Слайд 1882
988
1237-1241
1237-1480
1380
1480
1613
1654
1682-1725
1812
1825
1853-1856
1861
1905
1917
1922
1924-1953
1941-1945
1961
1991
2000
Слайд 2понятия
Демократия
Илот
Архонт
Патриции
Ареопаг
Сенат
Плебеи
Полис
Трибуны
Слайд 4Итоги Великого переселения народов
Крушение Западной Римской империи в 476 г.;
Образование
Королевства вестготов;
Образование Королевства остготов;
Образование Королевства франков;
Образование Королевства вандалов;
Образование Королевства англосаксов.
Слайд 5Средневековые цивилизации
10 класс
Слайд 6Что такое Средние века?
Термины «Средние века», «Средневековье» впервые появились в
словаре итальянских гуманистов эпохи Возрождения.
В XVII в. термин «Средние
века» вошел в периодизацию всемирной истории и стал одним из общепринятых в истории, философии, социологии.
В эпохе Средневековья выделяют периоды:
1. V-Х вв. – варварство
2. XI-XIII вв. – расцвет Средневековья
3. XIV-XV вв. – упадок Средневековья
Слайд 7Феодосий I (346-395 гг.) – последний император единой римской империи
Гонорий (Рвенна)
Аркадий (Константинополь)
С VII в. арабы, ислам
Слайд 8Переход к Средневековью
Франкское государство эпохи Меровингов.
До VII в. В его
жизни преобладали явления регресса:
сократилась численность населения;
пришли в упадок старые римские
города;
были утрачены многие достижения античной культуры и
ремесла;
римская система управления была практически уничтожена.
Государство, созданное королем франков Хлодвигом, принадлежало к тому типу государств, которые историки называют варварскими королевствами: король смотрел на подвластное ему государство как на личное владение, которое он вправе делить, завещать, дарить; аппарата государственного управления не было; суд осуществлялся в соответствии с нормами обычного права.
Слайд 9Переход к Средневековью
Новые явления в жизни франков:
аграризация экономической и социальной
жизни (ее центром стала деревня),
усиление роли крестьянского хозяйства в
аграрном производстве,
рост крупного землевладения знати,
укрепление ее власти над крестьянством,
возрастание политической роли церкви, весьма успешно решавшей задачу христианизации варварских народов (первыми христианство в его ортодоксальной форме приняли в 496 г. франки).
Слайд 10Переход к Средневековью
В 800 г. папа римский Лев III короновал
короля франков Карла Великого императорской короной, Франкское государство было провозглашено
империей.
Короновавшийся в Риме и получивший корону из рук главы церкви Карл Великий, король франков, становился символом единства германских традиций, римского имперского прошлого и христианских начал.
Карл Великий в результате долгих войн создал огромную державу.
Слайд 11Переход к Средневековью
Время существования Каролингской державы было периодом оформления целого
ряда институтов Средневековья:
система зависимости крестьян от крупной знати;
распространяются бенефиции;
все шире
становится практика пожалования иммунитетов, превращавших землевладельца в независимого правителя в своих землях.
Слайд 12Переход к Средневековью
В основных чертах оформляется культурно-исторический тип, присущий средневековой
цивилизации:
усилия деятелей Каролингского Возрождения;
античное культурное наследие;
христианское вероучение;
традиции германских народов
СРЕДНЕВЕКОВАЯ
КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ
Слайд 13Сеньориальный строй
Аграрный строй средневековой Европы в своих основных чертах сложился
в XI-XIII вв.
Главной ценностью считалась земля.
ЗЕМЕЛЬНОЕ ДЕРЖАНИЕ
СЕНЬОРИЯ
ФЕОД
Слайд 14Сеньориальный строй
Крестьяне собственностью на землю не обладали, это признавалось привилегией
господствующего сословия. Они лишь пользовались землей, выполняя в пользу ее
собственника определенные повинности (денежная рента, натуральный оброк, барщина).
Но крепостного права, по мнению ряда историков, западноевропейское Средневековье не знало.
Более того, уже с XIII в. (а кое-где и с XII в.) начался процесс освобождения крестьян, которые выкупали наиболее тяжкие повинности и обретали личную свободу.
Формы зависимости
ПОЗЕМЕЛЬНАЯ
ЛИЧНАЯ
Слайд 15Сеньориальный строй
Отношения крестьян с землевладельцами поддерживались в рамках сеньорий.
Сеньор в
пределах своих владений являлся своеобразным государем, обладая административной, полицейской и
судебной властью в отношении населения сеньории.
В XI-XII вв. землевладелец, как правило, имел собственное хозяйство (домен), земля которого обрабатывалась барщинным трудом крестьян.
С XIII в. домен исчезает, земля сдается в аренду, возникает так называемая чистая сеньория.
Наряду с сеньорией, существовала крестьянская община.
Слайд 16Сеньориальный строй
Земельный феод был одним из элементов вассально-ленных отношений, определявших
структуру господствующего военного сословия - рыцарства.
Слайд 17Города в Средневековом обществе
По своим размерам, уровню благосостояния и численности
населения города средневековой Европы уступали городским центрам Востока.
Слайд 18Города в Средневековом обществе
Политическое значение средневекового города:
коммунальное движение (борьба за
освобождение от всех форм сеньориальной зависимости);
самоуправление;
формирование особого городского сословия –
бюргерства (личная свобода, права, подсудность городскому суду, участие в самоуправлении).
Слайд 19Города в Средневековом обществе
Экономическое значение средневекового города:
город – центр ремесла
(цеховая организация);
город – центр торговли (в XIII-XIV вв. Европа знала
такие явления, как банк, вексель, биржа, кредит, страхование имущества)
Слайд 20Сословное общество
Социальная структура Средневековья представала системой личных (наследственных) и сословных
(определявшихся набором тех или иных прав и привилегий) статусов и
состояний. Решающее значение имели не экономические различия, а юридические, правовые перегородки.
Слайд 21Сословное общество
Общество мыслилось целостным организмом, отдельные части которого взаимосвязаны и
все вместе обеспечивают жизнеспособность целого.
Противоречие между идеальными представлениями о
социальной гармонии сословий и реальными отношениями между ними очевидно.
Слайд 22Сословное общество
«Мужики, что злы и грубы, на дворянство точат зубы.
Только нищие мне любы. Любо видеть мне народ голодающим, раздетым,
страждущим, не обогретым» - таково лишь одно из крайних выражений чувств рыцарства по отношению к крестьянам.
«Когда б не сеял я зерно, не рыл бы огород, подох бы с голоду давно твой благородный род», - заявляет крестьянин ошеломленному рыцарю в одной из немецких баллад.
Слайд 23Сословное общество
Враждебность иногда выплескивалась наружу. XIV-XV вв. являли собой картину
бесконечной череды мощных крестьянских восстаний:
французская Жакерия (1358);
восстание Уота Тайлера
в Англии (1381);
восстание Дольчино в Италии (1304-1307);
гуситские войны в Чехии (1419-1437);
восстание тюшенов во Франции и тукинов в Италии;
выступления ременсов в Испании;
знамя «Башмака», поднятое в Германии.
Слайд 24Сословное общество
В сословном обществе торжествовал корпоративный дух. Личность существовала лишь
как часть более или менее широкой социальной общности, построенной на
принципах корпоративной замкнутости и обособленности:
Крестьянин принадлежал к общине.
Рыцарство являлось военной корпорацией.
На корпоративных принципах оформлялось и городское сословие бюргерства.
Корпоративные начала определяли и положение духовенства.
Слайд 25Тема: Экспансия ислама
Цель?
Экспа́нсия (от лат. expansio — распространение, расширение) — территориальное, географическое или иное расширение зоны
обитания, или зоны влияния отдельного государства, народа, культуры или биологического
вида.
Наследие Арабского халифата
Слайд 26План – задачи!
Аравийские племена в начале новой эры
Возникновение ислама
Арабский халифат
и его распад
Слайд 27Аравийские племена в начале новой эры
Определите местоположение Аравийского п-ва.
Охарактеризуйте природу.
Как
природные условия повлияли на занятия арабов?
Слайд 28Бедуины. Кто такие?
Почему они были заинтересованы в создании у
арабов государства?
Родоплеменной строй, меджлис
Слайд 30Великий шёлковый путь. Занятия?
Первые города в I тыс. до н.э.
Слайд 32Кааба – древний храм кубической формы, в котором тогда поклонялись
разным богам
(язычество, иудаизм, христианство)
Слайд 33VII в. – проблемы.
Перенаселение
Кризис торговли (торговые пути в руки к
Ирану)
Угроза голода
Рост цен
Засилье ростовщиков
Слайд 342. Возникновение ислама
Мухаммад (570, Мекка - 632, Медина) –
основатель ислама
Пророк
(посланник бога) и основатель ислама (ему Бог ниспослал своё священное
писание — Коран).
Мухаммад был политическим деятелем, основателем и главой мусульманской общины (уммы), которая в процессе его непосредственного правления составила сильное и достаточно крупное государство на Аравийском полуострове.
Кааб стал главной святыней мусульман.
Слайд 35622 г. Медина (Ясриб) - «город пророка» (Саудовская Аравия)
Медина — второй священный
город ислама, после Мекки
Масджид ан-Набави.
«Мечеть пророка Мухаммада»
Слайд 36Коран – священная книга мусульман
Слово «Коран» происходит от арабского «чтение
вслух», «назидание».
Коран представляет собой свод откровений, произнесённых от имени
Бога пророком Мухаммадом.
Состоит из 114 глав (суры)
Слайд 37Сунна - мусульманское священное предание
Излагает примеры жизни исламского пророка Мухаммада как образец
и руководство для всей мусульманской общины (уммы) и каждого мусульманина
Слайд 38Мораль = право
Шариат – законы
Суд шариата – церковный суд
Кади
– духовные судьи
Запрещено пить, азартные игры
Закреплено многожёнство (4)
Закрепление патриархата, женщине
подчинённую роль
Слайд 395 основных правил
правоверного мусульманина
Признавать, что «Нет (иного) бога, кроме
(Единого) Бога (Аллаха), Мухаммад – его пророк»;
совершать ежедневно 5 обязательных
молитв;
соблюдать 30-дневный пост в рамазан;
1/5 дохода отдавать на милостыню и благие дела;
совершить (хотя бы раз в жизни) паломничество в Мекку - хадж
Слайд 40Соотнести
Аллах
Пророк
Коран
Мусульмане
Хиджра
Ислам
Медина
Хадж
Шариат
Минарет
Рамазан
Мечеть
Минбара
Муэдзин
Имам (мулла)
Начальная дата мусульманского летоисчисления
Покорные Богу (предавшие себя Богу)
Город Пророка
Паломничество
в Мекку
Посланник Бога
«Предание себя богу»
Единый Бог
Руководитель молитвой
Башня мечети
Особое возвышение в
мечети
Тридцатидневный пост
Мусульманский храм
Оповещает о начале очередной молитвы
Мусульманское право
Священная книга мусульман
1-7
2-5
3-15
4-2
5- 1
6-6
7-3
8-4
9-14
10-9
11-11
12-12
13-10
14-13
15-8
Слайд 41Главная пятничная мечеть Татарстана в Казани – Кул Шариф
Слайд 46Малый минарет
XIII-XIV вв.
Мавзолей
Слайд 483. Арабский халифат и его распад
Абу Бакр, Умар, Усман, Али
– «праведные халифы»
Арабский халифат – исламское государство (халиф+ духовная, светская,
военная власть)
661 г. – шииты (верят в святость Али) и сунниты
Халиф - наместник, заместитель
Слайд 50Завоевания арабов VII-IX вв.
Причины успеха
Вера в то, что несут народам
свет истинной религии
Византия и Иран не сопротивлялись, т.к. истощены войнами
друг с другом
Стремительная, лёгкая конница (в Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, осаждали Константинополь)
Королевство вестготов ослаблено борьбой знати за власть
Некоторые народы воспринимали арабов как освободителей
Веротерпимость мусульман
Обращённых в ислам освобождали от подушного налога
Джихад – это усердие на пути Аллаха, борьба за веру
Слайд 51?
Какие народы и страны остановили продвижение арабов на запад и
на восток
На запад….
На восток….
Слайд 52
Омейяды и Аббасиды
Кто есть кто? Чем прославились?
Слайд 53Распад халифата.
Распад Арабского халифата начался с правления Харуна ар-Рашида (IX
в.), закончился в 1055 г. захватом турками-сельджуками Багдада
Слайд 54Причины распада халифата,
с. 117, выписать (5)
Народные волнения (высокий налог
и бесправие немусульманского населения)
Войско из тюрок, сильная власть начальника гвардии
Наместники-эмиры
превращались в независимых правителей
Победа противников халифа
Завоевания турок-сельджуков
Течения в исламе
Слайд 55Культура мусульманского мира
Наследие Арабского халифата
(выписать в тетрадь)
Слайд 56Рефлексия
«Арабы меняют мир». Как это понимать?
Объяснить. выражение «мир ислама».