Слайд 1Тема 21
Понятие авторитета и лидерства.
Формы власти и
влияния, стили руководства
Слайд 2ПЛАН УРОКА
1. Личность менеджера.
2. Руководство, авторитет и лидерство.
3.
Стили руководства.
4. Власть и партнерство.
Виды власти, влияния.
Слайд 3Вопрос №1. Личность менеджера
Слайд 4 Менеджер – это специалист высокого класса, призванный
руководить людьми, управлять делами организации или его подразделения. В сознании
россиян понятие менеджер ассоциируется с такими, как начальник или руководитель. На Западе термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:
• к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
• к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
• к руководителю по отношению к подчиненным;
• к администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.
Слайд 5Структура модели личности специалиста
Слайд 6Свойства личности
1) организаторское чутье (в качестве составных частей этого свойства рассматриваются:
психологическая избирательность – понимание психологических особенностей и состояния других людей,
способность запоминать людей и их поступки; практический психологический ум – способность распределять задачи в зависимости от индивидуально-психологических особенностей людей; психологический такт – способность быстро найти необходимый тон в обращении с людьми);
2) способность специалиста оказывать эмоционально-волевое воздействие (оно включает в себя энергичность – способность человека заряжать своей энергией окружающих его людей, взыскательность – требовательность, критичность и доброжелательность);
3) склонность к организаторской деятельности;
4) способность видеть перспективу.
Слайд 7Интеллектуальные качества менеджера
любознательность;
внимательность;
интерес к достижениям науки и техники
новым управленческим идеям;
постоянное стремление расширить свой кругозор;
быстрота восприятия
информации и мыслительных процессов;
хорошая память, логичность, гибкость,
критичность и широта ума, умение принимать нестандартные решения.
Слайд 8Вопрос №2. Руководство, авторитет и лидерство
Слайд 9Понятие лидерства
Лидерство – это способность человека оказывать влияние на людей
и, тем самым, направлять их действия для достижения конкретных целей.
Слайд 10ЛИДЕРСТВО
Это тип управленческого взаимодействия, основанный на сочетании различных источников власти
и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Авторитет (от
лат. auctoritas -— власть, влияние).
Слайд 12Качества лидера
Честность
Высокий интеллект
Способность понимать людей
Устойчивость взглядов
Уверенность в себе
Скромность в быту
Эрудированность
Слайд 13ЛИДЕР
Положительный – способствует поддержанию высокой производительности труда и трудовой дисциплины
Отрицательный
– оказывает негативное действие на членов коллектива, тормозя решение производственных
задач
Слайд 14ЛИДЕР
Интеллектуальный– признание превосходства в профессиональной сфере
Эмоциональный – создающий положительную социально-психологичес
кую атмосферу
Слайд 15ЛИДЕР
Формальный– оказывающий влияние на людей с позиции занимаемой в организации
должности
Неформальный – оказывающий влияние через способности, умения или другие ресурсы,
необходимые людям
Слайд 27Отличия лидера от менеджера (руководителя)
Слайд 28Вопрос №3. Стили руководства.
Стиль – стержень, подчерк (греч.);
Стиль руководства
– манера и способ поведения менеджера в процессе подготовки и
реализации управленческих решений;
Манера поведения руководителя, его стиль руководства определяется, в первую очередь, степенью делегирования своих полномочий и типами власти, используемыми им.
Слайд 29Стили руководства
Стиль руководства – это качественная характеристика деятельности руководителя, способов
его воздействия на исполнителей.
Стиль подчинения – это совокупность действий работников,
связанных с выполнением задач, поставленных руководителем.
Слайд 31Демократический стиль руководства
Слайд 33Характеристика стилей Блейка и Моутон
Стиль – «страх перед бедностью»
- руководитель прилагает минимум личных усилий и требует аналогичного минимума
со стороны других. Стремление сохранить занимаемую позицию.
Стиль – «дом отдыха» - руководитель стремится создать комфортную и дружелюбную атмосферу, но мало заботится об эффективности выполнения заданий
Слайд 34Характеристика стилей Блейка и Моутон
Стиль – «доминирование» - присутствие человеческих
аспектов в минимальной степени, руководитель полностью поглощен обеспечением эффективности деятельности.
Стиль
– «организация» - руководитель стремится приемлемого качества, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя
Слайд 35Характеристика стилей Блейка и Моутон
Стиль – «команда» - благодаря вниманию
одновременно к подчиненным и к эффективности работы, руководитель добивается того,
что исполнители сознательно приобщаются к целям организации. В итоге обеспечиваются и высокие результаты организационного функционирования и хорошие человеческие отношения.
Слайд 36Вопрос №4.Власть и партнерство.
Виды власти и влияния
Слайд 37Власть как организационный процесс
Власть – это потенциал, имеющийся у пользователя,
т.е. она существует не только тогда, когда применяется.
Между тем, кто
использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость.
В практике управления необходимо поддерживать баланс власти
Влияние – это целенаправленное воздействие на отдельного работника или коллектив людей с целью внесения изменений в их поведение, отношения, ощущения и др.
Слайд 38Виды организации власти
Единоличная (осуществляется одним лицом)
Коллективная (осуществляется группой)
Коллегиальная (осуществляется одним
лицом с учетом общего мнения)
Слайд 42Административная власть (основанная на принуждении)
Положительные стороны:
Позволяет достигнуть быстрого результата
Проста для
применения
Отрицательные стороны:
Высокая текучесть кадров
Снижение квалификации работников
Отсутствие лояльности у подчиненных
Фальсификация отчетности
со стороны персонала
Слайд 47Власть, основанная на вознаграждении
Положительные стороны:
Продолжительное влияние на персонал
Развитие его деловой
активности
Формирование позитивных установок по отношению к менеджеру
Отрицательная сторона:
Есть вероятность ошибок
в действиях менеджера(финансовых экономических и т.д.)
Слайд 49Экспертная власть (основана на высоком профессионализме менеджера)
Положительные стороны:
Гарантия высокой эффективности
работы
Использование низкооплачиваемый труд
Четкая профессиональная ответственность менеджера
Отрицательные стороны:
Эффективна до первой ошибки
менеджера
Плохая отдача от персонала
Низкий уровень обладания властью
Слайд 51Эталонная власть (основанная на личном примере)
Положительные стороны:
Высокая интенсивность труда персонала
Быстрая
реализация управленческих решений
Низкая степень конфликтности в рабочих группах
Низкие затраты на
вознаграждение
Отрицательные стороны:
Отсутствия демократических процедур контроля
Дезорганизация управления в отсутствие менеджера
Нет приемлемости управления
Слайд 53Законная власть
Положительные стороны:
Стабильность управления
Бесконфликтность управления
Быстрое принятие решений
Предсказуемость поведение персонала
Отрицательные стороны:
Снижение
трудовой активности
Плохая адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды
Не стимулируется
творческий подход к работе
Слайд 59ВЛАСТЬ
Объем власти – сила влияния в комплексе проблем функционирования и
развития организации
Характер власти – опорные факторы, которые являются ее фундаментом
УСПЕХ
В УПРАВЛЕНИИ
УПРАВЛЯЕМОСТЬ