Слайд 4Концепция
человеческого капитала
В 20 веке были присуждены 2 Нобелевские премии
на разработку теории человеческого капитала:
Теодору Шульцу (1979 г)
Эрри Беккеру (1992
г)
Теория человеческого капитала - это новые формы работы с кадрами.
Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков и мотиваций.
Инвестиции в него - образование, накопление опыта, здоровье, мобильность, эмоциональная стабильность, готовность к поиску информации
Слайд 5Непрерывное образование
Воспитателя ДОУ
Слайд 6Три стадии профессионального становления учителя
/классификация Р.Фуллера/
«выживание» /первый год работы,
который отмечен личными профессиональными затруднениями/,
«адаптация» /от 2 до 5 лет
работы, характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности/,
«зрелость» /от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования/
Слайд 7Мотивация самообразования
Ежедневная работа с информацией;
Желание творчества;
Изменения, происходящие в жизни общества;
Конкуренция;
Общественное
мнение;
Материальное стимулирование;
Интерес.
Слайд 8Барьеры в обучении
У меня мало времени.
Негде учиться.
Учеба вызывает у меня
отвращение.
На работе не поощряют мою учебу.
У меня семья.
Пропущено время для
учебы.
Я боюсь, что у меня не получится.
Слайд 9Направления самообразования
Психолого-педагогическое /ориентированное на учеников и родителей/;
Психологическое /имидж, общение, искусство
влияния, лидерские качества и др./;
Методическое /пед.технологии, формы, методы и приёмы
обучения/;
Правовое;
Эстетическое /гуманитарное/;
Информационно-компьютерные технологии;
Охрана здоровья;
Интересы и хобби.
Слайд 10Источники самообразования
Интернет;
Профессиональные журналы;
Литература /методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др./;
Бюджетные и
платные курсы;
Семинары и конференции;
Мастер-классы;
Мероприятия по обмену опытом;
Экскурсии, театры, выставки, музеи,
концерты;
Курсы повышения квалификации;
Путешествия.
Слайд 11Формы организации самообразования
Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации
Главное достоинство такой
формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а
также возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
эпизодичность прохождения курсов;
время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;
качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
Слайд 12Формы организации самообразования
Получение высшего образования или второй специальности
Главные достоинства такой
формы самообразования:
возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства
программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
система "ученый-учитель", при которой обучение ведут ученые-специалисты.
Недостатки:
нехватка у педагогов свободного времени;
дороговизна обучения.
Слайд 13Формы организации самообразования
Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и
конкурсы
Главные достоинства такой формы самообразования:
возможность пройти их в удобное
для педагогов время;
возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
дистанционные курсы проводятся на платной основе;
документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.
Слайд 14Формы организации самообразования
Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
научно-исследовательскую
работу по определенной проблеме;
изучение научно-методической и учебной литературы;
участие
в педагогических советах, научно-методических объединениях;
посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
практическую апробацию разных форм занятий и учебных материалов.
Слайд 15Формы организации самообразования
Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования
учителей.
Сетевое педагогическое сообщество – это Интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников,
педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
освоение информационных концепций, знаний и навыков;
наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
методическая помощь является персональной и адресной;
попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
Слайд 16Формы организации самообразования
Сетевые педагогические сообщества
Интернет-государство учителей (intergu.ru) своими основными задачами
считает оказание поддержки учителю в его профессиональной деятельности, предоставление возможности
самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.
Педсовет.org (pedsovet.org) целями своей работы указывает: популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.
Открытый класс (www.openclass.ru) целью своей деятельности называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования.
Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тыс.).
Слайд 17Результаты самообразования
Повышение качества преподавания;
Статья, программы, сценарии;
Внедрение новых форм, методов и
приёмов обучения;
Доклады, выступления;
Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
Разработка мультимедийных презентаций;
Проведение открытых
занятий;
Выступление на педсоветах, МО, ГМО.
Использование материалов для прохождения аттестации на квалификационную категорию.
Слайд 18Практикум
1. Самодиагностика готовности к самообразованию.
Слайд 19Основные этапы работы по самообразованию:
Слайд 20Инновационные направления методической работы:
Маркетинговое: изучение спроса педагогов.
Информационное: создание единой информационной,
организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ.
Социально-адаптивное: подготовка педагогов к
успешному выстраиванию профессиональной карьеры.
Научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно-экспериментальную работу ДОУ.
Психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов.
Управленческое: повышение компетентности педагогического коллектива.
Слайд 21Самообразование
Работа педагогов по самообразованию
стратегическая
тактическая
Слайд 22Культура профессионального самообразования
Один из элементов организации всего учебно-воспитательного процесса.
Он
предусматривает многокомпонентную деятельность воспитателя, включающую в себя:
общеобразовательное,
предметное,
психолого-педагогическое
методическое
самообразование,
каждое из которых представляет собой многоуровневые образования, взаимосвязанные и взаимопроникающие друг в друга.
Слайд 23 1. Общеобразовательное самообразование
общеобразовательную информацию;
информацию, умения и навыки,
имеющие общепедагогическую ценность;
знания, умения и навыки, имеющие значение для повышения
предметной квалификации.
Слайд 242. Предметное самообразование
чтение специальной литературы;
посещение специальных занятий, курсов, семинаров и т.д.
Слайд 253. Психолого-педагогическое самообразование
углубленное изучение педагогической и психологической литературы, т.к. наибольшие затруднения
ПРОЯВЛЯЮТСЯ в сфере психологической компетентности и выборе средств воздействия на
своих воспитанников и организации взаимодействия с ними.
Слайд 264. Методическое самообразование
Представляет собой шлифовку методики воспитания и обучения через:
чтение
специальной литературы;
изучение педагогического опыта;
анализ собственной деятельности.
Слайд 28Компоненты
- когнитивный (базовая культура личности, профессиональные знания, умение их применять
и др.);
- мотивационный (осознание личной и общественной значимости непрерывного образования
и др.);
- организационный (умение выбрать источники познания и формы самообразования и др.);
- нравственно - волевой (любознательность, критичность, трудоспособность и т.д.).
Слайд 29Виды самообразовательной деятельности педагога