Слайд 1Архитектура
на картинах отечественных
художников
Слайд 2Панорамы столичных улиц, памятники архитектуры, здания, которых уже нет, деревянные
лодочки, снующие по Неве и Москве-реке, — всё это можно
увидеть на картинах мастеров городского пейзажа конца XVIII — первой половины ХХ века.
Слайд 3Фёдор Алексеев
Фёдор Алексеев начинал свой творческий путь с городских пейзажей
Венеции, где жил пенсионером от Академии художеств. Вернувшись в Россию,
писал виды Крыма, Полтавы, Орла, но прославился он картинами с изображением Москвы и Петербурга.
Самые известные полотна его московского цикла — «Красная площадь в Москве» и «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» — сегодня хранятся в Третьяковской галерее.
Главные петербургские картины художника — «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости» и «Вид Английской набережной» можно посмотреть в собрании Русского музея.
Слайд 5Фёдор Алексеев
Картины Алексеева интересны не только с художественной, но и
с исторической точки зрения: например, на картине 1800-х годов «Вид
церкви Никола Большой Крест на Ильинке» изображён барочный храм конца XVII века, который снесли в 1933 году.
Благодаря картине «Вид Казанского собора» можно узнать, что изначально перед этим петербургским храмом стоял деревянный обелиск. Со временем он обветшал, и в 1820-х годах его убрали с площади.
Слайд 6Максим Воробьёв
Максим Воробьёв поступил в Академию художеств в 10 лет.
Один из его первых учителей — архитектор Жан-Франсуа Тома де
Томон — привил будущему художнику любовь к архитектурно-пейзажной живописи.
Среди петербургских работ Воробьёва — «Нева со стороны Троицкого моста при лунном освещении», «Вид на Казанский собор с западной стороны», «Петропавловская крепость». Сохранились и московские работы художника — в том числе и «Вид Московского Кремля (со стороны Устьинского моста»).
Кроме российских городов, Воробьёв на своих полотнах изображал Иерусалим и Константинополь, Варну и Рим. Сегодня городские пейзажи Воробьёва можно увидеть в Государственном Русском музее и Государственной Третьяковской галерее.
Слайд 8Семён Щедрин
Семён Щедрин, брат известного скульптора Феодосия Щедрина, был одним
из ведущих ландшафтных живописцев своего времени. После окончания Академии художеств,
он несколько лет провел во Франции и Италии. Там художник усвоил идеи классицизма. Почти сразу после возвращения на родину Щедрин стал рисовать для Екатерины II виды её любимого Царского Села.
Изображал он и другие петербургские пригороды — Петергоф, Павловск, Гатчину и, собственно, сам Петербург. Среди работ художника — «Каскад Аполлона и дворец», «Вид на Каменноостровский дворец», «Вид острова Большого пруда в Царскосельских садах», «Сельский двор в Царском Селе».
Слайд 10Семён Щедрин
И хотя Семён Щедрин был мастером городского пейзажа, архитектурные
объекты он писал довольно условно. Основное внимание художника было уделено
природе — искусствоведы считают его предвестником русского лирического пейзажа.
Слайд 11Степан Галактионов
Степан Галактионов был не только живописцем и акварелистом, но
и блестящим гравером: он одним из первых в России освоил
технику литографии — гравюры на камне.
Главным источником вдохновения Галактионова служили архитектурные памятники Петербурга. Он участвовал в создании альбома литографий «Виды пригородов и окрестностей Санкт-Петербурга», который курировал художник Семён Щедрин в 1805 году. В этот сборник вошли его работы: «Вид дворца Каменного острова с дачи графа Строганова» и «Вид дворца Монплезир» в Петергофе, «Вид храма Аполлонова с Каскадом в саду Дворца Павловского» и «Вид части дворца со стороны большого озера в городе Гатчине». Впоследствии он участвовал и в работе над сборником «Виды Санкт-Петербурга и окрестностей», изданного в 1825 году Обществом поощрения художников.
Слайд 13Василий Садовников
Художник-самоучка Василий Садовников писал архитектуру Петербурга, ещё будучи крепостным
княгини Натальи Голицыной. Получив вольную, он поступил в Академию художеств,
где его учителем стал Максим Воробьёв.
Среди других столичных картин художника — «Вид набережной и Мраморного дворца», «Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе», «Фельдмаршальский зал». На работе «Отправление дилижанса с Исаакиевской площади» собор изображён ещё на этапе строительства.
Помимо Петербурга, Садовников рисовал городские пейзажи Москвы, Вильнюса, Хельсинки. Одной из последних работ художника стала панорама Петербурга с Пулковских высот.
Слайд 15Василий Садовников
Известны многочисленные виды Зимнего дворца, написанные Садовниковым по поручению
императоров Николая I и Александра II. Но самая прославленная работа
художника — 16-метровая акварельная «Панорама Невского проспекта», над которой он работал 5 лет — с 1830 года. На ней главная улица Петербурга нарисована в обе стороны — от Адмиралтейской площади до Аничкова моста. Художник детально изобразил на картине каждый дом Невского проспекта. Позже издатель Андрей Прево выпустил отдельные части этой панорамы в виде литографий, серия состояла из 30 листов.
Слайд 16Александр Бенуа
В 1902 году в журнале «Мир искусства» Александр Бенуа
написал статью «Живописный Петербург». В ней он сетовал, что художники
обычно обходят стороной пейзажи Петербурга, предпочитая им Москву: «Теперь пора выбиться из славянофильских пелёнок, пора перестать стыдиться «европейской» стороны русской жизни и с большим участием отнестись к ненавистному Петербургу».
Бенуа и сам стал активно изображать этот город на своих картинах. В этот период он создал акварели «На улицах Петербурга», «Санкт-Петербург. Дворцовая площадь», «Эрмитаж Петра Великого», иллюстрации к поэмам Александра Пушкина «Медный всадник» и «Пиковая дама». А в эмиграции художник написал цикл петербургских и пригородных видов под общим названием «Воспоминания».
Слайд 18Анна Остроумова-Лебедева
Анна Остроумова-Лебедева — один из главных графиков и граверов
первой половины ХХ века. На ксилографиях — гравюрах на дереве,
литографиях и акварелях — она изображала преимущественно виды Петербурга.
Среди её работ — иллюстрации к книгам Владимира Курбатова «Петербург» и Николая Анциферова «Душа Петербурга», акварель «Марсово поле», «Осень в Петрограде», гравюры «Петербург. Летний сад зимой», «Петербург. Ростральные колонны и биржа» и другие.
Художница не покинула родной Ленинград даже во время блокады. Работы этого периода — «Летний сад», «Ростральная колонна» и другие — были изданы и в виде почтовых открыток.
Слайд 20Презентацию подготовила
Карачева Ирина Юрьевна,
библиотекарь библиотеки №20 МБУ «ЦБС»
МО «Город киров»
610047 г. Киров, ул. Северная Набережная. Д.11
Телефон: +7
(8332) 22-48-20
vk.com/bib20