Слайд 12.2. Наука в жизни современного общества
Слайд 22.2. Наука в жизни современного общества.
Наука - форма духовной деятельности
людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о
самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Включает в себя:
Ученых, с их знаниями, способностями и опытом;
Научные учреждения;
Специальное оборудование (лаборатории);
Методы научно-исследовательской работы (наблюдение, эксперимент);
Особый язык (формулы, уравнения и т.д.)
Слайд 32.2.Наука в жизни современного общества.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ НАУКИ:
ПОЛУЧЕНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ,
КОТОРЫЕ ЛЕЖАТ В ОСНОВЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НАУКИ:
Обоснованность утверждений;
Достоверность
полученных результатов;
Системность исследований.
ПРИНЦИПЫ НАУКИ:
Универсализм - внеличностный характер, объективная природа научного знания; интернациональный и демократичный характер науки.
Коллективизм - всеобщий характер научного труда, предполагающий гласность научных результатов, их всеобщее достояние;
Организованный скептицизм - критическое отношение к себе и работе своих коллег; в науке ничего не принимается на веру.
Слайд 42.2.Наука в жизни современного общества.
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА НАУКИ объяснить людям
истинную картину окружающего их мира, будь-то природа, либо общество. Таким
образом, задача – поиск истины. Критерии научности знаний:
Объективность – без собственного мнения, взглядов исследователя.
Рациональность – исключение эмоций страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся науки;
Задача познать сущность – работа с источниками;
Системность – упорядоченность знания.
Проверяемость – главный критерий истины практика, все получены знания, должны быть подтверждены на практике.
Создание системы особых методов.
Слайд 52.2.Наука в жизни современного общества.
Функции науки в обществе:
Познавательно-объяснительная –
познание и объяснение устройства мира и законов мирового развития. Например:
какие условия нам ставит природа, в результате человек не может летать, и как эти условия преодолеть (САМОЛЕТ)
Мировоззренческая - выстраивание целостной системы знаний о мире, рассмотрение всех явлений в их единстве и многообразии, помощь в выработке собственного мировоззрения Например: разработка гелиоцентрической системы, что Земля крутится вокруг Солнца, влияла на мировоззрения людей эпохи Возрождения.
Прогностическая – составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира сообразно желаниям и потребностям человека. Например: прогноз погоды, предсказания экономистов.
Социальная – воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений. Например: изобретение автомобиля, очень сильно изменило образ жизни людей.
Производственная – новая техника и технологии.
Слайд 62.2.Наука в жизни современного общества.
НАУКА
ЕСТЕСТВЕННЫЕ – которые изучают и
объясняют природу вокруг нас
НАПРИМЕР:
Физика
Химия
Геология
Биология
ОБЩЕСТВЕННЫЕ- которые изучают общество и взаимодействие сфер
общества
НАПРИМЕР:
Социология
Политология
Юридические науки,Управленческие науки.
ГУМАНИТАРНЫЕ – изучающие человека.
НАПРИМЕР:
Психология
Логика, Литература
История
ТЕХНИЧЕСКИЕ – действие законов
Термодинамика
Механика
Оптика
Слайд 72.2.Наука в жизни современного общества.
Фундаментальная наука – познание законов,
взаимодействие структур природы и культуры. Связана больше с теорией. (философия)
Прикладная
– применение результатов фундаментальных наук (право, оптика, механика, архитектура)
Слайд 82.2.Наука в жизни современного общества.
Научное познание - это развивающаяся
система знаний, которая включает в себя два основных взаимосвязанных уровня
ДВА
УРОВНЯ ПОЗНАНИЯ:
ЭМПИРИЧЕСКИЙ – сбор фактов, описание наблюдаемых явлений, систематизация, классификация (НАПРИМЕР: наблюдение, эксперимент)
Теоретический уровень – рациональное познание (рацио – разум). (НАПРИМЕР: постановка проблемы, гипотезы, выдвижение теории)
Слайд 92.2.Наука в жизни современного общества.
Методы научного познания:
анализ - разложение
предмета на составляющие, что позволяет тщательно рассмотреть строение изучаемого объекта;
синтез
- процесс объединения в единое целое свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа изучаемых явлений;
аналогия - присваивание схожих свойств изучаемому объекту, если он похож на знакомый предмет;
индукция - переход от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям;
дедукция - переход от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным;
системный подход - совокупность методов, приемов и принципов познания явлений как систем.
Слайд 102.2.Наука в жизни современного общества.
Подробнее поговорим о дедукции и
индукции:
ДЕДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - метод мышления, следствием которого является логический вывод,
в котором частное заключение выводится из общего.
Цепь умозаключений (рассуждений), где звенья (высказывания) связаны между собой логическими выводами.
НАПРИМЕР: "Т. к. днём ВСЕГДА светло, то и завтра днём будет светло", "Т. к. ВСЕ люди смертны, то и все американцы смертны".
Слайд 112.2.Наука в жизни современного общества.
ИНДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – логический переход
от частного к общему, результат которого имеет вероятностный характер.
Индуктивное умозаключение
связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики, а скорее через некоторые фактические, психологические или математические представления.
НАПРИМЕР:"Т. к. каждый год моей жизни зимой было холодно, то зимой ВСЕГДА холодно", "Т. к. грачи, которых мне доводилось видеть, чёрные, то ВСЕ грачи чёрные".
Слайд 122.2.Наука в жизни современного общества.
НА ОСНОВАНИИ ТЕРМИНОВ ОТВЕТЬТЕ НА
ВОПРОС:
КАКИМ ВИДОМ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОЛЬЗОВАЛСЯ ШЕРЛОК ХОЛМС???