Слайд 3«Предпразднуим, людие, Христово Рождество». Это время Четыредесятницы Рожде-ства Христова, время
поста и приготовления к великому Празднику. А что мы знаем
об истории этого поста? Каковы его традиции и что о нём говорит церковный Устав?
Слайд 4Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к
древним временам хрис-тианства. Уже в V–VI веках его упо-минают многие
церковные западные писатели. Рождественский пост возник из поста накануне праздника Богояв-ления, отмечавшегося в Церкви, по крайней мере, с III века. В IV веке праздники Рождества Христова и Крещения Господня разделились.
Чётких канонов проведения поста хрис-тианская церковь в те времена ещё не уста-новила, поэтому первоначально Рождест-венский пост длился у одних христиан 7 дней, у других — дольше.
Уже после крещения Руси, на соборе 1166 года при императоре Византии Мануиле и патриархе Константинополя Луке всем верующим было предписано придержи-ваться сорокадневного поста.
Слайд 5
Святитель Иоанн Златоуст назы-вает Рождество Христово матерью всех праздников.
«Скоро настанет
праздник, кото-рый более всех праздников достоин почитания и благоговения, и
кото-рый безошибочно можно назвать материю всех праздников.
Какой же это праздник? Рождество Христово по плоти. От него полу-чили начало и основание Богояв-ление и священная Пасха, и Возне-сение, и Пятидесятница…».
Вот какой нас ожидает день, вот какой Праздник по окончании по-прища поста!
Вот к какому торжеству готовимся – к встрече Владыки Вселенной, при-нявшего на Себя нашу плоть, чтобы мы смогли получить спасение в жизни вечной!
Слайд 6По словам блж.Симеона Солунско-го, «пост Рождественской Четыре-десятницы изображает пост Мои-сея,
который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на ка-менных
скрижалях начертание сло-вес Божиих.
А мы, постясь сорок дней, созер-цаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покая-нием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Слайд 7Этот период является последним в году многодневным постом. В это
время хри-стиане прилагают усилия для очищения своих помыслов молитвой и
покаянием, а также воздержанием от развлечений и отказом от скоромной пищи.
Разнообразные овощи и фрукты во многих семьях заготовлены впрок – до самой весны. Сочетая их со свежими овощами, крупами, хлебом и фруктами, любая хозяйка может приготовить вкусные и полезные блюда. А известная русская книга «Домо-строй» перечисляет подаваемые к столу в Филиппов пост блюда из разнообразных видов рыбы: осетрины, стерляди, белорыбицы, лодоги, налима и множества иных…
Слайд 8В давние времена на Руси всегда строго держали предписанные Церковью
посты, однако же богатыри на нашей земле в ту пору
не переводились. И речь не только о богатырском теле , но и о выносливости русского человека, привыкшего к самоогра-ничению. Недаром ведь и в 17 веке иностранные купцы (и даже византийские мона-хи) поражались 5-6- часовому стоянию на церковных службах нашего Государя Алексея Михайловича , его бесконечным поклонам и более чем скромному постно-му столу.
Слайд 9Церковь не отвергает скоромную пищу как таковую, но осуждает само
желание чрево-угодия. То есть мясные и молочные продукты не считаются
скверными (это дар Бо-жий людям), а вот само желание нарушить запрет– это уже грех.
С нарушения Божьего повеления не вкушать запретного плода произошло грехо-падение Адама и Евы, после чего ими было потеряно самое драгоценное для них – общение со своим Творцом в раю.
Слайд 1012 "Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и
предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, 13 и почитать
их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.
14 Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчин-ных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.
15 Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.
16 Всегда радуйтесь.
17 Непрестанно молитесь.
18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
19 Духа не угашайте.
20 Пророчества не уничижайте.
21 Все испытывайте, хорошего держитесь.
22 Удерживайтесь от всякого рода зла " ...
Пост - это умеренность во всём, даже в простой еде, ведь вкушая её без меры, тоже можно впасть в многоядение. Соблюдая пост, следует помнить, что выше телесных ограничений есть добросердечие и любовь к ближним, как учит Священной Писа-ние. Апостольские наставления – как карта для лоцмана корабля, желающего провес-ти свой корабль целым и невредимым между отмелями и рифами – то есть страстя-ми мира. Вот как наставляет братий св. апостол Павел (1 Послание к фессалоникий-цам, гл.5):
Слайд 11А что ещё необходимо для того, чтобы каждый из нас
мог сказать : «Постимся постом приятным»? При наступлении вечера, после
лёгкого ужина, вместо пустых развлечений стоит почитать духовные наставления и поучения, а завершить день благодарением Творцу молитвами вечернего правила.
Слайд 12А поутру, если позволяет время, после утреннего правила хорошо прийти
в храм на Божественную литургию. Столько праздников выпадает на период
Рождественского поста! Это и великий праздник Введения Пресвятой Богородицы во Храм, и дни па-мяти великомучениц Екатерины и Варвары, и празднование дня памяти святителя Николая Чудотворца. А кто ещё не пособоровался, есть время принять участие и в этом великом Таинстве…
Слайд 13Участие в Божественной литургии – это самая главная потребность жизни
хрис-тианина. В любой из многодневных постов это ощущается особенно глубоко.
Под- готовка к Исповеди и Святому Причащению должна быть очень вдумчивой и осно-вательной. Следует проверить себя, честно и без оправдания оценивая совершённые поступки и произнесённые слова. Не обидели ли кого? Не рассердились ли на кого-нибудь? Уступали ли своим близким в их просьбах? Если никто на нас не обижен, если совесть нас не обличает, то можно приступать к Таинствам. И так, постепенно приближаясь к Рождественскому Сочельнику, мы будем готовить себя к великому событию – к встрече с родившимся Спасителем мира Иисусом Христом.
Слайд 14
Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, – послед-ний день поста,
канун Рождества Хрис-това. Это самый строгий день Рождест-венского поста, поэтому
в этот день стоит воздержаться от еды до первой звезды.
Само название сочельника происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — варёные зерна риса или пшеницы).
Вкушать «сочиво», или «коливо», поло-жено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечер-ней.
В Сочельник православные христиане готовятся к наступающему празднику: раскладывают рождественские подар-ки, сервируют праздничный стол, что-бы праздник Христова Рождества не был омрачён житейской суетой.
Слайд 15Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней
вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед
ней тропарь Рождеству Христову.
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог
(Кондак, глас 3-й)
Пост окончен. Начинаются Святки –святые вечера от Рождества до Богоявления.