Слайд 1Проблемы фоносемантики
Экспериментальное исследование звукосимволизма А. П. Журавлевым
Слайд 2Содержание
Понятие фонетического значения
Методика экспериментального исследования и его результаты
Выводы
01
02
03
04
05
Описание фонетического значения
звуков и слов
Примеры
Слайд 5Поиски пути
«большая гора»
«маленький холмик»
БАД
БиД
Слайд 6Очень хороший -1
Очень большой -1
Никакой – 3
Никакой - 3
Очень плохой
– 5
Очень маленький - 5
Хороший -2
Большой -2
Плохой - 4
Маленький -
4
Решение
Анализ фонетической значимости
Шкала
Слайд 7Решение
*Границы существенных отклонений - 2,5 и 3,5
Слайд 10Кто страшнее – УРЩУХ или ЛИМЕНЬ?
Строение значения
Как мы помним, фонетическая
значимость очень своеобразна и не похожа на лексическое, понятийное значение
слова.
Лексическое значение слова мы можем как-то истолковать, можем указать предмет, который это слово обозначает. Если, например, иностранец спросит вас, что такое дом, вы можете объяснить ему, что это — жилое здание, или даже указать на такое здание, сказав: «Вот дом».
Фонетическая значимость не обозначает ни понятия, ни предмета. Ее описание, ее характеристика — это набор признаков.
А
Я
Слайд 11Кто страшнее – УРЩУХ или ЛИМЕНЬ?
Строение значения
И все-таки сравнение возможно.
Ведь каждый предмет, каждое понятие можно тоже охарактеризовать с помощью
признаков. Если вас попросят подобрать ряд признаков для того же быка, то вы, наверное, скажете, что он «большой», «сильный», «быстрый» и т. п., а для белки подойдут другие признаки — «маленькая», «легкая», «подвижная» и т. п. Значит, у любого слова тоже есть признаковый аспект значения.
Слайд 12Кто страшнее – УРЩУХ или ЛИМЕНЬ?
Строение значения
В иных случаях признаковый
аспект, хотя и не охватывает значения целиком, все же играет
весьма существенную роль. Так, словом бутуз называют ребенка, так что предметное, понятийное значение у этого слова есть. Но главное здесь не в том, что это ребенок, а в том — какой это ребенок. Бутуз — скажут только о крупном, крепком, толстощеком ребенке. Значит, главное — опять-таки в признаковом аспекте.
Но большинство слов расположено между полностью «признаковыми» словами и «беспризнаковыми». Так что, в общем, можно считать, что признаковый аспект создает как бы оболочку (более или менее значительную) вокруг понятийного ядра слова. Если же учесть еще и фонетическую значимость звуковой формы слова, то строение значения слова можно изобразить так
Слайд 13Who Are We?
Who Are We?
ПОНЯТИЙНОЕ ЯДРО –центральная, основная часть значения
слова
Признаковая оболочка/ аспект
Фонетическая значимость
Слайд 14Понятийное ядро
Его мы четко осознаем, можем описать, истолковать. Именно понятийное
значение приводится обычно в толковых словарях.
Понятийное ядро окружено оболочкой признакового
аспекта значения. Она менее определенна, чем ядро, ее мы осознаем недостаточно четко и не всегда можем истолковать, объяснить. Например, слова мать и мама имеют одно и то же понятийное ядро. В словарях вы так и найдете: «Мама — то же, что мать». Но мы чувствуем, что это все-таки не то же. Действительно, мама — обязательно нежная, ласковая. А мать — не обязательно, может быть, даже наоборот — суровая. Во время Великой Отечественной войны был плакат: «Родина-мать зовет!» Там мать — суровая и сильная. И, конечно, совершенно неуместной была бы замена в этом лозунге слова мать на слово мама.
Слайд 17Сконструируем формулу
01
03
04
02
Сопоставлять звучание и значение слова путём сравнения фонетической значимости
с признаковой оболочкой
Звуки в составе слова неравноправны.Самые заметные в слове-
первый звук,ударный,редко встречающийся
Все аспекты значения слова- единое целое, взаимопроникающее, слитое воедино, но по-разному взаимодействующее.
Частотность звука и его информативность находятся в обратной зависимости
Слайд 18Формула теоретической значимости
F= Σfiki/ Σki
где F — фонетическая значимость
слова; fi, — фонетическая значимость очередного (i-того) звука слова; ki
— коэффициент для очередного (i-того) звука; ∑ — знак суммы.
Стрельба по манекенам
В слове мы осознаём прежде всего значение
Фонетическую значимость и звучание можно измерить только на словах-бессмыслицах – манекенах.
Формула F намного эффективнее среднего арифметического, ближе к эталону.
Слайд 19УВАЖАЕМОЕ СЛОВО, К ЛИЦУ ЛИ ВАМ ВАША ФОРМА?
Верь в звук
слов: Смысл тайн в них.
В. Брюсов
Слово представляет собою единство значения
и звучания. Это значит, что в языке нет слов, которые имели бы значение, но не имели бы звучания, точно так же, как нет слов, имеющих звучание, но не имеющих значения. Значение слова — это его содержание, звучание — его форма. Содержание и форма в любом явлении действительности взаимодействуют вполне определенным образом, а именно — они всегда стремятся к взаимному соответствию.
Рыбы имеют обтекаемую форму, и это обеспечивает им лучшую возможность двигаться в воде.
Слайд 20УВАЖАЕМОЕ СЛОВО, К ЛИЦУ ЛИ ВАМ ВАША ФОРМА?
Верь в звук
слов: Смысл тайн в них.
В. Брюсов
Форма самолета не случайна, не
произвольна, она не только соответствует назначению (содержанию) аппарата, но и непосредственно обеспечивает выполнение главной функции самолета — летать.
Слайд 21УВАЖАЕМОЕ СЛОВО, К ЛИЦУ ЛИ ВАМ ВАША ФОРМА?
Верь в звук
слов: Смысл тайн в них.
В. Брюсов
Могут наблюдаться и другие, более
гибкие взаимоотношения между содержанием и формой явлений.
Например, ясно, что печальным словам песни должна соответствовать минорная мелодия, а радостному, веселому содержанию подойдет живая, мажорная музыка. Но жесткой, однозначной связи здесь нет — все зависит от замысла, вкуса, таланта создателя песни. Здесь можно говорить о тенденции к взаимосоответствию между формой и содержанием.
Слайд 22УВАЖАЕМОЕ СЛОВО, К ЛИЦУ ЛИ ВАМ ВАША ФОРМА?
Верь в звук
слов: Смысл тайн в них.
В. Брюсов
Всякое явление развивается, и ведущую
роль в развитии играет содержание. Оно подвижно, изменчиво, активно, форма же консервативна, статична. Поэтому содержание, развиваясь, часто уходит вперед, а форма остается прежней. Возникает несоответствие формы содержанию, которое заставляет форму изменяться, вновь приспосабливаясь к содержанию. В свою очередь, содержание тоже вынуждено считаться с формой, приспосабливаться к ней. В этом случае форма как бы ограничивает произвол в развитии содержания, стабилизирует это развитие, не дает ему совершаться хаотично.
Содержание и форма слова должны стремиться к взаимному соответствию. Такое соответствие называют мотивацией, а слово, для которого это стремление оказалось реализованным, т. е. содержание и форма которого находятся в соответствии, называют мотивированным.
Форма таких слов как бы подсказывает их содержание, а это очень важно для языка: в нашей памяти должно храниться огромное количество форм слов и их значений, причем мы должны мгновенно вспоминать значения любой словесной формы и форму любого значения, иначе мы просто не сможем оперировать языком.
Слайд 23УВАЖАЕМОЕ СЛОВО, К ЛИЦУ ЛИ ВАМ ВАША ФОРМА?
Верь в звук
слов: Смысл тайн в них.
В. Брюсов
Еще один тип мотивированности —
смысловой. Зная, что такое нос собаки, мы сразу сообразим, что такое нос корабля, потому что в первом случае это передняя, заостренная часть морды животного, а во втором — тоже передняя и тоже заостренная часть судна.
Слайд 24Значение и звучание
Как правило, мы не осознаем фонетической значимости слова.
Но с помощью специально разработанной программы можно выяснить фонетическую
значимость.
Доля отказов
С помощью шкалы «большой-маленький» программа размещает слова апельсин и арбуз в следующем порядке.
Словарный запас компьютера — это хранящийся в памяти список шкал («сильный-слабый», «быстрый-медленный», и т.д.).
Шкала
«большой-маленький»
*Следует учитывать, что формула F дает величины не абсолютные, а вероятные
Слайд 25Характеристики звучания слов,
выданные компьютером по существенным
для данных слов
шкалам.
Аккорд — красивый, яркий, громкий.
Барабан
— большой, грубый, активный, сильный, громкий.
Бас — мужественный, сильный, громкий.
Бубен — яркий, громкий.
Взрыв — большой, грубый, сильный, страшный, громкий.
Гонг — сильный, быстрый, яркий.
Гром — грубый, сильный, злой.
Грохот — грубый, сильный, шероховатый, страшный.
Лепет — хороший, маленький, нежный, слабый, тихий.
Слайд 26«Чувственные» слова
Ажиотаж — большой, громкий.
Ахинея
— плохой,
отталкивающий, низменный.
Грымза — грубый.
Егоза —активный.
Жадина — отталкивающий.
Изящество — нежный.
Кощей — страшный, угловатый.
Любовь — хороший, нежный, светлый.
Мелюзга — маленький.
Обуза — большой.
Тихоня — слабый, тихий.
Увалень— большой, округлый,
медлительный.
Хам — плохой, грубый, темный,
отталкивающий.
Хлюпик — слабый, медлительный.
Цаца — плохой.
Чистюля — хороший, светлый.
Юмор — светлый, легкий, безопасный,
радостный, добрый.
Слайд 27Сходные по значению слова распределяются
программой в соответствии со степенью
эмоционального окраса.
Слайд 28Слова растительного мира
Апельсин — хороший, маленький, светлый.
Арбуз
— большой, гладкий.
Астра — яркий.
Баобаб — большой,
величественный, могучий.
Дуб — большой, сильный, красивый, могучий.
Ива — нежный, женственный, светлый, красивый.
Калина — красивый.
Лилия — нежный, женственный, светлый, красивый.
Лопух — грубый, темный.
Репей — маленький, шероховатый.
Рябина — яркий.
Семечко — маленький.
Тюльпан — нежный, красивый.
Хворост — шероховатый.
Чаща — темный, страшный.
Слайд 29Слова с абстрактным значением
Борьба —
мужественный, активный, сильный.
Веселье — светлый, красивый,
легкий, безопасный.
Гибель — плохой.
Дело — активный.
Добро — хороший, сильный, красивый, величественный, яркий, радостный.
Доверие — хороший.
Жестокость — грубый, отталкивающий, страшный, злой.
Здоровье — активный, сильный.
Идеал — хороший, светлый, красивый, яркий, добрый.
Изящество — нежный.
Кара — страшный.
Кощунство — темный, страшный, низменный.
Мужество — мужественный.
Немощь — пассивный, медленный, тихий, хилый.
Позор — страшный.
Равноправие — величественный, яркий.
Слайд 30Недавно вошедшие слова
Бижутерия — яркий.
Джаз
— активный, громкий.
Ковбой
— мужественный, активный, сильный, быстрый.
Лазер — светлый, яркий.
Компьютер — хороший, маленький, красивый, округлый, подвижный.
Парашют — легкий, безопасный, округлый.
Регби — активный, быстрый, подвижный.
Раскаяние — хороший.
Святость — светлый.
Стыд — плохой, сильный, печальный.
Тщеславие — низменный.
Уныние — печальный.
Робот — грубый, активный, сильный, быстрый, страшный, величественный, могучий, подвижный.
Самбо — мужественный, могучий.
Стюардесса — женственный.
Электричество — яркий.
Слайд 31Борьба за жизнь
В языке на любом этапе его развития, наряду
со словами, значение и звучание
которых находится в гармонии, непременно
обнаружатся и такие слова, у которых эта гармония нарушена. Следовательно, фонетическая значимость таких слов или никак не соотносится с признаковым значением, или даже противоречит ему. Иначе не может быть. Потому что если вдруг окажется, что таких «дисгармоничных» слов нет, то это будет означать, что ни содержание, ни форма в языке не развиваются.
Дисгармония – часть развития.
Например, слово юноша. Его звучание получает характеристики «нежный», «женственный», «слабый», которые резко дисгармонируют с признаковым значением. Почему так получилось? Значимость звучания этого слова почти целиком определяется малочастотным Ю, который к тому же еще и первый, да под ударением. Но когда-то звуковая форма этого слова была иной — оно произносилось примерно как унош. Теперь сравните значимости Ю и У по шкале «женственный — мужественный»: для Ю средняя оценка 1,6 («женственный»), а для У — 3,8 («мужественный»). Значит, когда-то звуковая форма соответствовала содержанию, а затем фонетические изменения это соответствие нарушили.
Слайд 32Борьба за жизнь
Как же влияет возникшая дисгармония звучания и значения
на жизнь этого слова?
Часто ли вы употребляете слово юноша в
разговорной речи? Наверняка очень редко. Обращение юноша сейчас если и встречается, то носит либо старомодный, либо иронический характер. Почему же? Что устаревшего или смешного в значении этого слова? Разумеется, ничего. Но мы чувствуем его «женственное», «слабое» звучание и потому заменяем форму на другую, подходящую по звучанию,— молодой человек.
А если вдуматься, то эта форма нисколько не удобнее и не логичнее. Она комбинированная — состоит из двух слов, и это, конечно, менее удобно, чем одно слово. И потом, почему это молодой человек — обязательно мужчина, а девушка что же — не человек? И все-таки решающим оказывается фактор звучания, который перевешивает и неудобство и нелогичность, заставляя отказываться от формы юноша в пользу формы молодой человек.
Слайд 33Что станет со словом?
Восстановление гармонии должно быть мотивированно процессами, влияющими
на
содержание слова, устраивается «конкурс»,подбирается наиболее удобный синоним слова,самый близкий к
его содержанию. Тенденцияк гармонии содержания и формы активно влияет на жизнь слова. Если тенденция реализуется, слово становится более жизнеспособным. Такие слова активнее
функционируют в речи, у них есть преимущества в приобретении экспрессивной окраски, им легче стать выразительными словами. Слово имеет больше шансов на сохранение своего звучания и значения до тех пор, пока гармония между ними сохраняется. Нарушение гармонии ведет к неустойчивости слова и влечет за собой изменение звучания или значения в сторону восстановления гармонии. Если же изменения невозможны, слову грозит вытеснение на периферию языка, а может быть, даже и гибель.
Слайд 34Как назвать?
Особенно заметно влияние звуковой формы
на судьбу собственных имен. На
их жизнь вообще
почти не влияют никакие другие факторы, кроме
содержательности звучания. Почему, скажем,
исчезают имена Фекла, Марфа, Глафира, Федот,
Фома, Фотий, Феофан? Ясно — из-за неблагозвучности,
особенно из-за неприятного звучания звука Ф.
Почему так распространены имена Лилия, Лидия, Юлия, Александр, Андрей, Артем? Тоже ясно: потому что звучат красиво и соответственно: женские имена «женственно», мужские — «мужественно». Насколько важной оказывается для имен содержательность звучания, показывает хотя бы факт перехода мужских имен в женские и наоборот. Вы наверняка удивитесь, узнав, что имя Инна было первоначально мужским. Но его явно «женственное» звуковое оформление оказалось сильнее традиции и перевело его в разряд женских. А вот имени Юлий не помогло даже «мужское» грамматическое оформление — оно превратилось в женское имя Юлия, потому что звучит очень уж «нежно» и «женственно».
Слайд 35Разное восприятие
Любопытный пример. Хорош автомобиль «Жигули». И назван красиво —
по имени удивительно живописных волжских гор. Имя машины я нас
вполне определенно и положительно мотивировано. Эта осознанная предметная мотивация заглушает звучание, подавляет для нас фонетическую значимость
этого слова. За рубежом предметная мотивация его имени исчезает, остается лишь содержательность звучания. И эта содержательность оказывается отрицательной — имя «не звучит», а вернее, звучит неприятно. Специалисты предложили переименовать машину и в полном соответствии с теорией фонетической значимости дали ей красиво звучащее имя «Лада». Что же вы думаете — покупательский спрос заметно вырос.
Казалось бы, мелкий факт. Но подумайте, скольким новым товарам, учреждениям, предприятиям, магазинам, кафе, ансамблям, новым профессиям приходится подыскивать названия. И сколько бывает неудачных решений.
Таким образом, доминирующий фактор изменения многих слов – благозвучность.
Слайд 36Чужестранцы
Заключение
Чужое слово проходит в новом языке фонетическую обработку
Хорошо, если при
этом сохраняется гармония звучания и значения:
трактор, гангстер, агрегат, бульдозер, мотор
Каждое
заимствованное слово
хочет получить в новом языке мотивационную поддержку
Следовательно, отношение звучания и значения важно для запоминания иностранных слов
Иногда бывает резкое изменение признакового значения слова из-за влияния воздействием фонетических и смысловых факторов:
сокол, ястреб, коршун
Фонетическая значимость текста влияет на читателя, увеличивая вероятность
его определенных суждений и оценок
Гармония содержания и формы повышает эффективность функционирования языка,
а дисгармония затрудняет его и приводит к сдвигам содержания или формы в сторону соответствия.