Слайд 14. Бизнес-планирование в международной практике
4.1. Создание совместного предприятия как форма
выхода предприятия на зарубежные рынки
4.2. Понятие и содержание бизнес-плана создания
предприятия за рубежом
4.3. Расчет эффективности инвестиционного проекта
4.4. Оценка рисков при реализации проекта
Слайд 23.1. Создание совместного предприятия как форма выхода предприятия на зарубежные
рынки
Совместным предприятием (Joint Venture) принято называть такую форму хозяйственного и
правового сотрудничества с иностранным партнером, при которой создается общая собственность на материальные и финансовые ресурсы, используемые для выполнения производственных, научно-технических, внешнеторговых и других функций
Слайд 3Характерной особенностью СП является и то, что производимые товары и
услуги находятся в общей собственности отечественного и иностранного партнеров.
Реализация
всех видов продукции производится как в стране базирования СП, так и за рубежом.
Слайд 4В мировую практику введены понятия
- акционерное совместное предприятие
- контрактное (договорное)
совместное предприятие.
Слайд 5Акционерное СП
создается двумя и более участниками в форме акционерного общества,
в котором каждый партнер владеет определенной долей акционерного капитала.
Слайд 6Контрактное СП
Не предполагает создание новой фирмы для осуществления совместной деятельности.
В его рамках все отношения между сторонами-участниками регулируются путем
договоров.
Слайд 7Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН выделяются следующие основные обязанности совместного
предприятия:
1. Наличие соглашения между участниками об общих долгосрочных целях предпринимательской
деятельности;
2. Объединение участниками для достижения этих долгосрочных целей активов в форме денежных средств, основных фондов, опыта управления, права на интеллектуальную собственность и прочих средств;
3. Рассмотрение и оценка объединенных активов как капиталовложений участников;
4. Создание самостоятельных органов управления, чья деятельность направлена исключительно на осуществление этих совместных целей;
5. Участие сторон в прибылях от достижения согласованных целей и разделение связанных с этим рисков, определяемых процентом участия каждого партнера в совместных капиталовложениях.
Слайд 8Стратегия и мотивы создания совместного предприятия
Слайд 9СП имеет уставный фонд
Который образуется за счет первоначальных и
дополнительных взносов их участников.
Вклад в уставный фонд можно внести
в виде денежных средств в национальных валютах участников предприятия, в форме знаний, сооружений, оборудования и прочих материальных ценностей, а также в виде права пользования землей, водой и другими природными ресурсами.
Как правило, вклад зарубежного участника в уставный фонд делается в виде машин и оборудования, лицензий.
Слайд 10Стоимость материальных ценностей обеих сторон определяется по договорным ценам с
учетом цен мирового рынка.
Если таковые отсутствуют, то стоимость вносимого
имущества устанавливается по согласованию сторон.
Слайд 11СП имеют самостоятельный баланс,
функционируют на основе коммерческого расчета,
самоокупаемости
и самофинансирования.
Они самостоятельно разрабатывают и осуществляют программы производственной деятельности
и организуют сбыт своей продукции.
СП по своим обязательствам сами отвечают принадлежащим им имуществом, и государство не несет ответственности за результаты их деятельности.
Их имущество подлежит обязательному страхованию и охраняется существующим законодательством, не может быть временно изъято государством или принудительно отчуждено за плату.
Слайд 12Другая важная сторона управления совместными предприятиями – разделение руководящих функций
между партнерами.
Оперативной деятельностью совместного предприятия занимается дирекция, которая состоит
из граждан двух государств.
Особое значение для устойчивого функционирования СП имеет выбор модели управления СП.
Слайд 14Модель автономии
Оба материнских предприятия, создающие СП, решают общестратегические вопросы
по политике ведения дел и процессу предпринимательства совместно, а решения
на уровне оперативного управления принимаются менеджерами СП.
Лучшим образом эта модель реализуема, если на посты менеджеров назначаются специалисты, не работавшие ни в одной из сторон ранее.
Преимущества этой модели в том, что она не требует больших затрат времени на дискуссии по принятию решений и уменьшает опасность возникновения конфликтов.
Недостатком является потеря прямых возможностей оказания влияния со стороны материнских предприятий.
Слайд 15Партнерская модель
Общестратегические вопросы решаются обоими партнерами по СП.
Оперативное
управление переходит в руки одного из них, того, который осуществляет
управление СП как дочернего предприятия.
Так как в этом случае происходит прямое влияние одного из партнеров, здесь требуются значительные затраты на координационные мероприятия.
Для этой модели характерно также, что основные функции СП принимает на себя один из партнеров.
Слайд 16Модель разделения функций
Принципиальные вопросы решаются обеими сторонами, а в сфере
оперативного управления функции делятся между партнерами. Это может быть, например,
разделение коммерческих и технических функций.
Преимущество этой модели в том, что определенные функции может взять на себя та сторона, которая наиболее компетентна в соответствующих вопросах.
Как недостаток можно назвать повышенную потребность согласования действий и наличие опасности возникновения конфликтов между партнерами.
Слайд 17Модель полного консенсуса
Все вопросы как общестратегические, так и по отдельным
видам деятельности (оперативное управление) должны решаться на основе консенсуса при
участи обоих партнеров.
Преимущество - обширный потенциал обоюдного сотрудничества.
Недостаток - высока вероятность возникновения продолжительных и конфликтных процессов принятия решений.
Слайд 18Участники СП
совместно распределяют доходы,
сообща несут все убытки и риски,
объединено управляют всеми производственными и реализационными циклами,
быстро реагируют на
изменяющуюся политическую ситуацию в станах базирования.
Однако при всем при этом каждый из партнеров реализует свои собственные интересы. Если совместное предприятие создано на коммерческих началах с западным или восточным партнером, то российской стороне в любом из этих вариантов противостоит иностранный капитал, обладающий возможностью своего приложения к делу во многих уголках земного шара.
Слайд 19Создание совместного предприятия требует технико-экономического обоснования, которое даст ответ на
вопросы, жизненно важные для партнеров: что каждый будет
иметь в результате объединения своих капиталов и усилий и что нужно для этого сделать.
Главный вопрос технико-экономического обоснования СП - целесообразность совместного предпринимательства с участием данных партнеров в конкретном регионе.
Слайд 20Иностранные партнеры обычно хотят получить обоснования по вопросам
какова действующая
на территории государства-реципиента система налогообложения и финансирования совместного предпринимательства;
каковы перспективы
использования местной рабочей силы;
какова обеспеченность сырьевыми и энергоресурсами;
наличие у местных партнеров свободно конвертируемой валюты.
Слайд 21Технико-экономическое обоснование СП - примерный финансовый расчет рентабельности, полномасштабное исследование
трех важнейших вопросов:
каков внешний и внутренний рынок предполагаемой к выпуску
продукции (услуг), какова его наполняемость;
каковы цены на планируемую продукцию и какова их тенденция;
каковы издержки производства этой продукции (услуг).
Слайд 223.1. Понятие и содержание бизнес-плана
Бизнес-план - это документ, содержащий краткое,
точное и понятное описание предполагаемой предпринимательской деятельности, необходимый при рассмотрении
большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее рациональные решения и определить средства для их реализации.
Слайд 23Бизнес-план также является рекламным документом, который показывает перспективы развития вашей
компании потенциальным инвесторам и акционерам.
Слайд 24Бизнес-план может быть разработан как для нового предприятия, так и
для работающих предприятий на очередном этапе их развития.
Для начинающего предпринимателя
БП является документом, позволяющим привлечь внимание инвесторов.
Уровень составленного БП показывает надежность и серьезность предпринимателя и его дела.
БП подготавливается к переговорам между предпринимателем и возможными инвесторами.
Слайд 27Бизнес-план обычно пишется на перспективу и составлять его следует примерно
на 3 года вперед, при этом для первого года основные
показатели следует делать в месячной разбивке, для второго – поквартально и лишь начиная с третьего года следует ограничиться годовыми показателями
Слайд 28Бизнес-план должен содержать ряд обязательных разделов, приводимые показатели в них
должны быть достоверными, обоснованными, им следует базироваться на документах и
расчетах.
Однако в него должны быть включены рабочие материалы (описания, формулировки идей, расчеты и др.), которые могут быть использованы в процессе работы.
Объем бизнес-плана зависит от специфики проекта и обычно не превышает 50 страниц.
Структура БП зависит от конкретных целей, задач и объекта предпринимательства.
Слайд 29Примерная структура БП может быть представлена следующими разделами (методика UNIDO):
Обзорный
раздел (резюме)
Характеристика объекта предпринимательства
Описание отрасли
Анализ рынка
Организационный план
Производственный план
Маркетинговый план
Инвестиционный план
Финансовый
план
Анализ рисков
Выводы
Приложения
Слайд 30Обзорный раздел (резюме)
Цель резюме:
привлечь интерес читателя
указать цели и
задачу плана
изложить основные положения плана
заставить читающего дочитать план
до конца
Слайд 31Резюме должно быть краткое (2-3 страницы) и должно содержать:
основные
данные о предприятии, персонале, продукции, ситуации на рынке и в
отрасли в аспекте производства и реализации продукции,
основные цели, которые ставит перед собой предприятие, фирма или предприниматель,
финансовые результаты,
потребность и предлагаемые условия получения инвестиций,
предполагаемые доходы,
рентабельность,
срок окупаемости.
Слайд 32Характеристика объекта предпринимательства
Данные об организаторе проекта: имена, адреса, форма собственности,
финансовые возможности.
Предпосылки для создания проекта. Цель проекта, общие черты
проекта.
Месторасположение проекта (ориентирован ли проект на местные или внешние ресурсы, на местный или внешний рынок).
Государственная или региональная экономическая промышленная политика, содействующая реализации проекта.
Слайд 33Объектом предпринимательства может быть:
либо развитие действующего предприятия,
либо создание
нового предприятия, фирмы,
либо создание нового продукта, услуги или технического
решения.
Слайд 34Российско-американский фонд предпринимательства выдвигает определенные требования к разделу «компания»:
История
компании: как она была основана, ее достижения на сегодняшний день,
роль нынешнего руководства в этих достижениях, основная информация о финансах (объемы продаж, доходы, активы), юридический статус компании в настоящее время, место расположения главного офиса компании, владельцы и совладельцы компании, типы контрактов, которые заключаются с работниками компании.
Слайд 35Текущая деятельность: перечень предлагаемых товаров, услуг или технических решений; отличия
компании от других, ее особенность и уникальность, географический спектр деятельности
компании в пределах России; осуществляется ли продажа товаров или услуг за границу и в каком объеме, условия расчетов с клиентами и поставщиками; условия доставки товаров (услуг); количество магазинов и других учреждений, имеющихся в компании; численность работающих.
Слайд 36Стратегия ведения дел: нацеленность компании на какие-либо существенные возможности рынка,
цели компании на ближайшее будущее, реальные перспективы и достижения.
Слайд 37Характеризуя новое предприятие
Необходимо указать его организационно-правовую форму и форму собственности.
Необходимо описать пути выхода предприятия на рынок и перспективы развития.
Следует определить основную группу потребителей и оценить возможности появления новых рынков сбыта, а также расширения номенклатуры выпускаемых товаров и услуг.
Должна быть указана специфика нового предприятия, экономические преимущества, которые получают производитель и потребитель (например, снижение себестоимости продукции, дополнительные услуги и пр.).
Слайд 38Характеризуя новые изделия, услуги, технические решения
Необходимо подчеркнуть их уникальность, важность
для потребителей,
Перечислить функциональные особенности продукта,
Дать результаты сравнительного анализа
с учетом существования аналогов на рынке.
Слайд 39При описании продукта рекомендуется указать следующие сведения:
Наименование изделия и его
спецификация,
Функциональное назначение и область применения,
Основные технические характеристики изделия, включая показатели
технологичности и универсальности,
Соответствие стандартам и нормативам,
Стоимостная характеристика,
Требования к обслуживанию продукции,
Возможности дальнейшего развития,
Сведения о патентно-лицензионной защите, торговых знаках, авторских правах и других объектах интеллектуальной собственности,
Условия поставки продукции,
Преимущества продукции перед аналогами,
Экспортные возможности.
Очень важно представить наглядное изображение продукта, поэтому необходимо приложить его фотографию, прайс-лист или рекламный листок.
Слайд 41Перечень основной продукции и услуг отрасли,
Региональная структура производства (распределение производственных
мощностей региона),
Сырьевая база отрасли в настоящее время и в перспективе,
Состояние
основных фондов, материально-технической базы предприятий отрасли,
Описание сегмента рынка, в котором будет работать предприятие,
Общий объем продаж по отрасли и объем продаж предприятия,
Перечень основных потребителей,
Инвестиционный климат.
Слайд 42Анализ рынка и основных конкурентов
Определяются:
размеры (емкость) рынка,
степень насыщенности
рынка,
тенденции изменения этих параметров на ближайшую перспективу,
Выявляются:
- наиболее
перспективные рынки сбыта,
причины предпочтения,
Производится:
- анализ и оценка основных конкурентов.
Слайд 43Организационный план
Указывается форма собственности создаваемого предприятия.
Рассматриваются вопросы руководства
и управления предприятием.
Приводятся краткие биографические сведения о всех членах
совета директоров.
Анализируются знания и квалификация всей команды в целом.
Обосновывается организационная структура предприятия, производится оценка оргструктуры.
Расчет затрат по оплате труда.
Слайд 44Производственный план
Анализ продукции или услуг, характерных для данного бизнеса.
Расчет производственной программы и производственной мощности предприятия.
Описание и обоснование
выбора технологии.
Предоставление информации по обеспеченности с производственной стороны выпуска продукции.
Разработка мер по поддержанию и развитию производства.
Производственный план призван ответить на вопрос, как фирма намерена создавать свою продукцию или услуги, охарактеризовать ее производственную деятельность.
Слайд 45Маркетинговый план
Маркетинговый план представляет собой план мероприятий по достижению
намечаемого объема продаж и получению максимальной прибыли путем удовлетворения рыночных
потребностей.
Слайд 46Товарная стратегия предполагает программу действий, благодаря которым обеспечивается эффективное с
коммерческой точки зрения формирование ассортимента товаров, гибкое приспособление имеющихся ресурсов
к рыночным условиям.
Слайд 47Ценовая стратегия может базироваться на издержках производства, спросе на продукцию
и ценах конкурентов.
Слайд 48Сбытовая стратегия предполагает ориентацию на создание общественного мнения (PR) и
может предусматривать:
Рекламную деятельность,
Создание и регулирование коммерческих связей через посредников, дилеров,
агентов и пр.,
Организацию и участие в ярмарках, выставках,
Использование кредита в различных формах, продажу в рассрочку, лизинг,
Презентацию продукции специально для потенциальных потребителей менеджмент др.
Слайд 49Анализ результатов маркетинговых исследований по направлениям:
деловая среда,
целевой рынок и
сегментация рынка,
каналы сбыта,
конкуренция,
жизненные циклы продуктов,
цикличность сегмента
рынка.
Слайд 50Маркетинговый план
Анализ годовых показателей спроса (объем спроса, уровень цен) и
поставок, а также анализ тенденций спроса и поставок.
Обоснование маркетинговых
стратегий.
Формулировка общей концепции маркетинга.
Расчет маркетинговых издержек.
Расчет показателей продаж и поступлений (количество, цены, доля рынка и т.д.).
Слайд 51Инвестиционный план
Расчет инвестиционных издержек:
затраты на подготовку участка,
проектирование и
строительство зданий и сооружений,
приобретение оборудования,
основной акционерный капитал,
предпроизводственные
расходы и капитальные затраты,
потребности в чистом оборотном капитале.
Слайд 52Издержки на проданную продукцию:
текущие издержки,
амортизационные отчисления,
издержки на
маркетинг,
транспортные издержки,
издержки обращения,
издержки финансирования,
накладные издержки.
Слайд 53Оценка инвестиций:
- расчет дисконтированного денежного потока и связанных с
ним показателей (чистой текущей стоимости и внутренней нормы доходности проекта),
- расчет срока окупаемости,
- рентабельность начального инвестированного капитала и рентабельность акционерного капитала,
- финансовое и экономическое влияние проекта на региональную и государственную экономическую среду.
Слайд 54Финансовый план
источники финансирования,
влияние издержек финансирования и издержек по
обслуживанию долга на эффективность проекта,
наличие налоговых, амортизационных, таможенных и
других льгот для инвестиционных проектов.
Слайд 56Анализ рисков
Определение критических переменных при анализе чувствительности,
Оценка рисков,
Определение возможных сценариев поведения и средств управления в условиях риска,
Антикризисные стратегии,
Анализ чувствительности проекта к систематическим рискам.
Слайд 57ВЫВОДЫ:
главные достоинства проекта;
основные недостатки проекта,
вероятность осуществимости проекта,
оценка целесообразности реализации проекта.
Слайд 583. Расчет эффективности инвестиционного проекта
Совокупность методов, применяемых для оценки эффективности
инвестиций, можно разбить на две группы:
динамические (учитывающие фактор времени)
статические (учетные).
Слайд 59В хозяйственной практике России применение динамических методов обусловлено относительно высоким
уровнем инфляции.
Слайд 60
Срок окупаемости инвестиций (Payback Period - PP)
Этот метод один из
самых простых и широко распространен в мировой практике, не предполагает
временной упорядоченности денежных поступлений.
Он состоит в вычислении количества лет, необходимых для полного возмещения первоначальных затрат, т.е. определяется момент, когда денежный поток доходов сравняется с суммой денежных потоков затрат.
Отбираются проекты с наименьшими сроками окупаемости.
Слайд 61Алгоритм расчета срока окупаемости (РР) зависит от равномерности распределения прогнозируемых
доходов от инвестиции:
Если доход распределен по годам равномерно, то срок
окупаемости рассчитывается делением единовременных затрат на величину годового дохода, обусловленного ими.
Если прибыль распределена неравномерно, то PP рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиция будет погашена кумулятивным доходом.
Слайд 62Общая формула расчета показателя РР имеет вид:
РР = n =
CFt / IC,
где: CFt - чистый денежный поток
доходов
IC - сумма денежных потоков затрат
Слайд 63Показатель PP имеет ряд недостатков:
1) он игнорирует денежные поступления после
истечения срока окупаемости проекта.
2) этот метод основан на не
дисконтированных оценках, поэтому проекты с равными сроками окупаемости, но различной временной структурой доходов признаются равноценными.
Слайд 64Метод РР успешно используется для быстрой отбраковки проектов, а также
в условиях сильной инфляции, политической нестабильности или при дефиците ликвидных
средств: что ориентирует предприятие на получение максимальных доходов в кратчайшие сроки.
Слайд 65Чистая приведенная (текущая) стоимость (Net Present Value - NPV)
Относительная простота
расчетов обеспечили NPV-методу широкое распространение, и в настоящее время он
является одним из стандартных методов расчета эффективности инвестиций, рекомендованных к применению ООН и Всемирным банком.
Слайд 66Он основан на сопоставлении величины инвестиционных затрат (IC) и общей
суммы скорректированных во времени будущих денежных поступлений.
При заданной норме
дисконта (коэффициента r, устанавливаемого аналитиком (инвестором) самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый им капитал) можно определить современную величину всех оттоков и притоков денежных средств в течение экономической жизни проекта, а также сопоставить их друг с другом.
Слайд 67Результатом такого сопоставления будет положительная или отрицательная величина (чистый приток
или чистый отток денежных средств), которая показывает, удовлетворяет или нет
проект принятой норме дисконта.
Слайд 68где: r - норма дисконта;
n — число периодов
реализации проекта;
CFt — чистый поток платежей в периоде t;.
IС
— сумма первоначальных затрат, т.е. сумма инвестиций на начало проекта.
Слайд 69Если NPV > 0, это означает, что в течение своей
экономической жизни проект возместит первоначальные затраты, обеспечит получение прибыли согласно
заданному стандарту r, а также ее некоторый резерв, равный NPV.
Отрицательная величина NPV показывает, что проект убыточен.
При NPV = 0 проект только окупает произведенные затраты, но не приносит дохода.
Слайд 70Однако корректное использование NPV-метода возможно только при соблюдении ряда условий:
Объем
денежных потоков в рамках инвестиционного проекта должен быть оценен для
всего планового периода и привязан к определенным временным интервалам.
Денежные потоки в рамках инвестиционного проекта должны характеризовать только платежи и поступления, непосредственно связанные с реализацией данного проекта.
Принцип дисконтирования, применяемый при расчете NPV, с экономической точки зрения подразумевает возможность неограниченного привлечения и вложения финансовых средств по ставке дисконта.
Использование метода для сравнения эффективности нескольких проектов предполагает использование единой для всех проектов ставки дисконта и единого временного интервала (определяемого, как правило, как наибольший срок реализации из имеющихся).
Слайд 71Индекс рентабельности проекта (Profitability Index - PI)
Индекс рентабельности показывает, сколько
единиц современной величины денежного потока приходится на единицу предполагаемых первоначальных
затрат.
Слайд 72где: r - норма дисконта;
CFt — чистый поток
платежей в периоде t;.
IС — инвестиционные затраты
Слайд 73Если величина критерия РI > 1, то проект следует принять;
при РI< 1, проект не обеспечивает заданного уровня рентабельности, и
его следует отвергнуть;
если РI = 1, то инвестиции не приносят дохода, - проект ни прибыльный, ни убыточный.
Слайд 74Недостатком индекса рентабельности является то, что, этот показатель сильно чувствителен
к масштабу проекта.
Он не всегда обеспечивает однозначную оценку эффективности
инвестиций, и проект с наиболее высоким PI может не соответствовать проекту с наиболее высокой NPV.
В частности, использование индекса рентабельности не позволяет корректно оценить взаимоисключающие проекты. В связи с чем чаще используется как дополнение к критерию NPV.
Слайд 75Внутренняя норма прибыли инвестиций (Internal Rate of Return - IRR)
Под
внутренней нормой доходности понимают значение ставки дисконтирования r, при котором
чистая современная стоимость инвестиционного проекта равна нулю: IRR = r, при котором NPV = f(r) = 0.
Слайд 76IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть
ассоциированы с данным проектом.
Слайд 77Для расчета выбираются два значения коэффициента дисконтирования r1
чтобы в интервале (r1,r2) функция NPV=f(r) меняла свое значение с
"+" на "-" или с "-" на "+".
Слайд 78где
r1 — значение коэффициента дисконтирования, при котором f(r1)>0;
r2 — значение коэффициента дисконтирования,
при котором f(r2)
Слайд 79Преимущества:
1) показатель IRR, рассчитываемый в процентах, более удобен для применения
в анализе, чем показатель NPV, т.к. относительные величины легче поддаются
интерпретации;
2) несет в себе информацию о приблизительной величине предела безопасности для проекта.
Слайд 80Недостатки:
Нереалистичное предположение о ставке реинвестирования. В отличие от NPV критерий
внутренней нормы доходности неявно предполагает реинвестирование получаемых доходов по ставке
IRR, что вряд ли осуществимо в реальной практике.
Возможность существования нескольких значений IRR. В общем случае, если анализируется единственный или несколько независимых проектов с ординарным денежным потоком, когда после первоначальных затрат следуют положительные притоки денежных средств, применение критерия IRR всегда приводит к тем же результатам, что и NPV. Но в случае чередования притоков денежных средств с оттоками, для одного проекта могут существовать несколько значений IRR.
Сильно чувствителен к структуре потока платежей и не всегда позволяет однозначно оценить взаимоисключающие проекты.
Слайд 814. Оценка рисков при реализации проекта
Развитие анализа странового риска относится
к 1950м годам. Это было время революций, национализаций и конфискаций.
В конце 1970х настала пора политического риска - одного из компонентов странового риска, - его актуальность достигла наивысшей точки с иранской революцией 1979 года.
Каждый банк и транснациональная корпорация нанимали молодых научных сотрудников, чтобы они консультировали их на предмет того, где может произойти следующая революция.
Но вскоре пик напряженности миновал, компании объявили своих политических аналитиков излишними и существенно сократили бюджет на услуги сторонних организаций.
Слайд 82Сегодня оценка странового риска достигла стадии зрелости.
Консультационные фирмы, которые занимались
исключительно оценкой политического риска, исчезли или объединились.
Страны развиваются, и
политические риски оказывают огромное влияние на прибыльность.
Решения национальных правительств по таким вопросам, как трудовое законодательство, вывоз дивидендов, переводы роялти, защита от злоупотреблений в области интеллектуальной собственности, налоги и протекционизм, могут способствовать работе иностранной компании или разрушать ее.
Выявление страновых рисков и способов управления ими стали неотъемлемой частью стратегических планов.
Показатели прибыли у банков и компаний, которые учитывают страновые риски, принимая решения об инвестициях за рубежом, выше, чем у тех, кто этого не делает.
Слайд 84Как большинство компаний измеряют страновые риски?
Используя концепцию «упрощенного портфеля», большинство
ТНК подразделяют свои существующие и запланированные операции на несколько категорий:
безопасные,
с умеренным риском,
с высоким риском,
с недопустимым риском.
Слайд 85Безопасными считаются промышленно развитые страны. Любой крен в сторону национализма
или социализма компенсируется в различной степени эффективностью страны, технической компетентностью,
экономическими потребностями и рыночными возможностями.
Слайд 86В странах с умеренным риском существуют сложности с ежедневными операциями,
но структура политической среды и экономической политики в них достаточно
стабильны, чтобы изменения в правительстве происходили без серьезного изменения инвестиционного климата.
Слайд 87Прежде чем какоелибо иностранное предприятие будет рассматривать возможность инвестиций в
страну с высоким риском, должны быть созданы особые условия, такие
как гарантии предоставления необходимых для бизнеса ресурсов.
Слайд 88А страны с недопустимым риском не заслуживают никаких инвестиций.
Слайд 90Выявление и анализ рисков
компаниям, занимающимся бизнесом за границей, необходимо
оценивать три группы рисков:
1. операционные,
2. социальнополитические,
3. финансовые
Слайд 91Операционные риски
Компания, продающая товары и услуги в другой стране, незамедлительно
сталкивается с проблемами изза различий в законах, обычаях, языке и
ценностях.
Производители должны использовать местную рабочую силу и рассчитывать на внутреннюю инфраструктуру.
Следует предвидеть потенциально дискриминационные правила и нормы.
се эти факторы, а также многие другие порождают риски для компаний, пытающихся заниматься бизнесом и получать прибыль в незнакомой среде.
Слайд 92Социальнополитические риски
Изменения в правительстве, происходящие в обычном или в аварийном
порядке.
Новое правительство может улучшить или ухудшить социальную стабильность.
Рост
численности населения, распределение благ и миграция могут подорвать стабильность и без изменений в правительстве.
Слайд 93Финансовые риски
Для любых операций важно, чтобы компания могла свободно обменивать
местную валюту и вывозить доходы и капитал в свою страну.
Способность и желание принимающей страны предоставить иностранную валюту являются решающими факторами.
Правовая база является основой для вывоза, так как процедура утверждения зачастую используется для задержки доступа к конвертируемой валюте.
Слайд 94План действий по оценке странового риска
Первым шагом является определение
рисков проекта.
В пределах одной и той же страны риски
могут варьироваться в зависимости от региона или выпускаемого продукта.
Решение о продолжении или прекращении деятельности должно основываться на реальной оценке страновых рисков, неожиданности необходимо свести к минимуму.
Слайд 95Второй шаг- Увязать коммерческие страновые риски с уровнем отдачи от
инвестиций.
Высокие риски должны компенсироваться очень быстрым движением наличности и
быстрым вывозом капитала.
Правовая база иногда может становиться препятствием для этого, если правительство чувствует себя эксплуатируемым.
Конечно, капиталоемкие операции и разведка природных ресурсов требуют длительного времени для возмещения вложенного капитала.
Но компания может решить, что в долгосрочной перспективе получит более существенные выгоды, чем достижение высокой нормы доходности прямо сейчас
Слайд 96Третий шаг - Подготовка планов действий в чрезвычайных обстоятельствах.
Руководители
должны знать, что делать при появлении тех или иных возможностей
или проблем, связанных со страновым риском.
Должны быть подготовлены соответствующие процедуры на случай дефицита времени, необходимости обеспечить безопасность связи, на случай угрозы производственным мощностям или персоналу.
Необходимо регулярно обновлять планы действий в чрезвычайных обстоятельствах.
Самоуверенность, происходящая из настроений «это не может случиться здесь», является признаком плохого менеджмента.
Слайд 97Хороший имидж компании в стране присутствия может уменьшить проблемы
На репутацию
компании могут позитивно или негативно повлиять самые непредвиденные события.
К
сожалению, память о негативных событиях сохраняется гораздо дольше.