метод чистых активов
Применяется когда имеется обоснованная уверенность в функционировании
предприятия в будущем.
Алгоритм расчета – см. «Порядок оценки стоимости чистых
активов акционерных обществ», утвержден приказом Минфина РФ и ФКРЦБ от 29.01.2003 г. №10-н/03-6/пз
Разновидности метода:
Метод чистой балансовой стоимости (нормативной стоимости).
Метод скорректированной чистой балансовой стоимости*.
см. пример
* - применяются коэффициенты, учитывающие «рыночный/нерыночный» характер активов, степень их ликвидности и т.п.
Собственный капитал = Активы – Обязательства
Слайд 10Метод скорректированных чистых активов (упрощенная версия)
Основа корректировки – результаты экспертизы
активов и финансового анализа. Определяется, насколько характеристики статей активов оцениваемого
предприятия, соответствуют среднерыночным значениям (примечание: в случае использования коэф. финанализа они сравниваются со среднеотраслевыми показателями из коммерческих баз данных, данных Росстата).
Корректирующий коэффициент = коэффициенту отклонения «показатель предприятия/показатель отрасли».
“Стоимость актива по балансу” х “Коррект.коэффициент” = Рыночная стоимость актива.
Стоимость предприятия методом СЧА = Скоррект.активы – Обязательства
Слайд 11Поэлементная оценка активов и обязательств
(расширенный метод СЧА)
Расчет восстановительной стоимости
(стоимости воспроизводства/замещения) для отдельных статей активов и текущей стоимости обязательств
предприятия.
Главный принцип – отказ от бухгалтерской стоимости и полная переоценка выбранных статей баланса.
Рыночная стоимость каждого переоцениваемого актива (объекты недвижимости, машины и оборудование, НМА и т.п.) определяется с помощью методов затратного, сравнительного и доходного подходов. Обязательств – методами доходного и сравнительного подходов.
Новая (переоценная) стоимость актива и обязательства заменяет его балансовую стоимость.
Далее, по методу скорректированных чистых активов:
Стоимость = Скорр.Активы – Скорр.Обязательства*
Слайд 12Шаблон итоговой таблицы методов ЧА и СЧА
Слайд 13Метод ликвидационной стоимости
Применяется когда имеются обоснованные сомнения относительно продолжения
функционирования предприятия в будущем.
Особенности:
стоимость активов принимается по
рыночной стоимости, с учетом ограниченного срока экспозиции при их продаже;
обязательства принимаются по рыночной стоимости;
стоимость деловой репутации и нематериальных активов, связанных с получением доходов в будущем, не учитываются.
Стоимость = Активы* – Обязательства – Затраты на ликвидацию
Слайд 14Оценка стоимости бизнеса методами доходного подхода
Потенциальный покупатель не заплатит
за долю в предприятии (бизнесе) больше, чем она может принести
доходов в будущем.
МЕТОДЫ:
дисконтированного денежного потока
капитализации дохода
Общие требования:
ожидаемая величина прогнозируемого дохода должна определяться исходя из прошлых результатов, перспектив развития, отраслевых и общеэкономических факторов;
обоснованность ставки дисконтирования или капитализации.
Слайд 15Метод капитализации дохода
Применяется когда денежные потоки предприятия стабильны (1),
невозможно обоснованно выделить и выразить в стоимостном выражении факторы, влияющие
на их величину в будущем (2).
Этапы:
Анализ и нормализация фин. отчетности
Выбор величины прибыли, которая будет капитализирована
Выбор ставки капитализации
Расчет стоимости и внесение поправок.
Способы выбора ставки капитализации:
на основе ставки дисконтирования;
по требуемой инвестором доходности актива (срока возврата инвестированного капитала);
на основе среднерыночной («исторической») ставки доходности.
Стоимость бизнеса = чистый доход за год / коэффициент капитализации
Слайд 16Метод дисконтированного денежного потока
Применяется когда будущие денежные потоки предприятия
нестабильны, но можно обосновано прогнозировать их изменение.
Этапы:
Выбор модели денежного потока
(детализация, срок планирования, учет инфляции).
Прогноз доходов и расходов, инвестиций; расчет денежного потока FCF.
Дисконтирование денежного потока.
Расчет текущей стоимости будущего денежного потока – стоимости бизнеса за период планирования.
Расчет стоимости предприятия (бизнеса) в постпрогнозный период.
Расчет суммарной стоимости.
Для выбора ставки дисконтирования используют:
модель стоимости капитальных активов (CAPM);
метод кумулятивного построения (СМ):
средневзвешенную стоимость капитала (WACC).
Слайд 17Метод избыточной прибыли
Позволяет учесть стоимость НМА, не отраженных в балансе,
но обеспечивающих доходность на собственный капитал выше среднеотраслевого уровня.
Основан
на предположении, что часть прибыли компании, которая превышает «нормальную прибыль» от использования материальных активов, получена за счет НМА (goodwill).
В США применяется для оценки компаний, суммарная стоимость активов которых не превышает 1–2 млн. долл.
Метод не должен быть единственным.
Факт. прибыль – Стоимость активов х Норм. доходность
Стоимость =
Ставка капитализации
Слайд 18Оценка стоимости предприятия методами сравнительного подхода
Проводится путем сравнения (сопоставления)
оцениваемого предприятия с аналогичными предприятиями, по которым имеется информация о
ценах сделок с ними.
Предполагается, что ценность предприятия определяется тем, за сколько он может быть продан на открытом рынке.
МЕТОДЫ:
метод отраслевых коэффициентов
метод компаний-аналогов:
метод сделок (сравнимых продаж);
метод рынка капитала
Слайд 19Метод отраслевых коэффициентов
Стоимость рассчитывается на основе известной зависимости (коэффициентов)
между ценой продажи бизнеса и его экономическими показателями.
Источники информации:
специальные базы данных, содержащие экономическую информацию о предприятиях, сопоставимых с оцениваемым.
Как правило, результаты, полученные при применении этого метода, являются индикативными. При выведении итоговой величины стоимости им придается наименьший удельный вес.
Слайд 20Отраслевые коэффициенты
(пример из учебника Щербаков, Щербакова)
Слайд 21Оценка стоимости предприятия методами компаний-аналогов (рынка капитала, сделок)
Технология
оценки (этапы):
Выбор предприятий-аналогов;
Сбор информации об аналогах: цены продажи (или
рыночные котировки); финансовые и технико-экономические показатели (“параметры аналогов”);
Определение состава используемых мультипликаторов;
Расчет мультипликаторов по каждому аналогу;
Расчет стоимостей оцениваемой компании с помощью каждого из мультипликаторов;
Расчет итоговой величины стоимости;
Внесение корректировок (при необходимости).
Слайд 22Формулы для расчета методом компаний-аналогов
(одинаковы для метода рынка капитала и
метода сделок)
Расчет мультипликаторов:
n – количество аналогов
Расчет стоимости оцениваемой компании:
m –
количество мультипликаторов
Слайд 23Метод рынка капитала
Применяется когда размер оцениваемого участия в уставном
капитале является неконтрольным.
Источники информации:
данные о ценах сделок с
акциями аналогичных предприятий, совершаемых на открытых фондовых рынках, не дающих контроля;
публичная бухгалтерская и финансовая отчетность компаний-аналогов.
Типичные ценовые мультипликаторы: P/E, P/CF, P/D, P/S, P/BV, P/NAV (см. след. слайд)
Если объектом оценки является контрольное участие, необходима корректировка – премия за контроль.
Слайд 25Внесение поправок на контроль
Соотношение размера проданного пакета и премии сверх
рыночной цены акции на фондовом рынке
Средние коэффициенты
контроля и премии,
сгруппированные по размерам пакетов акций
Источник: «ФБК». URL: http://www.valnet.ru/m7-298.phtml
Слайд 26Метод сделок
Применяется когда размер оцениваемого участия в уставном (складочном)
капитале является контрольным.
Источники информации:
данные о ценах сделок с акциями,
долями (вкладами) в уставных капиталах, обеспечивающих полномочия контроля;
данные о ценах сделок в форме слияний, присоединений (поглощений) или продажи предприятия (бизнеса) в целом;
публичная бухгалтерская, финансовая и прочая информация о предприятиях-аналогах.
Если оценивается не полный контроль над предприятием, необходима корректировка – скидка на неконтрольное участие (см. предыдущий слайд).
Слайд 27Различия между методами рынка капитала и сделок
Слайд 28Источники информации об аналогах для метода сделок
Слайд 29Источники информации об аналогах для метода сделок
Слайд 30Источники информации об аналогах для метода сделок
Слайд 31Источники информации об аналогах для метода сделок
Слайд 32Источники информации об аналогах для метода сделок
Слайд 34Обобщение результатов, полученных при использовании различных подходов
Выведение итоговой величины стоимости
на основании величин, полученных в результате применения различных подходов (методов):
- метод весовых коэффициентов;
- метод анализа иерархий
Слайд 35…
Метод анализа иерархий (AHP method)
Цель оценки и особенности объекта
Доходный подход
Сравнительный
подход
Затратный подход
Критерий 1
Критерий 2
Критерий 3
Доля доходной стоимости
Критерий N
Критерий 4
Доля сравнительной
стоимости
Доля затратной стоимости
Обоснованная рыночная стоимость
Слайд 37Пример применения метода анализа иерархий
И Вес П1= Вес П1∙Вес К1
+ Вес П1∙Вес К2
И Вес П2= Вес П2∙Вес К1 +
Вес П2∙Вес К2
И Вес П3= Вес П3∙Вес К1 + Вес П3∙Вес К2
Слайд 38Метод весовых коэффициентов
(субъективного взвешивания)
ИС = Сд х Кд + Сз
х Кз + Сс х Кс
Сд, з, с –
стоимость полученная одним из подходов;
Кд, з, с – вес стоимости в итоговой оценке.
Веса стоимостей выбираются экспертным путем исходя из цели оценки, достоверности информации, особенностей объекта оценки и способности подхода учесть эти особенности.