Слайд 1Проведение PR-кампаний
Тема 7. Оценка эффективности
Слайд 2Основные цели этапа
Обеспечение соответствия главных направлений PR-кампании общим целям коммуникационной
политики организации;
Определение эффекта, конкретного результата кампании;
Обеспечение эффективности в самом широком
смысле: от выбора наиболее эффективных средств и каналов коммуникации до разработки общих целей PR-деятельности;
Определение эффективности расходования финансовых средств на кампанию;
Обеспечение соответствия формы и содержания коммуникации требованиям государственного и профессионального регулирования и морально-этическим нормам общества.
Слайд 3Основные функции этапа
Отчетно-презентационная (по итогам кампании представляется отчет, в котором
характеризуются основные параметры событий, он сопровождается иллюстративными материалами, например, медиаклипингом;
подборкой отзывов и т.д.);
Собственно оценка эффективности.
Слайд 4Подходы к оценке эффективности
«Вкусовой» (нравится – не нравится);
Количественный (например, по
количеству публикаций);
Научный (на основе серьезных исследований воздействий акций).
Слайд 5Проблемы оценки эффективности PR
Оценка результатов паблик рилейшнз является по ряду
причин наименее исследованным вопросом осуществления данного вида маркетинговых коммуникаций. Дело
в том, что данный вид оценки требует измерения того, что по сути с трудом поддается измерению, а именно, изменения мнений потребителей. Оценка вклада PR оказывается сложной еще и потому, что обычно они используются совместно с другими видами маркетинговых коммуникаций.
Д. Бернет, С. Мориарти
Слайд 6Особенности этапа оценки эффективности
Реальная оценка эффективности PR-кампании возможна только тогда,
когда ее результат соотнесен с поставленной целью;
Базовые показатели оценки эффективности
должны быть заложены еще на этапе планирования, в ином случае возможен лишь «вкусовой» подход;
Возможна ситуация, когда перед PR-кампанией ставится не одна, а несколько целей. В этом случае необходим ряд систем оценки эффективности, каждая из которых характеризуется собственными показателями;
На данном этапе, как и на первом, аналитическом, особое значение приобретает PR-исследование – «оценочное исследование»;
Слайд 7Особенности этапа оценки эффективности
Данный этап (в силу наличия исследований) затратен.
Причем затратность данного этапа связана еще и с тем, что
оценочное исследование должно проводится квалифицированными исследователями, в том числе независимыми экспертами;
Если результаты PR-деятельности относятся к «стратегическим» факторам формирования нематериальных активов, то кроме непосредственного эффекта следует ожидать и «отложенного эффекта», «растянутых во времени» результатов, которые сложно поддаются планированию и проектированию;
PR-кампания обычно сопровождается рекламой, маркетинговой поддержкой, соответствующей работой с персоналом, поэтому реально оценить эффект каждой из составляющих проблематично.
Слайд 8Формы проведения оценки эффективности PR-кампании
Система «план – факт». Результативность оценивается
с точки зрения выполнения всех запланированных мероприятий, акций, коммуникаций;
Система «от
достигнутого». Применяется при достаточно регулярных акциях одного типа, когда появляется возможность сравнить результаты сходных мероприятий, выделить достижения и их отсутствие;
Система «цель – конечный результат». Эффективность PR-кампании оценивается как реализация поставленной цели, естественно, с учетом временных и финансовых соответствий плану.
Слайд 9Три основных этапа оценки эффектив-ности (С. Катлип, А. Сентер, Г.
Брум)
Оценка на этапе концептуализации и разработки программ:
Оценить адекватность исходной информации;
Провести
анализ организации и пригодность программы, избранной тактики и стратегии сообщений именно для данных целевых групп и данной организации;
Анализ качества сообщений и других элементов презентации.
Оценка на этапе реализации программы:
Количество сообщений, переданных СМИ, и запланированных PR-действий;
Количество размещенных в СМИ сообщений и выполненных PR-действий;
Количество лиц, получивших сообщение и охваченных PR-действиями;
Количество лиц, обративших внимание на сообщения и PR-действия.
Слайд 10Три основных этапа оценки эффектив-ности (С. Катлип, А. Сентер, Г.
Брум)
Оценка целесообразности программы с точки зрения ее итогового воздействия и
эффективности:
Количество членов целевой группы, изучивших содержание сообщения;
Количество таких лиц, изменивших свои убеждения;
Количество лиц, изменивших свое к нему отношение;
Количество членов целевой аудитории, которые выполнили действия, запланированные программой;
Количество членов целевой аудитории, которые повторно выполнили действия, запланированные программой;
Изменения в социальной и культурной сферах.
Основная задача PR-кампании – не только добиваться результатов, но и уметь измерить их.
Слайд 11Интерпретация результатов
Завершением этапа оценки эффективности должна стать интерпретация и использование
результатов оценки, которые являются своеобразным «мостиком» к последующей PR-деятельности, программам,
кампаниям организации.