Слайд 1А. С. Пушкин в изобразительном искусстве
Слайд 2Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь
создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз…
Слайд 3 «Следовать за мыслями великого человека есть наука
самая занимательная”, - писал Пушкин. Если мы держим в памяти
образ великого человека, созданный хорошим художником, как это оживляет и углубляет “самую занимательную науку”! Но и художник увлечен той же наукой: он следует за мыслями великого человека с кистью в руке, улавливая и исследуя его живой образ.
Мы с первого дня начинаем жить в окружении пушкинских портретов, с первых дней своих знаем его неповторимый облик. А люди, которые жили в одно время с поэтом, твердили, как клятву, оду “Вольность”, “К Чаадаеву”, люди, ходившие с Пушкиным под одним небом, по одному городу, по одним улицам, могли встретить Пушкина и пройти мимо, не узнав его.
Слайд 4Ксавье де Местр. "Пушкин - ребенок". 1801-1802 гг.
Самый
первый портрет – миниатюрная работа неизвестного художника, изображающий Пушкина ребенком
трех, трех с половиной лет, хранился у потомков знаменитого московского врача Матвея Яковлевича Мудрого, лечившего Пушкиных, когда они были в Москве. Этот портрет, сделанный крепостным художником, по семейному преданию, был подарен матерью поэта Н.О. Пушкиной единственной дочери Мудрова – Софье.
Слайд 5Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском Лицее, открытом 19 октября
1811 года. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812
года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта.
Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе. Картина И. Репина (1911)
Слайд 6Е.
В 1822 году впервые напечатана поэма “Кавказский пленник”. К ней
приложен портрет автора, гравированный мастером Егором Гейтманом. Рисунок, с которого
сделана гравюра, исполнен, видимо, еще до ссылки Пушкина. Один из тогдашних туристов нашел портрет “весьма похожим”, сам же Пушкин – он в это время в Кишиневе, - едва получил экземпляры поэмы, откликается в письме к Гнедичу (по ошибке именуя гравюру – “литографией”): “А.Пушкин мастерски литографирован, но не знаю, похож ли…” - Нет, все же ему кажется не очень похож. “Если на то нужно мое согласие-то я не согласен”, - пишет он.
А.С. Пушкин
портрет работы Гейтмана
Слайд 7Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие».
Поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Зато в
1827 году появилось сразу два таких портрета и оба из них стали классическими, по праву войдя как лучшие изображения Пушкина в историю русской портретописи и отечественной культуры. Один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского, а другой – Василию Тропинину.
Слайд 8В начале 1827 года, поэт заказал свой портрет московскому художнику
В.А. Тропинину.
«До недавнего времени считалось, что заказчиком тропининского произведения был
приятель поэта - Сергей Александрович Соболевский. Отъезжая за границу, он очень хотел иметь портрет Пушкина «как он есть, в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки». Но эта версия неверна, так как из письма самого Соболевского к М.М. Погодину, опубликованного лишь в 1952 году, очевидно, что «портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с различными фарсами (стоил он ему 350 рублей)».
Слайд 9Известно, что для первого знакомства с Пушкиным художник в начале
1827 года пришел в дом Соболевского на Собачьей площадке, где
тогда жил поэт. Тропинин обнаружил его в кабинете, возившимся со щенками. Тогда же, вероятно, по первому впечатлению и был написан маленький этюд. В нем не было ни богатства колорита, ни изысканности мазка, ни мастерски исполненных деталей. Главным достоинством этой подготовительной вещицы были непосредственность и живость восприятия модели, дружеская доверительность, исключавшая привычный романтический пафос. Зато идея величия поэта была выражена в беглом карандашном наброске, где подчеркнута горделивая посадка головы, обрамленной распахнутым воротом рубашки.
Слайд 10Тропинин В. А. Портрет А.С. Пушкина. Эскиз. 1827. Всесоюзный музей
А.С. Пушкина
Слайд 11Окончательный вариант живописного портрета удачно сочетает найденную в графическом наброске
возвышенность идеи с живым ощущением натуры, схваченным в этюде. Фигура
поэта развернута на зрителя, спокойное и сосредоточенное лицо дано в легком трехчетвертном повороте. Рука, украшенная любимым «мистическим» перстнем, водружена на листы рукописи. Домашняя одежда поэта, вопреки ожиданиям, не создает атмосферы доверительности между моделью и зрителем. Халат в данном случае не «товарищ неги праздной», а свободная одежда свободного человека.
В отличие от других московских портретов работы Тропинина, принадлежащих к «халатному жанру», внешняя простота пушкинского портрета – кажущаяся. Художник не столько стремится создать атмосферу домашности, сколько подчеркивает значимость частной жизни, возросшую в эпоху романтизма. Он демонстративно противопоставляет ее официальной чопорности мундира.
Слайд 12Тропинин В. А. Портрет А.С. Пушкина. 1827. Всесоюзный музей жА.С.Пушкина
ж
А.П. Елагина. "Портрет Пушкина". 1827 г.
Слайд 13 В 1827 году он почти
одновременно с Тропининым О. Кипренский написал замечательный портрет Пушкина по
заказу друга поэта А. А. Дельвига. Это, несомненно, одно из самых значительных произведений Кипренского. От него веет гениальностью, полетом поэтической мысли, озаренностью вдохновения. Сам поэт с удовлетворением встретил это свое воплощение в живописи и приветствовал художника стихотворным посланием.
Чтобы подчеркнуть тему творчества, Дельвиг попросил мастера пририсовать к картине бронзовую фигуру музы. В глубине портрета Кипренский поместил подставку, а на ней бронзовую статуэтку музы лирической поэзии Эрато, имевшей обычно в качестве атрибута цитру или лиру.
Слайд 14.
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты
вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Слайд 15 «Лицо поэта мягко выделено светом. В
нем деликатно обозначена „арапская характерность“ черт: широкие ноздри, слегка выдающиеся
крупные губы. Вьющиеся темно-каштановые волосы обрамляют высокий лоб. Облик Пушкина отличается сдержанной простотой, но есть в нем и особое хрупкое изящество и какая-то экзотическая элегантность» (Головина Л. Два хрестоматийных портрета // Юный Художник)
Образ наполнен внутренней динамикой, которая выражена энергичной «наполеоновской» позой со скрещенными руками на груди. Через плечо эффектно перекинут шотландский плащ с клетчатой подкладкой «экосез» (шотландская ткань в крупную клетку). Эта деталь усиливает возвышенное романтическое звучание всей композиции, вызывая ассоциации с поэзией Джорджа Байрона и героем его поэмы, Чайльд-Гарольдом.
Отдельные критические отзывы о работе Кипренского потонули в восторженном хоре похвал. Любопытно, что современники узнавали Пушкина именно по этому портрету, впервые представленному публике на выставке в Петербурге 1 сентября 1827 года .
Позднее портрет Пушкина послужил образцом для многих художников и скульпторов при воссоздании облика поэта.
Слайд 16И.Е.Вивьен. "Портрет Пушкина". 1826 г. Бумага, итальянский карандаш, белила.
Слайд 17Г. Гиппиус. "Портрет Пушкина". 1828 г. Литография.
Т. Райт. "Портрет
Пушкина". 1837 г. Гравюра на стали.
Неизвестный художник. "Портрет Пушкина".
1831? г.
Б.М. Кустодиев. "Портрет А.С. Пушкина". 1915 г.
П.И. Челищев. "Пушкин и граф Д.И. Хвостов". Начало 1830г.
Слайд 18В 1938 г. И.С. Зильберштейн писал: “Одно изображение Пушкина до
сих пор остается почти полной загадкой – это его портрет
работы И.Л. Линева. Ни история его создания, ни время его написания, ни его происхождение до сих пор, по существу, нам неведомо как равно ничего не известно об его авторе. И никто из современных исследователей иконографии Пушкина ничего не прибавил к тому, к тому, что ровно 50 лет назад впервые сообщил об этом портрете
С. Либрович, впервые его изучивший”.
Кто же этот художник, не только понявший драму Пушкина, но и совершенно очевидно сочувствовавший ему, сумевший донести трагедию поэта до потомков?
?
Последний прижизненный портрет А.С.Пушкина кисти художника И.Л.Линева 1836 г.
Крылов, Пушкин, Жуковский и Гнедич
в Летнем саду. 1832
Слайд 20 Борис Валентинович Щербаков
В.И. Шухаев 1960
Слайд 21Творчество И. Айвазовского
На одной из выставок в Петербурге (1836) встретились
два художника - художник пера и художник кисти. Знакомство с
Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем", - вспоминал художник.
Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему целый цикл картин. В них он соединил поэзию моря с образом поэта.
В 1887 году Айвазовский работая над картиной "Прощание Пушкина с морем." ("Прощай, свободная стихия..."). пригласил Репина написать поэта, так как знал свою слабость в портрете. Позднее И.Е. Репин так отозвался о совместной работе: "Дивное море написал Айвазовский (...) И я удостоился намалевать там фигурку."
Слайд 22Иван Айвазовский и Илья Репин. Пушкин у моря
(Прощание Пушкина
с Черным морем).
1887. Холст, масло. Центральный Пушкинский Музей. Пушкин,
Россия.
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз. ..
«К морю» А.С. Пушкин.
Слайд 23Иван Айвазовский. Пушкин на берегу Черного моря.
1887. Холст, масло.
Николаевский художественный музей
им. В. Верещагина, Россия.
Слайд 24А.С. Пушкин и Раевская в Гурзуфе И. Айвазовский
Холст, масло. 16
x 22 см
А.С. Пушкин на берегу Черного моря. 1897
Слайд 25Иван Айвазовский. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал.
1899. Холст,
масло. Одесский художественный музей, Одесса, Украина.
Слайд 26А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца. 1899 И.
Айвазовский
Холст, масло. 135 x 250 см
Слайд 27В. Серов А.С. Пушкин у Карла Брюллова.
1912
Бумага, акварель, белила, тушь
Валентин Серов. А.С. Пушкин
на садовой скамье.
1899. Бумага, акварель, графитный карандаш, белила.
Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт Петербург, Россия.
Слайд 28К.С. Петров-Водкин. Пушкин на Неве. 1936
А.С.Пушкин на набережной Невы.
1915 Б. Кустодиев
Слайд 29«Пушкин с женой перед зеркалом» Ульянов Н. П.
А. С. Пушкин
и В. И. Даль в образе Святых Козьмы и Дамиана,
конец XIX века. Музей истории религии
Слайд 30.Н. Ге. Пушкин в селе Михайловское
Д.Н. Кардовский .
Пушкин среди декабристов в Каменке
.
Слайд 31Дельвиг и А.С. Пушкин в Михайловском
Портрет А.С. Пушкина на коне
(П. Соколов 1831 г.)
Тригорское (около Михайловского), "Скамья Онегина".
Пушкин на
прогулке. Художник В.А. Серов. 1899 г.
Слайд 32Рисунки Пушкина
Автопортрет (в круге). 1817-1818 гг.
А. С. Пушкин.
Автопортрет (исполненный в период ссылки в Михайловское 1824 г.).
Автопортрет
из альбома Елизаветы Николаевны Ушаковой.
А.С. Пушкин (автопортрет)
Пушкин и Онегин. Начало ноября 1824 г.
Автопортрет 1828 г.
Слайд 33Скульптура
Санкт- Петербург. Памятник Пушкину, созданный Михаилом Константиновичем Аникушиным
Памятник А.С.
Пушкину скульптор Александр Михайлович Опекушин Москва
Слайд 34Памятник Пушкину в Уральске
Памятник Пушкину и Гончаровой на Арбате. Скульптор —
А. Н. Бурганов
Слайд 35В разных городах мира установлены Памятники Пушкину.
Памятник Пушкину в Риме
(скульптор Ю. Орехов)
Памятник Пушкину в Баку
Слайд 36Пушкин и время
Юбилейная монета 1 рубль с профилем Пушкина (1999)
Марка
СССР к 100-летию со дня смерти, 1937
Барельеф Пушкина в Харьковском
метро. Сооружен в 1984 году.
Рисунки Пушкина. Малый лист с серией марок России К 200-летию со дня рождения. 1998
Слайд 37К портрету
Каков? - Таков: как в Африке,
курчав
и рус, как здесь, где вы и я, где север.
Когда
влюблен - опасен, зол в речах.
Когда весна - хмур, нездоров, рассеян.
Ужасен, если оскорблен. Ревнив.
Рожден в Москве. Истоки крови - родом
из чуждых пекл, где закипает Нил.
Пульс - бешенный. Куда там нильским водам!
Гневить не следует: настигнет и убьет.
Когда разгневан - страшно смугл и бледен.
Когда железом ранен в жизнь, в живот -
Не стонет, не страшится, кротко бредит...
Б. Ахмадулина. России первая любовь - М., 1989