Слайд 1Понятия: сопровождение, психологическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение
Выполнила: студентка 1 курса, гр.4
«Начальное
образование»
Ручкина Мария Дмитриевна
Преподаватель:
к.ф.н., доц. Лебеденко О.А.
ФГАОУ ВО «Южный федеральный
университет»
Академия психологии и педагогики
Ростов-на-Дону
2019
Слайд 2Содержание
1.Понятие сопровождения
2.Понятие психологического сопровождения
3. Понятие психолого-педагогического сопровождения
4. Заключение
5.Список литературы
Слайд 3 Сопровождение – это определенное действие, сопровождать – значит
сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать.
Словарь В.Даля
Сопровождение – это взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение жизненных проблем развития.
1.Понятие сопровождения
Слайд 4Психологическое сопровождение – это движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное
оказание возможных путей, помощь и поддержка.
Психологическое сопровождение – это система профессиональной
деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психического развития ребенка в условиях школьного взаимодействия.
2.Понятие психологического сопровождения
Слайд 5Задачи психологического сопровождения
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь учащемуся в решении
актуальных задач развития, обучения, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута;
развитие
психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов;
психологическое обеспечение образовательных программ.
Слайд 6В ходе сопровождения психолог должен:
Помочь учащемуся :
- лучше узнать и
понять себя,
- осмыслить свои желания, устремления, жизненные планы,
-
разобраться в том, что необходимо для конструктивного общения с другими людьми,
- выявить и разрешить внутренние противоречия и внешние конфликты,
- освоить жизненно необходимые навыки и компетенции
Слайд 7Психолого-педагогическое сопровождение учащихся - комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, социальная проблема,
поэтому ее решение возможно при объединении усилий специалистов разного профиля.
3. Понятие психолого-педагогического сопровождения
Слайд 8Схема психолого-педагогического сопровождения школьника
Слайд 9Психолого-педагогическое сопровождение- это взаимосвязь:
Слайд 10Сопровождающая работа находящихся рядом с ребенком взрослых направлена на создание
благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического
развития. В частности, психолог, сопровождая вместе с педагогом ребенка в процессе школьного обучения, может, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности.
Слайд 11В основе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса заложены следующие принципы:
Принцип системности
Принцип
ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития
Принцип целостности
Принцип целесообразности и
причинной обусловленности
Принцип своевременности
Принцип активности ребенка в обр.процессе
Принцип практической направленности
Принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса
Принцип охраны и укрепления псих. и физ. здоровья ребенка
Слайд 12Цель психолого-педагогического сопровождения
Содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей
индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны
здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Слайд 13Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
психологический анализ социальной ситуации развития в
образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения,
путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении;
мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;
содействие реализации (выполнению) требование федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
Слайд 14 Приоритетными видами работы в условиях введения основных положений
федерального государственного стандарта при организации сопровождения становятся просвещение, диагностика (мониторинговые
исследования), коррекция и экспертиза.
Слайд 15Основные направления психолого-педагогического сопровождения
Слайд 161.Психологическое просвещение (и образование) - формирование у обучающихся и их
родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей общеобразовательного учреждения потребности
в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности.
Слайд 172.Диагностика (индивидуальная и групповая) - психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении
всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее
потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Слайд 183.Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом
знании, возможности его приобрести и реализация деятельности и общении.
4.Коррекционная
работа (индивидуальная и групповая)-организация работы с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики; активное воздействие на процесс формирования личности и преодоление затруднений в усвоении программного материала на основе комплексного взаимодействия
Слайд 195.Консультирование (индивидуальное и групповое) - помощь участникам образовательного процесса в
осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических
проблем, в актуализации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений; решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии.
Слайд 206.Экспертиза - психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий,
образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения; оценка альтернативных решений
и выделение наиболее предпочтительных вариантов организации учебно-воспитательного процесса
Слайд 21Приоритетные задачи психологического сопровождения
на каждом возрастном этапе
1-4 классы – обеспечение
успешной адаптации к школе, развитие познавательной активности, создание условий для
формирования жизненно важных навыков.
5 класс – обеспечение преемственности обучения на этапе перехода от начального к среднему звену школы, адаптация учащихся к новым требованиям, развитие навыков самоанализа, формирование и развитие социальных навыков, таких, как умение представить себя, умение работать в группе и следовать групповым правилам, умение свободно выражать свои мысли и чувства, слушать других.
Слайд 226-8 классы – формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепление
чувства собственного достоинства, развитие коммуникативных навыков, рефлексивных способностей.
9-11 классы – обеспечение
преемственности обучения на этапе перехода к старшему звену школы, сопровождение профильного обучения: исследование интересов и профессиональных предпочтений учащихся, формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания и самоопределения, помощь в выборе жизненных целей, профориентация.
Слайд 234. Заключение
И, в завершение, необходимо отметить, что при
выявлении проблемных моментов в развитии, обучении и воспитании ребенка важно
помнить:
только совместными усилиями и в тесном сотрудничестве психолога, учащегося, родителей и педагогов можно добиться ощутимых результатов!
Слайд 245.Список литературы
Психологическое сопровождение. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.1school.ru/54 (дата
обращения: 23.05.2019). ;
Бильданова В.Р., Григорьева О.Ф. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ //
Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 78-79;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=4970 (дата обращения: 23.05.2019).
Слайд 25Спасибо за внимание!
Контактные данные:
Студенка 1 к.гр.4 НО
Ручкина Мария Дмитриевна
89094346094