Слайд 1Готический стиль в архитектуре
Подготовила Наталевич И.Э., учитель музыки высшей категории
Слайд 2Немного из истории названия стиля
Термин готика произошел от
названия германского племени готов, возник в эпоху Возрождения. Во время
расцвета этого стиля – в XII – XV вв. никто не называл его готикой: во Франции говорили – «новая манера» зодчества, в других странах – «французская манера».
Аббатство Сан Галгано, Италия
Слайд 3В истории готического стиля принято выделять три периода - раннюю,
зрелую(высокую) и позднюю («пламенеющую») готику
Собор Парижской Богоматери
Париж
Шартрский Собор Франция
Амбуазский Замок,
Франция
Слайд 4 Центрами религиозной, культурной, политической, экономической жизни готической эпохи
стали города. Они стремительно развивались. Именно здесь появились первые университеты.
Оксфордский
университет, Великобритания, стиль поздней готики
Слайд 5 Классическое выражение готический стиль получил в церковной архитектуре.
Наиболее типичной для готики церковной постройкой стал собор. Устремленность собора
ввысь, подчинение каждой детали единой идее, единому порыву создавало неведомый образ, как нельзя более точно соответствующий религиозному духу средневековой Европы.
Замок Корвинов, Румыния
Слайд 6Готический собор
Готический собор представляет собой базилику - вытянутое с запада
на восток прямоугольное здание с высокой средней частью(нефом), более низкими
боковыми нефами и поперечным вытянутым помещением-трансептом. По обеим сторонам западного фасада-с богато украшенными входами-порталами, круглым окном – розой - высятся две башни. Центральная часть собора увенчана башней или шпилем.
Готический собор в Кельне, Германия
Слайд 7 Важной особенностью готической архитектуры стало использование новой конструкции перекрытия,
исторически развившегося из романского крестового свода. Готический крестовый свод на
нервюрах опирался на столбы, что значительно облегчало конструкцию.
Слайд 8 Давление свода уменьшали аркбутаны и контрфорсы. Такая конструкция позволела
уменьшить толщину стен, увеличить размер окон, расширить внутреннее простанство здания.
Стало возможным строить соборы невиданной ранее высоты(40м и выше).
Слайд 9 Живопись в готической период утратила свое первоначальное значение. В
готическом соборе исчезла ровная плоская стена, и живопись «перешла» на
окна, превратившись в витражи.
Окно-роза. Собор Нотр-Дам де Пари.
Витражи М.Шагала в Меце
Слайд 10Сияние солнечных лучей, проникающих в собор через витражи, символизировало свет,
исходящий от самого Бога. Большинство витражей изображали сцены Ветхого и
Нового Заветов.
Витраж в Соборе Сен-Маклу, Понтуаз, Франция
Слайд 11Для готических соборов характерно обилие скульптуры, декоративных деталей…
Слайд 12Вимперги
(остроконечные завершения над окнами и входами)
Слайд 15 Химеры
(скульптурные изображения фантастических чудовищ)
Слайд 18Нотр – Дам де Пари
Строительство этого величественного собора было начато
в 1163 г. первый камень был заложен королем Людовиком VII
и папой Александром III. Собор неоднократно перестраивался: в XIIв. архитектором Жанном де Шеллем и Пьером де Монтро; в начале XIVв.-Пьером де Шеллем.
Слайд 19Собор а Шартре
В строительстве этого собора принимало множество людей, в
том числе Король Людовик IX пожаловал собору большое круглое окно-розу.
В 1194г. собор почти полностью сгорел. К 1260г. он был восстановлен.
Слайд 20Собор в Реймсе
Этот собор, где короновались франзузские монархи,
строился почти столетие – с 1212 г. по 1311.
Слайд 21Собор в Амьене
Строительство шло с 1218г. по 1268г. Его длина
составляет 145м - это самый крупный и высокий собор во
Франции. История сохранила имена создателей - Тома де Кормона и его сына Рено, а также Роберта де Люзерша.
Слайд 22Сент – Шапель
Сент – шапель – «священная
часовня» Людовика IX в Париже (1243-1248) – один из примеров
построек зрелой готики. Эта церковь, архитектором которой стал Пьер де Монтро, символически представляла собой драгоценный ларец, т.к. здесь должна была храниться реликвия христианского мира-терновый венец Христа.
Слайд 23Это сооружение изящно, полно света, который проникает сквозь витражи огромных
окон, занимающих всю высоту стены
Слайд 24Среди архитекторов поздней французской готики существовала поговорка: «Кто хочет построить
совершеннейший собор, тот должен взять от Шартра башни, от Парижа
фасад, от Амьена продольный корабль, от Реймса скульптуру»
Собор в Кельне, Германия
Слайд 25Готическое искусство значительно слабее затронуло монастырскую архитектуру. Интересным примером является
аббатство Мон Сен-Мишель. Он напоминает неприступную крепость, окруженную массивными стенами.
Монастырский комплекс выстроен на самой вершине скалы.
Слайд 26Для поздней готики характерно развитие светской архитектуры. Примером типичного городского
дома этого времени является особняк в Бурже (1443-1453) Жака Кера,
одного из крупнейших финансистов Франции и личного банкира короля Карла VII.
Слайд 28История сохранила несколько имен выдающихся миниатюристов готического период. Среди них
– Жан Пюсель, работавший во второй половине XVI века. Именно
он начал использовать для украшения орнамент из побегов терновника с листками из накладного золота.
«Благовещение»
Слайд 29В готический период книга также перестала быть исключительной принадлежностью церкви.
Готическая книга отличается многочисленными разнообразными украшениями. Развернутые иллюстрации, яркие крупные
инициалы; изящный орнамент-все это формировало облик готической книги
Слайд 31В северной германии возникла так называемая кирпичная готика. Примером «кирпичной»
готики является фасад церкви монастыря в Корине.
Слайд 32Один из самых ярких готических храмов в Германии – церковь
Святой Елизаветы в Марбурге (1235-1283). Она кажется вырезанной из единого
блока камня.
Слайд 33Примером лучших однобашенных храмов Германии может служить собор во Фрейбурге.
Слайд 34Скульптура
Характерный пример ранней готической скульптуры – «Золотые ворота» церкви Святой
Марии в Фрейберге (Саксония). Такое название возникло благодаря позолоченной скульптуре
и рельефам на портале церкви.
Слайд 35Живопись
Готическая живопись Германии в основном представлена витражами и книжной миниатюрой.
Одно из лучших произведений этого периода- иллюстрации так называемой «рукописи
Манессе».
Слайд 37Король Карл I, одновременно являвшийся германским королем Карлом IV, великолепно
отстроил столицу – Прагу. Началось сторительство собора Святого Вита(архитектор Матье
из Арраса). Другой важнейшей постройкой этого времени является Карлов мост через Влтаву.
Слайд 39Отличительная особенность английских храмов – обилие украшений не только на
фасаде, но и внутри зданий.
Кафедральный собор в Солсбери, 1220-1226
Слайд 40Главным собор английского государства считался собор в Кентербери, который являлся
частью ансамбля. Длина собора составляет 154 м.
Слайд 41Не менее известен собор Вестминстерского аббатства в Лондоне, где традиционно
проходили церемонии коронации и погребения английских королей. Его строительство началось
в XIIв. и было завершено в XVв.
Слайд 42Для поздней английской готики характерны небольшие здания с огромными окнами
и ажурными украшениями. Таковы капелла Святого Георгия в Виндзорском замке,
капелла королевского колледжа в Кембридже.