Слайд 2Как повысить эффективность проектной деятельности?
Михаил Иванович Шаповалов
Слайд 3Основные этапы проекта
выбор темы исследования;
формулировка проблемы исследования;
определение целей и задач;
формулировка
гипотезы исследования;
проведение исследования;
написание научного текста;
презентация результатов научного исследования.
Слайд 4Реальные темы школьных проектов
Жизнь и творчество М.И. Цветаевой
Литературная карта России
Жилища народов мира
Музыка и география
Занимательная физика
История партизанского движения в России
Россияне
– это кто?
Как устроен Интернет?
Влияние СМИ на формирование нравственности
Туризм – путешествие, отдых, познание
Городской транспорт
Корни добра и зла
Слайд 5Проблема исследования
Определяя проблему исследования, автор отвечает на вопрос: «Что надо
изучить из того, что ранее не было изучено».
Требования к учебно-научной
проблеме:
проблема должна быть посильной для исследования школьником, и в процессе работы над ней развивать у него начальные умения исследователя;
проблема должна давать возможность ученику продемонстрировать отличительные признаки исследовательской работы.
Слайд 6Прмеры учебно-научных проблем
Как воспитать потребность и привить навыки охраны окружающей
среды у молодежи?
Какие критерии позволяют оценить наши представления о родном
крае?
Каково состояние преступности в нашем городе?
В чем заключаются представления молодежи нашего города о жизненном успехе?
Слайд 7Объект и предмет исследования
После постановки проблемы необходимо разобраться с "объектом
исследования" и "предметом исследования".
Это позволит ученику - автору исследования
яснее понимать над чем он работает.
Объектом исследования в поставленной проблеме является "молодежь нашего города".
Предмет исследования – «понимание молодежью нашего города жизненного успеха человека»
Слайд 8Цели и задачи
Цель проекта – это то, что достигается посредством
реализации проекта. Цель отвечает на вопрос «Что нужно сделать?», однако
такая цель как «Я хочу купить еды» не позволяет сформулировать задачу.
Задача отвечает на вопрос «Как?». Необходимо сначала уточнить цель – какой еды? Только после этого узнать, где магазин, пойти, купить.
Слайд 9Цель исследования
Для формулировки цели исследования следует использовать глаголы или существительные,
передающие смысл не процесса, а совершенного действия и получение каких-то
содержательных результатов, например: не «проведение анализа», а «выявление роли…», «интерпретация смысла…», «формирование типологии…» и т.д.
Слайд 10Формулировка задачи
не «провести обзор литературы», а «систематизация точек зрения, представляющих
различные позиции, по вопросу…»
не проведение опроса, а «получение данных
о мнениях…», «выяснение позиций»;
не анализ данных, а «анализ формальных правил, по которым действуют субъекты…» или «выявление противоречий в …»;
не формулировка выводов, а «определение типов поведения…» или «сопоставление стратегий…»
Слайд 11Часто встречающиеся ошибки
на этапе формулировки задачи
задача не соответствует заявленной
цели;
задача не сужена или излишне детализирована;
не указаны конкретно ожидаемые результаты.
Слайд 12Гипотеза исследования
Весьма часто школьники (да и научные руководители) забывают, что
перед началом работы уже должна быть сформулирована гипотеза, доказательству которой
и посвящена работа.
Искать надо в первую очередь не просто литературу, а именно ту, которая подтверждает гипотезу исследования.
Слайд 13Гипотеза исследования
Предположение формулируется с использованием глаголов, выражающих возможность:
«Введение такой меры,
как «материнский капитал» может привести к изменению рождаемости».
Если изменить формулировку
на «Рождаемость вырастет, если ввести материнский капитал», то получится прогноз.
Если же написать: «Введение материнского капитала ведет к росту рождаемости», — это будет заключение.
Слайд 14Чем завершить отчет о работе
сказать, что же именно было сделано;
по
каждой из решенных задач следует изложить содержательные результаты, сделать это
нужно кратко и другими словами, не повторяя выводы, написанные в основной части;
можно предложить пути дальнейших исследований;
указать, в чем заключается главный смысл вашей работы.
Формулирование собственного мнения становится для детей настоящим испытанием. В зарубежных вузах есть специальный вид задания: Position Paper — эссе, выражающее личное мнение учащегося.
Слайд 15Пример: рекомендации из пособия
по проектной деятельности для школьников
Поисковый этап.
На данном этапе необходимо:
1. Найти информацию по теме.
2. Отобрать необходимые
источники информации: словари, энциклопедии, справочники, Интернет – ресурсы.
3. Сопоставить и отобрать информацию, полученную из разных источников, структурировать ее и выделить главное.
4. Сформулировать ключевые слова.
Слайд 16Пример: рекомендации
для проведения учебного исследования
I этап: выбор темы
проекта
II этап: сбор информации
III этап: обдумывание плана работы над проектом
IV
этап: реализация проекта
Несомненно, план работы – это то, с чего начинается любая деятельность.
Слайд 17Исследовательские проекты описательного характера
Следует ли категорически отвергать такие работы?
На
наш взгляд, они имеют право на существование, но при одном
условии: в процессе выполнения работы школьник освоил методику правильного поиска информации в интернете.
По сути, это первый этап любого исследовательского проекта.
Достаточно часто учитель уделяет мало внимания методике поиска, акцентируя внимание только на результатах. Однако, именно методика, в значительной степени, и определяет результат.
Эдуард Бернштейн: «Движение — всё, цель — ничто».
Слайд 18Как писать парафраз
Прочитайте тот материал, из которого вы планируете сделать
парафраз, и постарайтесь его как следует понять.
Найдите значения сложных слов
и оборотов в словарях и подберите синонимы, перестройте структуру фраз или абзацев.
Отложите текст в сторону и напишите своими словами понятый вами смысл.
Еще раз убедитесь в том, что вы переписали текст, не нарушив его смысла и не утратив нужной информации.
Парафраз должен получиться осмысленным. Отредактируйте его.
Оформите ссылку на оригинальный текст.
Слайд 20ГОСТ Р7.0.100–2018
https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/5-PROFESSIONALAM/7_sibid/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_%D0%A0_7_0_100_2018_1204.pdf
Слайд 21Пример библиографического описания
Ю. В. Янушкина; Министерство образования и науки Российской
Федерации, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. – Волгоград: ВолГАСУ, 2014. –
ISBN 978-5-982766-693-9. – Раздел 1. – С. 8–61. – URL: http://vgasu.ru/attachments/oi_yanushkina_01.pdf (дата обращения: 20.06.2018).
Слайд 22Поиск информации
90% пользователей просматривают первые 6 адресов в выдаче поисковой
машины.
Поисковая машина выдает адреса сайтов, ориентируясь на ключевые слова в
тексте.
Ключевые слова синонимами не заменяются.
Следствие:
Выдача поисковой машины будет различной для пар близких по значению слов.
Слайд 23Оценка полученной информации
Получив ответ, следует оценить информацию с точки зрения
достоверности, точности и обоснованности.
Общепринятым является использование методики «CARS» —
Credibility, Accuracy, Reasonableness, Support — Доверие, Точность, Обоснованность, Источники информации (буквальный перевод — «поддержка»).
Именно на этапе оценки информации в полной мере проявляется необходимость такого лингвистического умения, которое можно условно назвать лингвистическим анализом формы представления информации.
Слайд 24Траст
Составной частью оценки доверия к полученной информации является оценка доверия
к сайту, на котором она размещена. Уровень доверия к сайту
определяют с помощью так называемого траста (английское слово trust – доверие). Траст описывает отношение поисковых машин к определенному сайту.
Слайд 25Оценка релевантности названия тексту
К сожалению, учащиеся часто не осознают важности
выбора названия письменной работы. Весьма распространенной является ситуация, когда, получив
тему, ученик использует формулировку темы в качестве названия работы. Более того, практически всегда название работы используется в качестве поискового запроса при поиске информации в интернете.
Несовпадение ключевых слов (и, как следствие, смысла) в названии и в тексте работы является признаком того, что тема не раскрыта или недостаточно сужена – в этом случае ключевые слов в названии и в тексте будут принадлежать к разным семантическим кластерам.
В системах поисковой оптимизации существуют интернет-сервисы для оценки качества поисковых запросов. По сути, решается та же самая задача оценки релевантности двух текстов.
https://contenthelper.ru
Слайд 26Оценка релевантности названия тексту
Слайд 28Эссе на тему "Человек и природа"
Слайд 30Семантический анализ текста https://advego.com/text/seo/
Слайд 32Визуализация: облако тегов онлайн
Word It Out
Tagxedo
Tagul
Word Cloud
Wordle
Дети могут сами проверить
и оценить свою работу.
Слайд 35Презентация проекта
Prezi.com
Timeline JS
Сайты Google