Слайд 1Адаптивная физическая культура
Слайд 2Понятие Адаптивной Физической Культуры
Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) —
это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной
среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Слайд 3Цель:
Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры, может быть
определена так:
1. Максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения
в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
Слайд 42. Цель должна быть наполнена внутренним содержанием, в осмыслении телесности
как внешней формы внутреннего содержания, что создает предпосылки для формирования
физической культуры личности, ее максимального самораскрытия и самореализации.
Слайд 5Задачи:
осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического
здорового человека;
способность к преодолению не только физических, но и психологических
барьеров, препятствующих полноценной жизни;
компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
Слайд 6
потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ
жизни;
осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
желание улучшать свои
личностные качества;
стремление к повышению умственной и физической работоспособности
Слайд 7Средства АФК:
В современной практике адаптивной физической культуры для решения как
основных, так и специальных (коррекционных) его задач имеется богатый арсенал
средств физических упражнений:
1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки.
2. Общеразвивающие упражнения:
3. Без предметов.
4. С предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.);
5. На снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска, тренажеры — механотерапия и т.д.)
Слайд 86. Упражнения на формирование навыка правильной осанки
7. Упражнения для
укрепления сводов стопы.
8 Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем
9.Упражнения
на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц.
10. Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения;
Слайд 9
К вспомогательным средствам физического воспитания относятся:
1. Гигиенические факторы (гигиенические требования
к процессу обучения, соблюдение режима дня, зрительной нагрузки и т.д.);
2.
Естественные силы природы. Правильное использование таких естественных факторов природы, как солнце, воздух и вода, оказывающих благоприятное воздействие на физическое развитие, здоровье и закаливание школьников. К гигиеническим факторам относятся все мероприятия, касающиеся сохранения зрения, здоровья школьников.
Слайд 10Методы АФК:
1. Метод практических упражнений - основан на двигательной деятельности
учащихся.
В работе с данными категориями детей используются все методы
обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приемах.
Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.
Слайд 113. Метод наглядности. Наглядность является одной из специфических особенностей использования
методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями. При
рассматривании предметов (спортивного инвентаря) вначале предлагается рассматривание предмета по частям, ставится задача определения его формы, поверхности, качества, цвета, а затем предпринимается попытка целостного восприятия предмета или действия.
2. Метод дистанционного управления также относится к методу слова, он предполагает управление действиями ученика на расстоянии посредством следующих команд: «поверни направо», «поверни налево», «иди вперед», «три шага вперед» и т.д
Слайд 124. Метод стимулирования двигательной активности.
Необходимо как можно чаще поощрять детей,
давать им почувствовать радость движений, помогать избавиться от комплекса неполноценности,
от чувства страха пространства, неуверенности в своих силах. По возможности создавать условия успеха.
Слайд 15Виды адаптивной физической культуры
Адаптивная физическая культура
Адаптивное физическое воспитание
Адаптивный
спорт
Адаптивная физическая
реабилитация
Адаптивная двигательная рекреация
Слайд 16Заключение:
Таким образом, очень кратко рассмотрены содержание и задачи основных видов
адаптивной физической культуры. Они раскрывают потенциал возможностей средств и методов
адаптивной физической культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере не только максимально возможному увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему развитию личности, обретению самостоятельности, социальной, бытовой, психической активности и независимости, совершенствованию в профессиональной деятельности и вообще достижению выдающихся результатов в жизни.