Слайд 1Проведение PR-кампаний
Тема 3. Аналитический этап.
Слайд 2Сущность этапа
Сбор, обработка, анализ всей информации для проведения PR-кампании.
Источники информации:
внутрифирменная
информация (информация, полученная внутри компании);
внешняя информация (сторонняя аналитика, мониторинг прессы
и т.д.);
специальная информация (полученная специально для проведения кампании).
Слайд 3Фазы аналитического этапа
Фаза определения проблемы или возможности;
Фаза фокусированного исследования;
Фаза анализа
ситуации;
Фаза характеристики и моделирования ситуации.
Слайд 4Фаза определения проблемы или возможности
Для того чтобы понять, нужна или
нет PR-кампания и если нужна, то каковы ее главные цели,
необходимо определить, какие проблемы стоят перед организацией, провести анализ существующей на данный момент ситуации. Рассматривая ту или иную ситуацию, необходимо обращать внимание как на неблагоприятные обстоятельства (проблемы), так и на благоприятные обстоятельства (возможности), из которых можно извлечь пользу
Л. Азарова, К. Иванова, И. Яковлев
Слайд 5Классификации проблем
Проблемы разделяются на внешние и внутренние, соответственно PR-кампания может
быть «внешней» (направленной на внешние аудитории) и «внутренней» (направленной на
внутренние аудитории);
Проблемы можно классифицировать по степени определенности их постановки. Принято выделять определённую постановку проблемы и неопределённую постановку проблемы.
Слайд 6Схема разрешения неопределенной проблемы
Неопределенная
постановка проблемы
Предварительный
анализ и исследование
Определенная
постановка
проблемы
Планирование
решения и реализация
Слайд 7Требования к формулировке проблемы
В ней должен содержаться вопрос «Что происходит
сейчас?», и она должна быть построена в настоящем времени;
В ней
не должно упоминаться о виновниках (людях или обстоятельствах) проблемы;
Ее постановка не должна подразумевать возможность решения – это следует сделать на более позднем этапе формулировки цели и задач PR-кампании.
Она должна быть непосредственно связана с постановкой цели и задач, более того, формулировка цели представляет собой «перевернутую» формулировку проблемы.
Слайд 8Группы факторов, связанных с возможностями
1. Потенциал предприятия:
Возможности управления;
Финансовые возможности;
Возможности производства;
Кадровые
возможности.
2. Ёмкость потребительского рынка:
Уровень доходов населения;
Объём и условия предоставления
потребительских кредитов;
Сумма сбережений населения;
Уровень образования и профессиональный состав;
Общие требования потребителя к товару (новизна, послепродажное обслуживание, качество товара и т.д.);
Специфические требования потребителя к товару (ассортимент, товарный знак, климатические условия эксплуатации и т.д.)
3. Конкуренция и инвестиционный климат.
Слайд 9Анализ возможностей, предоставляемых конкурентами
Выделение основных групп конкурентов (прямые конкуренты, товары-заменители,
потенциальные конкуренты и т.д.);
Анализ следующих моментов их деятельности:
Реальные цели рынка,
занятого конкурентами;
Жизненный цикл их товаров и услуг;
Поведение конкурентов при проведении PR и рекламных кампаний;
Используемые конкурентами методы продвижения своих товаров и услуг и стимулирования потребителей;
Возможность проведения кампании по антирекламе.
3. Выделение тех характеристик товаров и услуг, которые могут отражать их отличия от товаров и услуг конкурентов;
4. Возможное создание новостного информационного показа на основе выявленных конкурентных преимуществ.
Слайд 10Наиболее существенные составляющие инвестиционного климата
Потенциальные возможности потребителя / инвестора;
Потенциальные возможности
рынка потребителей / инвесторов;
Общие и специальные требования потребителей / инвесторов;
Особенности
законодательной базы в данный момент в данном регионе.
Слайд 11Схема выявления возможностей
Поиск (анализ)
возможностей
Формулировка
возможностей
Использование
возможностей
в рамках PR-кампании
Слайд 12Фаза фокусированного исследования
Целью данного подэтапа является четкое ограничение и структурирование
главой проблемы организации, которую необходимо решить с помощью PR-кампании, и
оценка необходимых для этого ресурсов. Результатом исследовательской фазы является обеспечение процесса планирования и реализации PR-кампании необходимой информационной базой. Без полноценной исследовательской фазы проведение PR-кампании невозможно.
Слайд 13Классификация исследований по критерию компонентов коммуникационного процесса.
Источники;
Сообщения;
Каналы;
Аудитории.
Соответственно, на этапе разработки
кампании, исследовательская фаза должна содержать:
Предварительное исследование источников;
Предварительное исследование сообщений;
Предварительное исследование
каналов;
Предварительное исследование аудиторий.
На этапе оценки эффективности проводится:
Исследование эффективности источников;
Исследование эффективности сообщений;
Исследование эффективности каналов;
Исследование динамики сознания и изменения поведения аудиторий.
Слайд 14Исследование источников
Исследование источников – это изучение тех субъектов организации, которые
отвечают за создание и распространение PR-информации, сообщений, предназначенных для целевых
аудиторий различных типов. К числу таких субъектов относятся:
Ключевые ньюсмейкеры организации (первые лица, руководители наиболее важных для целевых аудиторий служб и отделов и т.д.);
Ключевые креативные фигуры организации (спичрайтер, руководитель отдела маркетинга, отдела развития и т.д.);
Ключевые спикеры организации (пресс-секретарь, вице-президент по PR и т.д.)
Слайд 15Исследование сообщений
Исследование сообщений – это изучение содержания и формы тех
PR-материалов, которые в ходе кампании организация адресует целевым аудиториям. Для
анализа сообщений привлекаются аналоги, применявшиеся организацией ранее для решения сходных задач в сходных условиях для тех же целевых аудиторий, в частности ретроспективно анализируются коммуникационные кампании организации, содержавшие сообщения, адресованные соответствующим целевым аудиториям.
Слайд 16Исследование каналов
Исследование каналов – это изучение тех средств, с помощью
которых сообщения доставляются целевым аудиториям. К числу возможных средств могут
относиться:
Средства массовой информации;
Средства наружной рекламы;
Директ-мейл;
Спецмероприятия;
Сети неформальной коммуникации (слухи) и т.д.
Значимость каждого из каналов определяется характером конкретной PR-кампании и спецификой целевой аудитории.
Слайд 17Исследование целевых аудиторий
Исследование целевых аудиторий – это изучение социальных субъектов
(социальных групп, организаций, институтов, массовых аудиторий), которые являются получателями сообщений.
Именно на формирование (изменение) их сознания и/или поведения направлена PR-кампания.
Слайд 18Исследование целевых аудиторий
В качестве целевых аудиторий могут выступать:
Персонал и менеджмент
предприятия (внутренняя общественность)
Журналисты, представители медиасообщества;
Политическая, экономическая и культурная элита, лидеры
мнений;
Спонсоры, благотворители, меценаты;
Представители органов государственной власти и местного самоуправления;
Деловые партнеры, потребители и клиенты (специальная общественность);
Массовая аудитория.
Слайд 19Исследование целевых аудиторий
Основные сведения, которые необходимо знать о целевой аудитории
подразделяются на две группы:
Объективная информация – это такие социальные и
социально-демографические параметры целевой аудитории, которые характеризуют ее с объективных позиций, не зависящих от деятельности субъекта PR и от содержания планируемой PR-кампании;
Субъективная информация – параметры целевой аудитории, которые связаны с ее сознанием и поведением именно как реального или потенциального получателя PR-сообщений в рамках данной PR-кампании.
Слайд 20Наиболее часто используемые объективные параметры
Общая численность;
Половозрастной состав;
Структура по уровню образования;
Структура
по уровню дохода;
Социально-профессиональная структура;
Этнонациональная структура;
Конфессиональная структура;
Характер потребления средств массовой информации,
информационные предпочтения;
Структура ценностей и убеждений.
Слайд 21Наиболее часто используемые субъективные параметры
Уровень интереса к деятельности базисного субъекта
PR;
Уровень информированности о деятельности организации, выступающей базисным субъектом PR, и
о главной проблеме компании;
Оценка имиджа организации;
Отношение к ключевой проблеме PR-кампании;
Ретроспективные практики (позитивные и негативные) по отношению к организации и к проблеме;
Готовность к действию (позитивному или негативному) по отношению к организации и к проблеме.
Слайд 22Фаза анализа ситуации
Сущностью данного подэтапа являются определение основных факторов, способных
повлиять на ход именно данной PR-кампании. Основываясь на предварительно выявленных
проблемах/возможностях и данных фокусированного исследования формулируют главную цель данной фазы – определение «видения» ситуации для подготовки создания теоретической модели проведения кампании.
Слайд 23Задачи, которые необходимо решить для определения «видения»
Осуществление общего анализа
ситуации с точки зрения связи организации с другими субъектами, влияющими
на ее деятельность:
Какова предыстория существующей ситуации, на выход из которой направлена PR-кампания?
Какова современная ситуация в организации?
Каково окружение организации?
Какими видятся перспективы организации?
Каковы внешние и внутренние, зависимые и независимые факторы, влияющие на ситуацию?
Какие проблемы и возможности связаны с ситуацией?
Каковы основные факторы риска для данной ситуации?
Каковы сильные и слабые стороны позиции в данной ситуации?
Слайд 24Задачи, которые необходимо решить для определения «видения»
Описание характера существующих
связей организации с общественностью:
Общая характеристика групп общественности и характера связей
с ними данной.
Вскрытие «явных» негативных стереотипов и установок общественного мнения по отношению к организации.
Изучение позитивных отношений общественности (по группам) к организации.
Раскрытие специфики взаимоотношений организации с другими организациями.
Слайд 25Задачи, которые необходимо решить для определения «видения»
Предварительное исследование имиджа
организации:
Определение основных составляющих имиджа организаций в данной отрасли;
Выявление имиджевых преимуществ
/ недостатков данной организации по отношению к конкурентам;
Изучение аспектов имиджа, формирующих негативные и позитивные установки у конкретных групп общественности.
Предварительный анализ коммуникации организации:
Анализ коммуникационных потоков организации (где, когда, по каким каналам, как часто, с каким эффектом и т.д.);
Анализ видов, типов коммуникации организации;
Анализ коммуникационного климата организации (степени ее открытости / закрытости в глазах общественности);
Анализ соответствия коммуникативных сетей и структуры организации;
Предварительный анализ «понятности» и доходчивости сообщений для различных групп общественности.
Слайд 26Фаза характеристики и моделирования ситуации
Можно сказать, что на «входе» этого
подэтапа мы имеем проблему/возможность, а на «выходе» - предварительную сформулированную
цель PR-кампании.
В общем виде концепцию PR-кампании в виде гипотезы можно сформулировать так:
«Если мы осуществим определенный вид PR-деятельности по отношению к определенным (целевым) группам общественности, то можем ожидать соответствующих результатов/реакций».
Слайд 27Структурная схема фазы характеристики и моделирования ситуации
Выявленная проблема / возможность
и анализ ситуации
Модель (концепция) кампании в виде гипотезы и
ее
базовые характеристики
Предварительное определение целей PR-кампании, в том числе целей,
направленных на результат и целей, направленных на процесс
Собственные цели кампании и цели партнеров и спонсоров
Задачи PR-кампании по группам целей
Планирование