Слайд 1
34.«Характеристика программы «Ребенок в мире поиска»
Выполнили:
Валиева Ф.А.
Галимова Ю.Р.
Группа ЗФ
209-072-6-1 Кунашак
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
«РЕБЕНОК В МИРЕ
ПОИСКА»
Слайд 3Цель программы: создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей 3-7
лет как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.
Задачи программы:
Развитие у детей предпосылок
диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.
Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.
Поддержание у детей любознательности, инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.
Слайд 4Особенности программы
Содержание педагогической работы строится на основе понимания и осознания
психофизиологических особенностей дошкольников (ручной умелости, стремления к открытиям и др.);
Освоение
детьми операций, действий, движений поисково-познавательной деятельности рассматривается в единстве с развитием творческого, начала и овладением структурой деятельности;
Соединение разделов программы с направлениями развития поисково-познавательной деятельности детей;
Акцентирование не столько на содержательной стороне материала, сколько на способах овладения им, на организации деятельности детей по его усвоению, что значимо для развития интеллектуальных и творческих способностей;
Ориентация педагога на обеспечение необходимого уровня интеллектуально-личностного, творческого развития детей.
Слайд 5Разделы программы
Теоретическое обоснование
Содержание объектов поисково-познавательной деятельности
Программные задачи и их поэтапная
реализация (по возрастам и блокам деятельности)
Методические рекомендации
Слайд 6Методические пособия по программе
Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия
в прошлое предметов. М., 2010;
Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий
для дошкольников. М., 2011;
Дыбина О.В., Щетинина В.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2010;
Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками. М., 2013;
Дыбина О.В. Приобщение к миру взрослых: игры-занятия по кулинарии для детей. М., 2010;
Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2013.
Слайд 7Целевые ориентиры Программы ДО
в соответствии с ФГОС ДО
ребенок овладевает
основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в …
познавательно-исследовательской деятельности…
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.
Слайд 8Наглядный алгоритм проведения эксперимента
«Извержение вулкана»
1
2
3 4 5
1 – подумать, как показать извержение вулкана;
2 – сделать модель вулкана, взять уксус и соду;
3 – насыпать в жерло вулкана соду;
4 – налить уксус в жерло вулкана;
5 – представить результаты, сделать вывод.
Слайд 9Содержание программы «Ребенок в мире поиска» представлено по разделам:
«Живая
природа»,
«Неживая природа»,
«Физические явления»,
«Человек»,
«Рукотворный мир»
Слайд 10Задачи образовательной работы с детьми по программе
«Ребенок в мире
поиска»
определены по блокам:
информационный
действенно-мыслительный
преобразовательный
Слайд 11Цель информационного блока – формирование у детей первоначальных представлений об
окружающем мире с последующим их углублением, расширением и систематизацией.
Цель
действенно – мыслительного блока – обеспечить присвоение детьми способов и средств познавательно-исследовательской деятельности, освоения ребенком субъектной позиции в деятельности (целеполагание и целеосуществление), что в совокупности позволяет реализовать ребенку собственную активность в достижении цели деятельности.
Цель блока преобразования – обеспечить присвоение детьми способов и средств преобразовательной деятельности.
Слайд 12Задачи действенно-мыслительного блока:
формировать исследовательские умения;
формировать умение организовывать самостоятельную целенаправленную
поисковую деятельность (осуществлять целеполагание, планирование, устанавливать порядок действий, замечать отклонения
реализуемой программы от заданной и в связи с этим корректировать свои действия;
формировать обобщенные способы обследования объектов познания с использованием адекватных вычленяемому качеству поисковых действий; умение самостоятельно их использовать в соответствии поисковой задачей;
формирование умения использовать различные модели для решения поисковой задачи, выполняя действия моделирующего характера, адекватные используемой модели.
Слайд 13Задачи блока преобразования:
формировать у детей умение осуществлять эстетическое и функциональное
преобразование предметов;
формировать у детей ретроспективно-перспективный взгляд на предметный мир;
стимулировать
стремление детей к преобразованию предметного мира;
формировать у детей творческое отношение к окружающему миру.
Слайд 14Педагогические условия реализации программы
наличие образца-ориентира познавательной активности в познавательно-исследовательской
деятельности, в качестве его носителя выступает для ребенка взрослый (педагог,
родитель), обладающий такими характеристиками как действенность образца и личностно-важный смысл и побудительная сила для конкретного ребенка;
формирование, обогащение и актуализация субъектного опыта познавательно-исследовательской деятельности каждого ребенка, позволяющего сформировать познавательную самостоятельность;
наличие индивидуально-дифференцированного подхода в руководстве познавательно-исследовательской деятельностью детей, обеспечивающего создание ситуации успеха для каждого ребенка, постепенный перевод активности ребенка, стимулированной взрослым в собственную активность ребенка;
создание предметно-пространственной развивающей среды как «поискового поля» для проявления познавательной активности и самостоятельности ребенка в процессе освоения окружающего мира.