Слайд 1Социология как наука об обществе. Основные понятия социологии
Слайд 2План лекции и логика изложения
Цель лекции: выяснить специфику предметной области
социологии как науки о законах, закономерностях и механизмах возникновения, развития,
функционирования общества в целом, социальных институтов, групп, общностей, личности.
План лекции:
Предпосылки возникновения социологии как науки.
Время и место возникновения социологии, мыслители, оказавшие наиболее явное влияние на формирование социологии как науки.
Научно-теоретические подходы к пониманию объекта и предмета социологической науки.
Понятие «социальное», объект и предмет социологии.
Структура социологического знания и взаимосвязь социологии с другими науками.
От эмпирического исследования к социологической теории.
Основные функции социологии.
Социология как научная дисциплина и как сфера деятельности.
Слайд 3Термин «социология»
Термин «социология» ввел в научный оборот французский философ Огюст
Конт.
Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Ко́нт (1798 -1857) — французский
философ и социолог. Родоначальник позитивизма.
Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854).
Одна из основных причин возникновения социологии – развитие методического аппарата естественных наук.
Основная идея «Системы позитивной философии» Огюста Конта – уподобить изучение общества изучению природы.
Слайд 4Исторический фон событий
Французский абсолютизм (1643—1789)
Французская революция (1789—1799)
Первая республика (1792—1804)
Первая империя
(1804—1814)
Реставрация Бурбонов (1814—1830)
Июльская монархия (1830—1848)
Вторая республика
(1848—1852)
Вторая империя
(1852—1870)
Третья республика
(1870—1940)
Родился Огюст Конт (1798)
Сотрудничество с А.Сен-Симоном (1819-1828)
Публикация «Курса позитивной философии» (1830-1842)
Публикация «Системы позитивной политики» (1851-1854)
Умер Огюст Конт (1857)
Слайд 5Предпосылки возникновения социологии
Политические и социальные предпосылки.
Смена строя в странах Западной
Европы, стремительные изменения политической ситуации во Франции.
Формирование парламентской республики во
Франции.
Экономические предпосылки.
Развитие капитализма, рост урбанизации,
Усложнение структуры общества и городского населения.
Социальный запрос со стороны буржуазии на разработку «социальных механизмов» управления настроениями и поведением людей.
Научные предпосылки.
Попытка экстраполяции «научного метода» на исследование социальных процессов, общее расширение областей применения «научного метода».
Формирование представления о том, что научный метод является универсальным инструментом исследования.
Слайд 6Место социологии в системе наук
Историческая логика развития наук (по О.Конту)
состоит в переходе к наукам более высокого порядка, каждая из
которых имеет в предшествующих необходимую предпосылку.
Математика
Астрономия
Химия
Биология
Социология
(«социальная физика»)
Позитивистская доктрина О.Конта направлена на создание «позитивной социальной науки», столь же доказательной и общезначимой, как и естественнонаучные теории.
Социология должна быть основана на фактах и их связи, изучаемых методами сравнения, эксперимента, точного измерения.
Общество рассматривается как эволюцио-нирующий социальный организм, законы которого имеют общность с природными.
Физика
Слайд 7«Социальная физика» Огюста Конта
Социология («социальная физика») относится к группе «обобщающих
наук».
Также «обобщающими науками» являются математика, астрономия, физика, химия, биология.
«Обобщающие» науки
выше «описательных» - географии, ботаники, зоологии, истории и т.д.
В «социальной физике» выделяются два основных раздела.
«Социальная статика» - изучает «существование» («Как возможно общество?», «Как оно поддерживает свое единство, почему не распадается на отдельные элементы?»).
«Социальная динамика» - изучает причины и закономерности общественных изменений (по Конту, социальная динамика – позитивистская теория истории).
Первичный фактор социальной динамики – духовное, умственное развитие. Вторичные факторы – климат, раса, средняя продолжительность жизни, прирост населения и т.д.
Слайд 8Понятие о «позитивизме»
«Реальное в противоположность химерическому».
Позитивизм посвящает «себя исследованиям, истинно
доступным нашему уму».
«Полезное в противовес негодному».
«Необходимое назначение всех наших здоровых
умозрений – беспрерывно улучшать условия нашего действительного индивидуального или коллективного существования вместо напрасного удовлетворения бесплодного любопытства».
Достоверное в противоположность сомнительному.
Способность «самопроизвольно создавать между индивидуумом и духовной общностью целого рода логическую гармонию взамен тех бесконечных сомнений и нескончаемых споров, которые должен был порождать прежний образ мышления».
«Точное в противовес смутному»
Желание «добиваться всюду степени точности, совместимой с природой явлений и соответствующей нашим истинным потребностям».
«Положительное в противоположность отрицательному»
Стремление «не разрушать, но организовывать».
Слайд 9Развитие человеческого духа
Теологическая
(фиктивная) стадия
Метафизическая
(отвлеченная) стадия
Научная
(позитивная) стадия
Согласно учению
Конта, человеческий дух в своем развитии проходит три стадии: теологическую
(фиктивную), метафизическую (отвлеченную) и научную (позитивную).
На первой стадии, для которой характерно господство духовенства и военных властей, человек объясняет явления природы как порождение особой воли вещей или сверхъестественных сущностей (фетишизм, политеизм, монотеизм).
На второй стадии – при господстве философов и юристов – явления природы объясняются абстрактными причинами, «идеями» и «силами», гипостазированными абстракциями.
На третьей, позитивной стадии, для которой характерно объединение теории и практики, человек довольствуется тем, что благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянными, формирует законы.
Слайд 10Основные идеи и предшественники
«Проект социологии»
Огюста Конта
Идея общества
как самостоятельного
объекта изучения
Идеи научного метода
как познавательного
инструмента
Идея «естественного
закона», по которому
функционирует общество
Идея прогресса,
поступательного
развития общества
Слайд 11Основные идеи и предшественники
«Проект социологии» Огюста Конта был результатом объединения
четырех фундаментальных идей, развивавшихся в течение столетий.
Идеи «общества» как самостоятельного
объекта научного изучения.
Идеи естественного закона, по которому функционирует общество.
Идеи прогресса («закон трех стадий»).
Идеи метода как познавательного инструмента.
В первую очередь, идеи Огюста Конта основывались на работах ученых Нового времени.
Шарль Луи де Монтескьё (детерминизм, «дух законов»).
Анна Робер Жак Тюрго и Жан Антуан Николя Кондорсе (идея прогресса, закон «трех стадий»).
Анри де Сен-Симон (примат науки, концепция социального физицизма).
Слайд 12Основные положения концепции Конта
Наука должна быть «позитивной», изучать факты: как
протекают явления, а не «почему» или «зачем» они протекают.
«…Не человечество
нужно объяснять, исходя из человека, а… человека, исходя из человечества».
История должна рассматриваться не как история людей, а как история идей («Идеи управляют и переворачивают мир»).
Могут быть выделены этапы развития общества, которые соответствуют этапам развития науки и мировоззрения
Теологический этап (фетишизм, политеизм, монотеизм, власть фикций и иллюзий), метафизический (власть абстракции, общих рассуждений), позитивный (власть реального, «позитивного» знания).
Основной принцип позитивной философии выражается «в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель наших усилий».
Слайд 13Объект и предмет науки
Объект познания в науке.
Все то, на что
направлена деятельность исследователя, что, противостоит ему в качестве объективной реальности.
Объект – это отдельная часть или совокупность элементов объективной реальности, обладающая определенным или специфическим свойством.
Каждая наука отличается от другой своим предметом.
Отличие различных наук друг от друга состоит в том, что даже в одном объекте они исследуют свои специфические законы и закономерности, которым подчинено развитие и функционирование данного объекта.
Предмет изучения в науке не может быть тождественен ее объекту.
Предмет науки - воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности.
Слайд 14Объект и предмет социологии
Объектом изучения в социологии (равно как и
в ряде других наук) является общество.
Предмет
социологии
Позитивистский подход
(О.Конт): законы
общественного развития
Объективный подход
(Э.Дюркгейм):
социальные факты
Субъективный подход
(М.Вебер): социальное
взаимодействие
Обобщающий подход:
социальные связи
Предмет социологии – совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное – это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.
Слайд 15«Социальное» как предмет социологии
«Социальное» - характеризующее общественную жизнь и отличающее
«общественное» от «природного».
«Важнейшим, ключевым для социологии выступает понятие социального. Понятие
«социальное» как характеристика каждой из сторон общественной жизни...» (Г.В.Осипов и др.)
«Социальное» - проявляющееся во взаимодействии людей.
«Что касается выбора исходной клеточки исследования общества вообще, то ею, с нашей точки зрения, является человек. ... Понимание человека как субъекта общественных отношений и деятельности позволяет представить совокупность общественных отношений в качестве его сущности и тем самым от анализа человека перейти к исследованию самого общества». (Бороноев А.О. и др.).
«...Социальная общность может рассматриваться в качестве ключевой, основополагающей категории социологического анализа» (В.А.Ядов).
Слайд 16Определения социологии
Социология – наука об общих и специфических социальных законах,
о закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука
о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов, народов (Геннадий Васильевич Осипов).
Социология — это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей (Владимир Александрович Ядов).
Слайд 17Определения социологии
Социология – это изучение общественной жизни человека, изучение групп
и обществ (Энтони Гидденс).
«Социология и антропология – прежде всего науки
о связях, поэтому они входят в кибернетику. Частный раздел социологии, известный под названием экономики и отличающийся от других главным образом более аккуратным использованием числовых мер для рассматриваемых величин, также представляет раздел кибернетики благодаря кибернетическому характеру самой социологии» (Н.Винер).
Слайд 18Социология в системе наук об обществе
Экономика
Этнография
Этика
Психология
История
Правовые науки
Политология
Философия
Социология
Социология – социально-гуманитарная наука,
имеющая ряд общих черт как с естественными, так и с
техническими науками.
Слайд 19Цель и принципы социологии
Основная цель социологии – дать рациональное объяснение
поведения социальных объектов и определить механизмы решения социальных проблем.
Очевидно, о
«цели» социологии можно говорить лишь в приложении к решению конкретных практических задач.
Сама по себе наука иной «цели», кроме познания мира, иметь не может и не должна.
Основные принципы исследования в социологии:
Принцип эмпиризма – теоретические положения и выводы должны подтверждаться данными, полученными с помощью специфических социологических методов.
Принцип объяснения – полученные опытные данные, эмпирические факты и обобщения должны быть объяснены исходя из существующих теоретических представлений.
Принцип свободы от ценностных суждений, независимости и объективности выводов.
Слайд 20Функции социологии
Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение». В
социологии этим термином обозначают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы.
Функции
социологии
Гносеологическая
(теоретико-
познавательная)
Прогностическая
функция
Прикладная
(управленческая)
функция
Идеологическая
(воспитательная)
функция
Функция социального
контроля
(информационная)
Слайд 21Функции социологии
Познавательная функция.
Социология дает прирост нового знания о различных сферах
социальной жизни, о тенденциях общественного развития.
Прикладная (практическая) функция.
Социология не только
познает реальность. Социологическое знание может быть использовано в принятии управленческих решений.
Функция социального контроля.
Социологическая информация обеспечивает обратную связь между обществом и органами власти.
Идеологическая (воспитательная) функция.
Социологическое знание может служить средством манипулирования сознанием и поведением людей.
Прогностическая функция.
Социология предоставляет инструменты прогнозирования закономерностей развития социальных процессов.
Слайд 22Структура социологического знания
Социология как
теоретическая дисциплина и
практическая деятельность
Фундаментальная
социология
Уровень
изучаемых
процессов
Уровень
получаемого знания
Цели и задачи
исследователя
Прикладная
социология
Теоретические
исследования
Эмпирические
исследования
Теории
среднего
уровня
Микросоциология
Макросоциология
Слайд 23Структура социологического знания
Общетеоретическая социология (макросоциология).
Теоретическое макросоциологическое исследование, направленное на выяснение
общих закономерностей функционирования и развития социума как целого.
Социология «среднего уровня»
(теории среднего уровня).
Специальные социологические теории, включая отраслевые социологии. Исследования меньшей степени общности, направленные на изучение отдельных структурных частей социальной системы.
Микросоциология.
Микросоциология – изучение социальных явлений и процессов сквозь призму действия и поведения отдельных людей.
Эмпирические (прикладные) исследования.
Прикладные проекты по различной проблематике, направленные на решение практических задач и/или проверку гипотез, связанных с исследованиями на более высоких уровнях («среднем» или «общетеоретическом»).
Слайд 24Контрольные вопросы
В чем специфика социологии как научной и учебной дисциплины?
Какие
науки заложили фундамент социологии?
Кого называют «отцом социологии»? В чем основная
заслуга этого мыслителя?
Когда возникла социология как наука? Почему она возникла именно в это время?
Что является объектом и предметом социологии как научной дисциплины?
Какова структура социологии как науки? По каким основаниям выделяются различные направления в социологических исследованиях?
В чем ее основные функции?
В чем заключаются сходства и различия между социологией, а также естественными и техническими науками?
Слайд 25Литература по теме занятия
Девятко, И. Ф. Состояние и перспективы социологической
теории в мире и в России / И. Ф. Девятко
// Социологические исследования. – 2007. – № 9. – С. 35–37.
Кастельс, М. Россия в информационную эпоху / М. Кастельс, Э. Киселева // Мир России. – 2001. – № 1. – С. 35–66.
Орлов, Г. П. Категории социологии: проблема классификации / Г. П. Орлов// Социологические исследования. – 1997. – № 10. – С. 109–116.
Оспанов, С. И. Об объекте и предмете социологии: логико-гносеологическое осмысление / С. И. Оспанов // Социологические исследования. – 1998. – № 3. – С. 62–72.
Подвойский, Д. Г. О предпосылках и истоках рождения социологической науки / Д. Г. Подвойский // Социологические исследования. – 2005. – № 7. – С. 3–12.
Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Прогресс, 1983. – 605 с.
Рабочая книга социолога / отв. ред. Г. В. Осипов. – М.: КомКнига, 2006. – 480 с.
Современная западная социология: словарь / сост.: Ю. Н. Давыдов [и др.]. – М.: Политиздат, 1990. – 432 с.
Тощенко, Ж. Т. Парадигмы, структура и уровни социологического анализа / Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. – 2007. – № 9. – С. 5–16.