Слайд 1Котлован
Пухальская Л.В., учитель русского языка
и литературы МОБУ «СОШ№73» г.Оренбурга
Слайд 2«Я хочу сказать вам, что я не классовый враг... я
классовым врагом стать не могу и довести меня до этого
состояния нельзя, потому что рабочий класс — это моя родина... Быть отвергнутым своим классом и быть внутренне все же с ним — это гораздо более мучительно, чем сознать себя чуждым всему, опустить голову и отойти в сторону».
Слайд 3«Котлован» написан 1929 - 30 г.,
опубликован только в
1987 г.
Почему так задержалось на
пути к читателю
это
произведение?
Автор «Котлована»… способен увидеть «котлованность», т.е. нелепость, дисгармоничность, драму человеческого существования.
Сергей Залыгин
Слайд 4 В «Котловане» отражены главные события проводившейся в СССР первой
пятилетки: индустриализация и коллективизация.
Разгромленная войной
страна, нищета рабочих и крестьян
Грандиозные
проекты,
стройки коммунизма
Раскулачивание крестьян,
методы уничтожения
крестьянства
Процветание бюрократии
Слайд 5 В «Котловане» отражены главные события проводившейся в СССР первой
пятилетки: индустриализация и коллективизация.
Уничтожение религии и фанатичное
поклонение новым идеям (не атеизм, а безбожие)
Массовое доносительство
Всеобщая подозрительность
Атмосфера бездуховности,
грубости, хамства,
бескультурья
Слайд 6 В «Котловане» отражены главные события проводившейся в СССР первой
пятилетки: индустриализация и коллективизация.
Попытки людей приспособиться
к новой жизни
Стремление
обезличить людей, построить всеобщее счастье
любым путем, отучить думать, сомневаться
Слайд 9 В повести есть одна очень важная тема – тема
детства, связанная
с образом Насти. Образ Насти - символ и
настоящего обездоленного
детства с его естественной и страшной жестокостью, и символ будущего,
замешанного на крови и костях.
В образ Насти писатель вкладывает
очень глубокий смысл: ради нее совершают свои поступки
строители котлована, но какова цель этих поступков?
«- Мама, а отчего ты умираешь - оттого, что буржуйка, или
от смерти?»
Слайд 10Люди в произведении А. Платонова
«Котлован».
Землекопы роют котлован, на месте которого должны построить дом для
“счастливых” жителей социализма. Но многие герои произведения погибают, достижение счастья оказывается невозможным без человеческих жертв. Однако фанатичная преданность идее не позволяет рабочим усомниться в правильности всего происходящего. Все они одинокие люди. У них нет семей, детей, любимых женщин, они живут в большом бараке и работают, работают, работают! Смысл их жизни сводится только к тяжелому, изматывающему физическому труду.
Слайд 11Люди в произведении А. Платонова
«Котлован».
Крестьяне , по словам Чиклина,
«сеют хлеб и
едят с нами пополам».
В деревне, с помощью активиста, который любил читать директивы сверху, накапливая «энтузиазм, несокрушимость действия», рабочие провели коллективизацию. Дорога в светлое будущее не покрыта красной дорожкой, а омыта кровью крестьян, а по обочинам этой дороги мрачнеют гробовые кресты.
Слайд 12 Рытье фундамента и создание колхоза являются в повести Платонова
философским воплощением, символом строительства той новой жизни, которая должна была
даровать людям царство истины. Но у тела умершей Насти Вощев не только с горечью понял, что в этой великой стройке не найти ему истины и смысла жизни, но впервые усомнился в их существовании: «Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человечка, в котором бы истина стала радостью и движением?»
Слайд 13Вопросы для анализа
Можно ли рассматривать повесть Платонова лишь как отражение
реальных событий, советской действительности 20-х годов? Почему?
Почему платоновский “Котлован”
многие исследователи относят к жанру антиутопии?
Слайд 14Вопросы для анализа
Какие герои привлекают внимание Платонова? Чем они живут?
Какие вопросы себе задают? Чем отличаются от окружающих их людей?
В чем символичность образа котлована? Как этот образ связан в повести с образом дома?
Слайд 15Вопросы для анализа
В чем смысл финала повести “Котлован”?
В чем
необычность авторского повествования в “Котловане”?
Какие приемы использует Платонов для
изображения реального мира, воссоздания речи своих героев?
Слайд 16Вопросы для анализа
Как изображается в повести природа? Обратите внимание на
то, как Платонов описывает работу и отдых своих героев. Кто
из героев повести чувствует природу, стремится постичь ее тайны?
Какую роль в повести “Котлован” играет мотив сиротства?
Слайд 17Тест.
1) Выберите пропущенное слово:
а) Мимо барака, где лежала больная Настя,
проходили люди, но никто не пришел проведать ее, потому что
“каждый нагнул голову и непрерывно думал о сплошной ________________”.
А) обманчивости
Б) раздробленности
В) коллективизации
Г)перестройке
Слайд 18Тест
б) Из описания кузницы: “Утерев затем свое утомленно-пролетарское лицо, ______________
плюнул в лапу и снова приступил к труду молотобойца”.
А) кузнец
Б)
медведь
В) мужик
Г) он
Слайд 19Тест
в) Вощев был уволен с механического завода в тот день,
когда ему исполнилось ____________ лет.
А) 20
Б) 25
В) 30
Г) 40
Слайд 20Тест
г) Из разговора Жачева с Прушевским: “Марксизм все сумеет. Отчего
ж тогда _____________ в Москве целым лежит? Он науку ждет
- воскреснуть хочет”.
А) Кремль
Б) Сталин
В) Ленин
Слайд 21Тест
д) Идея создания “единственного общепролетарского дома вместо старого города” принадлежит
_______________.
А)Пашкину
Б) Сафронову
В) Прушевскому
Г) Козлову
Слайд 22Тест
2) Кто из персонажей так описывается (характеризуется)?
а) “И, решив скончаться,
он лег в кровать и заснул со счастьем равнодушия к
жизни. Не успев еще почувствовать всего счастья, он от него проснулся в три часа пополуночи, и, осветив квартиру, сидел среди света и тишины, окруженный близкими яблонями, до самого рассвета, и тогда открыл окно, чтобы слышать птиц и шаги пешеходов”.
А) Прушевский
Б)активист
В) Жачев
Г) Вощев
Слайд 23Тест
б) “…пока шел по вестибюлю, обдумал увеличить котлован не вчетверо,
а в шесть раз, дабы угодить наверняка и забежать вперед
главной линии, чтобы впоследствии радостно встретить ее на чистом месте, - и тогда линия увидит его, и он запечатлеется в ней вечной точкой”.
А) Вощев
Б)Пашкин
В) поп
Г) Сафронов
Слайд 24Тест
в) “ и прежде, когда Чиклин работал на прочистке реки
от карчи, посещал его, дабы кормиться от рабочего класса; но
среди лета он переменил курс и стал питаться от максимального класса, чем рассчитывал принести пользу всему неимущему движению в дальнейшее счастье”.
А) Жачев
Б) Козлов
В) активист
Г) Елисей
Слайд 25Тест
г) “…тоскуя по ночам, выходил на базарную площадь и опрокидывал
торговые будки или вовсе уносил их куда-нибудь прочь, за что
томился затем в тюрьме и пел оттуда песни в летние вишневые вечера”.
А) Жачев
Б) Елисей
В) Чиклин
Г) Козлов
Слайд 26Тест
д) “Каждый день, просыпаясь, он вообще читал в постели книги,
и, запомнив формулировки, лозунги, стихи, заветы, всякие слова мудрости, тезисы
различных актов, резолюций, строфы песен и прочее, он шел в обход органов и организаций, где его знали и уважали как активную общественную силу, - и там <…> пугал и так уже напуганных служащих своей научностью, кругозором и подкованностью”.
А) Козлов
Б) Прушевский
В) Чаклин
Г) Вощев
Слайд 27Тест
3) Кому из персонажей повести принадлежат эти слова?
а) “Это монархизму
люди без разбору требовались для войны, а нам только один
класс дорог, да мы и класс свой будем скоро чистить от несознательного элемента”. А)Пашкин
Б) поп
В) Сафронов
Г) Вощев
Слайд 28Тест
б) “Да все равно мне не верят, говорят, я тайно
верю и явный стервец для бедноты. Приходится стаж зарабатывать, чтоб
в кружок безбожия приняли”.
А)Чиклин
Б) Вощев
В) поп
Г) Елисей
Слайд 29Тест
в) “Ты слыхал про араратскую гору - так я ее
наверняка бы насыпал, если б клал землю своей лопатой в
одно место!”
А) Сафронов
Б) Чиклин
В) Пашкин
Г) Козлов
Слайд 30Тест
г) “Моей пенсии и на пшено не хватает - на
просо только. А я хочу жиру и что-нибудь молочного. Скажи
своей мерзавке, чтоб она мне в бутылку сливок погуще налила!” А)Козлов
Б) Вощев
В) Жачев
Г) поп
Слайд 31Тест
д) “Я к чему хочешь привыкну, только сначала томлюсь. Здесь
уж меня и буквам научили и число заставляют знать: будешь,
говорят, уместным классовым старичком. Да то что ж, я и буду!..”
А)Чиклин
Б) Елисей
В) активист
Г) Вощев