Слайд 1Экологическая психология
Елена Алексеевна Стерлигова
Ольга Сергеевна Шмырина
Слайд 2
Основные концепции и теории экологической психологии
Слайд 3Содержание
Концепции "жизненного пространства" К. Левина, «персонального пространства» Э.Холла и Р.Соммера
Г.
Мюррей и У. Мишел о взаимодействии человека и среды
Концепции окружающей
среды К. Крайка и И.Альтмана
Экологическая психология Р.Баркера
Концепции взаимосвязей в системе «Человек – Среда» Ю.Круусвалла, М.Хейдметса, Т.Нийта
Слайд 4Концепции "жизненного пространства" К. Левина, «персонального пространства» Э.Холла и Р.Соммера
Одним из
первых теоретических представлений о психологическом характере взаимодействия человека и среды
является концепция "жизненного пространства" К. Левина.
По формуле К. Левина, поведение рассматривается как объединение усилий личности и воспринимаемого окружения
Слайд 5Концепции "жизненного пространства" К. Левина, «персонального пространства» Э.Холла и Р.Соммера
К.Левин выделяет
понятие "пограничной зоны" жизненного пространства - часть физического и социального
мира, которая влияет на жизненное пространство в данный момент времени.
В 1969 г. появляется монография Р.Соммера “Персональное пространство”
Слайд 6Концепции "жизненного пространства" К. Левина, «персонального пространства» Э.Холла и Р.Соммера
Холл Э.
определял персональное пространство как “небольшую защитную сферу или пузырь, который
поддерживает, сохраняет и защищает человека от других”.
Слайд 7Концепции "жизненного пространства" К. Левина, «персонального пространства» Э.Холла и Р.Соммера
Соммер
Р. обозначал персональное пространство как площадь с невидимой границей, которая
окружает тело человека и в которую может войти чужой.
Недостаток категории персонального пространства - то, что содержание данной категории выражает защитный механизм пространственного поведения, т.е. предлагает статичный, а не развивающийся вариант этого феномена
Слайд 8Г. Мюррей и У. Мишел о взаимодействии человека и среды
Г. Мюррей - в любой момент, когда организм находится в определённой
среде, детерминирует его поведение и, может быть, изменяется при этом, образ действия индивида не может анализироваться без учёта характеристик этой среды.
Слайд 9Г. Мюррей и У. Мишел о взаимодействии человека и среды
У.
Мишел - для того, чтобы предугадать принятие того или иного
решения индивидом, обязательно должны рассматриваться структурные и функциональные критерии тех мест, в которых индивид находится
Слайд 10Концепции окружающей среды К. Крайка
К.Крайк, изучал способы, посредством которых люди
постигают цельную физическую среду их окружения.
Схема теоретической концепции Крайка
опирается на понятия «наблюдатели», «способы ознакомления», виды реакций» и «размеры среды окружения».
Слайд 11Концепции окружающей среды К. Крайка
Наблюдатели:
профессиональные группы;
специализированные группы клиентов
потребителей среды;
группы, сформированные из людей, подобранных по определенным критериям;
группы их случайных людей, публика в целом;
Слайд 12Концепции окружающей среды К. Крайка
Способ ознакомления:
непосредственное ознакомление;
опосредованное ознакомление;
ознакомление
посредством активизации воображения;
путем передачи мыслительных образов (путём передачи другому своего
мнения, предположений, догадок, гипотез).
Слайд 13Концепции окружающей среды К. Крайка
Виды реакций (ответов):
описательные (свободные,стандартизированные,
классифицирующие -
описание и т.д.);
обобщающие;
реакции в виде заключений;
реакции отношения;
реакции
предпочтения.
Слайд 14Концепции окружающей среды К. Крайка
Размеры среды окружения:
таксономия повседневного языка; (повседневный
язык)
объектные физические и географические критерии;
упорядоченные знаковые системы; (знаки)
модальные поведенческие атрибуты
(описательные оценки, ценностные оценки, прогнозные оценки).
Слайд 15Концепции окружающей среды И.Альтмана
Вторая концепция создана И.Альтманом (Altman, 1975, 1976),
который классифицировал исследования по трем основным направлениям:
пространственным единицам анализа;
изучаемым феноменам среды;
стадиям проектирования, для которого выполняется исследование.
Слайд 17Концепции окружающей среды И.Альтмана
Пространственные единицы исследования места: квартиры; жилые дома;
больницы, школы, тюрьмы; "микрорайоны"; города; географические районы.
Поведенческие реакции (феномены
среды или ряд процессов, связанных с удовлетворением пространственных потребностей человека): стремление к уединению; потребность в личном пространстве; предпочтение тех или иных районов.
Стадии проектирования: оценка; использование; строительство; проектирование; составление общей программы.
Слайд 18Концепции окружающей среды И.Альтмана
Слайд 19Концепция "места поведения" Р. Баркера
Центральным понятием и в то же время
единицей исследования в экологической психологии является “место поведения”
Для Р.Баркера
представляет интерес, главным образом, экстраиндивидуальное поведение - закономерности координированной деятельности участников данного места поведения - а не поведение конкретного индивида.
Слайд 20Концепция "места поведения" Р. Баркера
Вторым направлением развития теории Р.Баркера является поведенческая
экология Виллемса (1973, 1977)
Поведенческая экология подчеркивает исследование человека в
его естественной среде, пытаясь документировать распределение и частоту явлений в ситуациях повседневной жизни.
Слайд 21Концепция "места поведения" Р. Баркера
Существенной чертой является рассмотрение организма и среды
в качестве элементов одной и той же системы, а поведение
- соединяющей их грани
Слайд 22Концепции взаимосвязей в системе «Человек – Среда» Ю.Круусвалла,М.Хейдметса, Т.Нийта
Согласно концепции
Ю.Круусвалла, саморегулирующимися областями среды являются:
природная среда,
деятельностная среда,
социальная среда
культурная среда, по отношению к которым человек выступает соответственно как живое существо, субъект, личность, индивидуальность
Слайд 23Концепции взаимосвязей в системе «Человек – Среда» Ю.Круусвалла
Гармоничный образ жизни
(и целостная личность) развивается лишь в среде, основные области которой
развиты полностью и устойчиво и где взаимосвязи субъекта с разными областями среды взаимно не противоречивы
(Ю.Круусвалл, 1980, 1983).
Слайд 24Концепции взаимосвязей в системе «Человек – Среда» М.Хейдметса
М. Хейдметс
определяет среду с помощью соотношения «субъект-среда».
Средой для некоторого субъекта
являются включенные в его жизнедеятельность объекты и явления внешнего мира.
Слайд 25Концепции взаимосвязей в системе «Человек – Среда» М.Хейдметса
В соотношении «субъект-объект»
появляется контроль среды, среда становится органом деятельности субъекта
Во взаимоотношениях
«субъект-субъект» появляется регуляция приватности, стремление закрыть от других некоторые свои действия, предметы и отношения
В отношении человека к самому себе формируется «чувство самоидентичности», восприятие самого себя как высшей ценности
Слайд 26Концепции взаимосвязей в системе «Человек – Среда» М.Хейдметса
Становление субъекта-
это процесс разделения его самого и его непосредственного окружения на
внутренние и внешне контролируемые, на открытые и закрытые и на «свои» и «чужие» части.
Именно появление «субъектов без объектов» и «объектов без субъектов» основа многих современных средовых проблем
(М. Хейдметс, 1981,1986).
Слайд 27Концепции взаимосвязей в системе «Человек – Среда» Т.Нийта
Т.Нийт предложил концепцию,
согласно которой общий уровень социальной активности (ОУСА) человека есть функция
социофизической среды
условие и содержание труда;
квартирные условия;
семейные отношения;
Слайд 28Концепции взаимосвязей в системе «Человек – Среда» Т.Нийта
Слайд 29Концепции взаимосвязей в системе «Человек – Среда» Т.Нийта