Слайд 1Городское средневековое право: источники, отличительные черты и принципы.
Работу выполнила
Студент 2
курса
КФ ФГБОУ ВПО РАП
Группы П-123
Хамитова Камиля
Казань, 2013
Слайд 2Содержание
Формирование
Средневековые города
Политическая автономия городов
Правовые
системы
Истоки
Отличительные черты: городское право
Каноническое право
Роль
канонического права
Заключение
Слайд 3Формирование
Роль в формировании политического и правового сознания в Западной Европе
сыграли средневековые города, некоторые из которых вели свое начало от
римских времен. Но наиболее бурный рост городов относится к концу XI–XII в., когда начинается быстрое развитие ремесла и торговли, зарождаются капиталистические отношения.
Слайд 4Средневековые города
История средневековых городов — это борьба городского населения как
за личную свободу и иные вольности и привилегии, так и
за политическое самоуправление, а в ряде случаев и за полную независимость. Эта борьба особенно характерна для XI–XIII вв., т. е. того периода, когда еще не получил силу процесс политической централизации и повсеместного усиления королевской власти.
Слайд 5Политическая автономия городов
Политическая автономия городов в феодальном мире достигалась разными
средствами: от вооруженной борьбы до простой покупки права самоуправления. Политико-правовой
статус городов в разных странах в зависимости от конкретных исторических условий, от силы королевской власти отличался многообразием форм и видов.
Наибольшую степень политической автономии в средневековом государстве имели городские общины, приобретавшие статус коммуны, т. е. полного самоуправления. Отдельным городам, особенно при слабости центральной государственной власти, например в Италии, удалось приобрести статус самостоятельного государства-города. В таких городах-государствах устанавливалась обычно форма городской республики.
Слайд 6Правовые системы
Средние века — это эпоха, когда в рамках складывающихся
национальных государств постепенно формируются основы будущих национальных правовых систем. Этот
длительный процесс завершается в большинстве стран уже в следующую историческую эпоху — в Новое время. Но именно в средние века определяются контуры и будущих крупных мировых правовых систем (семей права) — континентальной и англосаксонской, складываются их специфические и несхожие правовые институты.
Слайд 7Истоки
Исходный "строительный материал" средневековое право черпало в правовых обычаях, которые
долгое время оставались важнейшим источником права. За несколько веков в
странах Западной Европы происходит сравнительно плавный и безболезненный переход от варварских (племенных) правовых обычаев к правовым обычаям феодальным, имеющим уже не персональный, а территориальный принцип действия.
Слайд 9Отличительные черты: Городское право
Особую роль в становлении общеевропейской правовой культуры
сыграло городское право. В основном это было писаное право. Его
положения фиксировались городскими статутами, королевскими или иными сеньориальными хартиями, пожалованными городу.
Городское право, несмотря на закрепление в нем некоторых чисто феодальных институтов, по своему основному содержанию не являлось феодальным правом, оно скорее предвосхищало будущее буржуазное право, разрабатывало именно его принципы. Города широко использовали различные сборники международного торгового права и морских обычаев, составленные в городах Италии, Испании и т. д., и тем самым внесли заметный вклад в формирование единых правовых традиций в странах Западной Европы.
Слайд 10Каноническое право
Особое место в процессе формирования общеевропейской правовой культуры в
средние века занимало каноническое право. Оно возникло первоначально как право
христианской церкви в целом. Затем, после раскола церкви сложились две самостоятельные ветви канонического права.
Каноническое право отличалось универсальностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Оно не знало государственных границ и соединяло в единое целое всех католиков. Каноническое право отличалось также широтой регулируемых им общественных отношений. Оно включало в себя вопросы как духовной, так и светской жизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян. Наконец, особый вес каноническому праву придавала его традиционность, поскольку оно своими корнями уходило в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру. Каноническое право вобрало в себя и передало последующим поколениям целый ряд норм римского права, его язык, что нашло свое отражение в формуле: “церковь живет по римским законам” .
Слайд 11Роль канонического права
Средневековое каноническое право охватывало широкий круг вопросов и
играло важную роль в правовой жизни западноевропейских стран. В каноническом
праве содержались нормы, относящиеся к уголовному праву, в частности предусматривался список епитимий, налагаемых за убийство, ложную клятву и некоторые другие преступления. В нем закреплялись нормы, относящиеся к договорному праву, к завещаниям, наследованию и особенно к брачно-семейным отношениям.
Слайд 13Заключение
Но тем не менее по своей сути западноевропейские города
(в отличие от городов Восточной Европы) были как бы чужеродным
телом в системе феодальных отношений. И в политической жизни города, особенно в эпоху Возрождения, горожане все больше ориентировались на забытые на долгое время античные демократические порядки, а не на феодальные методы властвования. Учитывая все возрастающий экономический и политический потенциал городов, королевская власть, особенно в XI–XIII вв., искала у них политическую поддержку и финансовую помощь.