Слайд 23Теоретический чертёж финикийского судна
Слайд 24Главными особенностями формы корпуса, обеспечивающими штормовую незаливаемость беспалубного финикийцев корабля,
можно назвать следующие:
Низкий надводный борт, не воспринимающий кренящего давления ветра,
и широкий корпус, обеспечивающий хорошую, точнее – избыточную поперечную остойчивость;
Очень большое отношение ширины к высоте корпуса в районе мидель-шпангоута (В/Н >3 ÷ 4) и большая седловатость линии борта, приводящая к высоким штевням в оконечностях;
Округлая форма мидель-шпангоута и развал бортов на уровне действующей ватерлинии обеспечивают крутые ветви диаграммы статической остойчивости, что в совокупности с низким центром тяжести корпуса позволят судну легко удерживаться на наклонной поверхности волны. Это необходимо для обеспечения незаливаемости в средней части корпуса;
Зауженные и высокие V-образные шпангоуты в носу и в корме способствуют демпфированию килевой качки. Такие шпангоуты в оконечностях «расталкивают» воду при сильной килевой качке, создавая динамические условия незаливаемости в оконечностях;
Волноактивная часть корпуса делается симметричной относительно мидель-шпангоута, что является главным условием выравнивания корпуса параллельно поверхности волны.
Для удержания хода лагом к волне в этом случае оказываются достаточными усилия гребцов на веслах, а при усилении волнения и потере хода удержание судна на штормовом курсе возможно с помощью кормового рулевого весла-плавника.
Слайд 27Карта Птолемея (II век н. э.) Благодаря опросу купцов и
мореплавателей, а также чтению всех отчетов античных путешественников, ему удалось
нарисовать карту мира в конической проекции, с параллелями и меридианами.
Слайд 32Древний РиРимские суда (галеры) были вооружены “ворономм и Византия
Римские суда
(галеры) были вооружены “вороном
Римские суда, галеры были вооружены «вороном»
Слайд 34Схема размещения гребцов на банке галеры
Слайд 36В и к и н г и и их суда
- ладьи
При усилении морского волнения использование обычных гребных весел становится
невозможным, и тогда только кормовое весло-плавник остается единственным средством для активного позиционирования корабля и предотвращения опасных контактов беспалубного корпуса со штормовыми волнами.
Слайд 38Теоретический чертеж ладьи викингов
(наибольшая длина - 23,80 м, наибольшая
ширина - 5,05 м
Слайд 39Поход Дракеров в северо-западной Атлантике.
Слайд 40В 983 году отважный викинг Эрик Рыжий обнаружил к западу
от Исландии новые земли
Слайд 43Активное удержание корпуса на гребне волны возможно только для небольших
судов или шлюпок. Такое плавание всегда является экстремальным и потому
не может быть рекомендовано для крупных судов открытого моря
Слайд 46Рыболовное судно русских поморов. Образец корпуса, допускающего активное маневрирование в
штормовом море, что необходимо для ухода в укрытие от реальной
штормовой опасности. При этом обводы корпуса учитывают особенности штормового плавания по волне под управлением штормовых парусов и навесного руля.
Слайд 47Форма корпуса и парусное вооружение корабля обладали следующими проектными и
эксплуатационными особенностями:
Корпус судна должен иметь полные кормовые обводы с глубоко
посаженным пером руля. При этом надводная часть кормы не должна нависать над водой, чтобы не допускался захват корпуса быстро движущимся гребнем попутной волны.
Кормовой руль заглубляется настолько, чтобы его рабочая площадь всегда находилась ниже уровня подошвы волны, так как поток воды в гребне движется в попутном направлении и быстрее самого судна.
Штормовой парус должен обеспечивать перемещение центра парусности в нос, что в совокупности с полной кормой и обтекаемыми носовыми обводами делает возможным удержание курса с ходом по волне и по ветру.
Носовая оконечность не должна иметь заостренного и килеватого форштевня, так как последний будет перемещать центр динамического бокового сопротивления в нос и тем самым нарушать устойчивость на штормовом курсе.
В отличие от судна, штормующего лагом к волне и практически без хода, штормовое плавание поморов скорее напоминает скоростную гонку с испытанием прочности парусного вооружения и предельным напряжением сил экипажа. В случае, если корпус все же захватывается волной и ставится лагом, то происходит либо быстрое опрокидывание, либо срыв паруса. Выход на исходный курс будет возможен только после повторной установки штормовых парусов на фок-мачте.
Слайд 51Северная Европа XII - XIV веков
Когги – торговые суда
с круглым корпусом и обшивкой внакрой, с одной мачтой несущей
парус. Бак и квартердек этих судов использовались как боевые площадки, где располагались воины для защиты от пиратов.
Слайд 52 Ганзейский когг
Теоретический чертеж ганзейского когга (наибольшая длина - 28,80
м, наибольшая ширина - 8 м).
Слайд 54 Норманнское судно, 1100 г.
Теоретический чертеж (наибольшая длина - 26,50 м,
наибольшая ширина - 7,30 м
Слайд 60Средневековая галера. Галера — военное весельное судно
Слайд 61Средневековая галера. Галера — военное весельное судно
Слайд 67 ПОРТУГАЛЬСКИЙ РЫЦАРЬ ИЗ НЮРНБЕРГА
Мартин Бехайм, уроженец сухопутного Нюрнберга, вошёл в
историю как создатель первого в мире глобуса и немало сделавший
для развития морской навигации и штурманского дела
Слайд 68Глобус, созданный немецким географом Мартином Бехаймом в 1492 году, и
отражающий средневековые представления о мире накануне открытия Нового Света.
Слайд 69Васко да Гама родился в 1469 году в городе Синиш,
в благородной семье солдата, который верно служил королю Португалии Жуану
II. Карьера исследователя у Васко да Гамы началась, после того как умер его отец, возглавлявший экспедицию планирующаяся для открытия морского пути в Азию.
Васко да Гама принял команду из 170 человек и отправился из Лиссабона 7 июля 1497 года в составе трех судов «Сан-Габриэль», «Беррио» и флагманским кораблем «Сан-Рафаэль». Его задачей было отыскать морской путь в Индию для установления торговых отношений. В сентябре 1499 года экспедиция в составе двух кораблей и 55 человек обессиленной команды прибыли в порт Лиссабон. Их встречали как героев. И действительно, ведь кроме ценностей, которые принесли большой доход экономике государства, Васко да Гама нанес на мировую карту более 4000 км побережья Африки от устья реки Грейт-Фиш до порта Малинди, вписав свое имя в мировую историю как первооткрывателя проложившего морской торговый путь из Европы в Индию.
Слайд 72 Христофор Колумб
Христофор Колумб - великий известный мореплаватель. Родился 25 августа
1451 года в Генуе. В 1492 году сбылась мечта моряка
- Христофор Колумб отправился в качестве руководителя морской испанской экспедиции, на поиски кратчайшего морского пути в Индию. Группа в составе трех судов, а точнее, каравелл под названиями: «Санта Мария», «Пинта» и «Нинья» и численностью 90 человек взяла курс от Пиренейского полуострова порта Паллас на запад по направлению Канарских островов. 12 октября 1492 года Христофор Колумб и его команда после длительных странствий впервые ступили на землю Нового Света: побережье одного из Багамских островов Сан-Сальвадор. Этот день стал историческим – официальная дата открытия Америки.
Слайд 76Технические данные судна «Санта-Мария»: Длина - 18 м ;
Ширина - 6 м ; Осадка – 3м.,;
Водоизмещение - 100
тонн;Скорость - 7 узлов; Экипаж - 30 человек;
Количество мачт - 3;
Слайд 77 Технические данные судна «Нинья»:
Длина - 15
м ; Ширина - 5 м; Осадка - 2 м;Водоизмещение
- 60 тонн;Скорость - 8 узлов;Экипаж - до 20 человек;
Количество мачт - 3;
Слайд 78Технические данные судна «Пинта»:
Длина - 16,6 м;Ширина - 4,8 м
;Осадка - 1,5 м;Водоизмещение - 70 тонн;Скорость - 10 узлов;
Экипаж
- 20 человек;Количество мачт - 3;
Слайд 83Карта Пьера Деселье никогда не использовалась мореплавателями. Она была нарисована,
чтобы продемонстрировать при дворе короля Франции уровень научных познаний в
области географии по состоянию на 1550 год. Несмотря на ряд допущенных неточностей (форма Северной Америки, восточного побережья Азии), общее расположение Европы, Африки и Южной Америки является верным.
Слайд 84Палочка Леви (Посох Якова) - средневековый инструмент для определения широты
местоположения.
Слайд 85Квадрант - примитивный инструмент для измерения высоты звезд и определения
широты.
Слайд 87Морская астролябия, датируется 1588 г.
Слайд 88 Октант, сконструированный Бенджамином Колом в 1731 г.
Слайд 89а). Один из первых компасов, представлявший собой плавающую в наполненной
водой раковине дощечку. К одному из ее концов был прикреплен
кусочек магнитного камня;
б). Обычная буссоль, состоящая из стальной магнитной стрелки, вращающейся на острие, расположенном в центре небольшой круглой или четырехугольной коробочки (по-итальянски - "боссола"), была наиболее распространена на борту первых каравелл.
в). Компас или сухая буссоль со стрелкой, усовершенствованная в Сагрской школе, изготавливался из картонного диска, на котором была нарисована роза ветров. Под северной точкой розы ветров закреплялась небольшая намагниченная стальная полоска. Это уже более точный инструмент, чтобы держать правильный курс.
Слайд 90Изобретение судового компаса относится приблизительно к 1300 году, и было
сделано итальянским моряком Флавио Джойя родом из Амальфи вблизи Неаполя;
свойство магнитной стрелки указывать на север, которое уже давно было известно, открыл не он, и не он первый подвесил такую стрелку в коробке, что тоже делалось уже раньше, но он первый прикрепил картушку (розу ветров), которая уже была в то время известна, к магнитной стрелке, свободно подвешенной в закрытой коробке, и защищенной таким образом от внешних влияний;
это дало возможность постоянно следить за курсом корабля и, следовательно, точнее держать курс по заданному направлению, а также точно делать засечки (пеленги). До этого времени можно было определять только направление на север.
Слайд 91
Одна из карт Паоло дель Поццо, известного больше под
именем Тосканелли.
Он был флорентийским астрономом и космографом XV века.
Его научные изыскания привели его к мысли о возможности пересечь
Атлантику на запад, чтобы доплыть до Индии.
Слайд 93Предполагаемый вид казацкой чайки.
Слайд 94король Филипп II,
королева Елизавета
Почему погибла испанская армада
король Филипп II, королева Елизавета
Слайд 95
британский парусный корабль нового поколения
Слайд 101Флот Древнего Китая самый многочисленный
в истории человечества
Слайд 106карта морских походов древнего флота Китая
Слайд 107сравните корабли Христофора Колумба и китайского адмирала Чжэн Хэ
флагманское судно адмирала Чжэн Хэ
Технические
характеристики флагманского судна-джонки: Длина - 126 м;Ширина - 51 м;
Водоизмещение - 7000 тонн ;Скорость - 4,8 узла;Количество палуб - 5;
Слайд 115 Схема парусного вооружения
японского парусного корабля
Современная реконструкция японской джонки
Слайд 120 «Фредерик»
Летом 1636 года судно было построено, названо в
честь герцога Гольштейнского «Фредерик», и на нем поднят флаг герцогства.
Корабль плоскодонный, трехмачтовый, парусный.
Его длина 35 м, ширина 12 м, осадка 2 м.
В тихую погоду судно могло передвигаться при помощи двенадцати пар больших галерных весел.
Корабль был вооружен несколькими пушками.
При выходе в плавание на нем находилось 15 офицеров, 27 матросов и 78 членов посольства.
Появление на Волге и Каспии «Фредерика» вызвало огромную сенсацию.
Однако при первом же рейсе корабль попал в шторм и
был выброшен на берег в районе Дербента.
Слайд 12236-пушечный Корабль«Апостол Павел». Длина фрегата 34,4м, ширина7,6м
Корабль был
плоскодонным, имелось 15 пар весел на случай безветрия и
для маневра
Слайд 1391853 год Николаев 120 пушек флагманский корабль вице адмирала С.П.Нахимова
Специальные суда
Судно – снабженец буровых платформ
Транспортные суда
Транспортный рефрежиратор
Транспортные суда
Контейнеровоз
Слайд 171Судно для перевозки крупногабаритных тяжеловозов
Транспортные суда
Пассажирское судно
Пассажирское судно
на подводных крыльях
Транспортные суда
Судно типа река - море