Слайд 1Организация и проведение
учебно-тренировочных занятий
по гимнастике
ЛЕКЦИЯ
Слайд 2Учебные вопросы:
Теоретические основы учебно-тренировочных занятий
Структура, содержание и методика проведения учебно-тренировочных
занятий
Слайд 3Список литературы:
Гимнастика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений /
Под ред.М.Л. Журавина, Н.К.Меньшикова . – М.: Академия, 2008 –
448с.
Гимнастика и атлетическая подготовка: Учебник для курсантов и слушателей института / Под ред. В.И. Силина, Н.Г.Лутченко. – СПб: ВИФК, 1997 – 388с.
Слайд 41 учебный вопрос
Теоретические основы
учебно-тренировочных занятий
Слайд 5 Методика –совокупность методов и методических приемов обучения, развития и
воспитания обучаемых
МЕТОДИКА
Слайд 6Принципы обучения:
Научности
Сознательности и активности
Наглядности
Систематичности и последовательности
Доступности, постепенности и прочности
Коллективного
и индивидуального подхода
Прикладности
Слайд 7
Ознакомление направлено на создание у обучаемых правильного представления об изучаемом
двигательном действии (назвать упражнение, образцово его показать, объяснить технику выполнения
упражнения и его предназначение; при необходимости показать упражнение еще раз по частям или по разделениям с попутным объяснением техники)
Разучивание направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков (способы: в целом, по частям, по разделениям, с помощью подготовительных упражнений)
Тренировка направлена на закрепление у обучаемых двигательных навыков, развитие физических и специальных качеств (методы: равномерный, повторный, переменный, интервальный, контрольный, соревновательный)
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Слайд 8МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ОБУЧЕНИЕ в процессе учебно-тренировочных занятий направлено на формирование у
военнослужащих двигательных и прикладных навыков
Основные методы обучения:
Словесные (реплика, объяснение,
изложение, рассказ, беседа);
Наглядный (показ, демонстрация, иллюстрация);
Практический (упражнения, игровой, соревновательный);
Слайд 9МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ
РАЗВИТИЕ в процессе учебно-тренировочных занятий направлено на совершенствование у
обучаемых физических и специальных качеств, укрепление здоровья и улучшение антропометрических
показателей.
Слайд 10ЛОВКОСТЬ
ЛОВКОСТЬ – способность обучаемых выполнять движения координировано и точно, а
также своевременно и рационально справиться с новой двигательной задачей.
Основные
методы развития:
метод необычных двигательных действий ;
метод необычных двигательных заданий ;
сенсорный метод
Слайд 11СИЛА И СИЛОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ
СИЛА – способность обучаемых преодолевать внешнее сопротивление
или противодействовать ему за счет мышечных усилий
Основные методы развития
силы:
максимальных усилий;
повторных усилий;
«до отказа»;
динамических усилий
СИЛОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ – способность обучаемых выполнять работу силового характера продолжительное время без снижения ее эффективности
Основной метод развития силовой выносливости:
повторных усилий
Слайд 12ГИБКОСТЬ
ГИБКОСТЬ – способность обучаемых выполнять двигательные действия с максимальной амплитудой
Основные
методы развития:
повторных движений активного характера ;
повторных движений пассивного характера
Слайд 13СПЕЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА
УСТОЙЧИВОСТЬ К ПЕРЕГРУЗКАМ – способность специалистов противостоять инерционным силам
ускорения, возникающим при резком изменении скорости и направления движения авиационной
техники
УСТОЙЧИВОСТЬ К УКАЧИВАНИЮ – способность специалистов переносить воздействие ускорений (механических и статокинетических раздражителей) в результате разнонаправленного перемещения в пространстве военной технике
Слайд 14МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
ВОСПИТАНИЕ в процессе учебно-тренировочных занятий направлено на формирование у
обучаемых морально- волевых качеств и повышение сплоченности ученических коллективов
Основные методы
воспитания:
убеждения;
личного примера;
соревнования;
поощрения;
принуждения;
воздействия коллектива
Слайд 15ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА - степень воздействия физических упражнений на организм занимающихся
Объем
нагрузки:
объем нагрузки означает протяженность ее во времени и суммарное количество
работы, выполняемое за занятие
Интенсивность нагрузки:
интенсивность нагрузки означает напряженность работы и степень ее концентрации во времени
ПЛОТНОСТЬ - отношение времени, затраченного на выполнение упражнений, ко всему времени занятия и выраженное в процентах
ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА И ПЛОТНОСТЬ
Слайд 16ПРИЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ
ПОМОЩЬ является надежной мерой безопасности и необходимым методическим
приемом обучения гимнастическим упражнениям
Основные приемы помощи:
проводка;
фиксация;
подталкивание;
подкрутка;
поддержка;
комбинированные приемы
Слайд 17СТРАХОВКА И САМОСТРАХОВКА
СТРАХОВКА – комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности
обучаемых в процессе выполнения гимнастических упражнений
Виды страховки: индивидуальная и групповая
САМОСТРАХОВКА – умение занимающегося в нужный момент возникшей опасности найти выход из неудачного положения и приземлиться на ноги или выполнить приземление без вреда для здоровья
Слайд 18ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК
ПРИ ГРУППОВОМ ОБУЧЕНИИ: сначала исправляются общие ошибки, затем -
частные
ПРИ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ: сначала исправляются значительные ошибки, затем
- второстепенные
Слайд 19Предупреждение травматизма:
Четкая организация занятий и соблюдение методики их проведения;
Высокая
дисциплинированность обучаемых,
Надежная помощь и страховка;
Знания правил поведения и мер
безопасности;
Проверка технического состояния снарядов;
Проверка надежности крепления рук и ног на специальных снарядах, контроль со стороны руководителя.
Слайд 202 учебный вопрос
Структура, содержание и методика проведения учебно-тренировочных занятий
Слайд 21структура Урока
(учебно-тренировочного занятия)
Подготовительная часть : 7 – 10
мин
(15 – 20 мин при 2- часовом занятии);
Основная часть
: 30 – 35 мин
(60 – 70 мин при 2- часовом занятии);
Заключительная часть: 3 – 5 мин
(5 – 10 мин при 2- часовом занятии).
Слайд 22ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
ЗАДАЧИ:
Организация занимающихся
Подготовка организма к предстоящим физическим нагрузкам
Время: 7-10
мин (15-20 мин - при двухчасовом занятии)
Слайд 23ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
СОДЕРЖАНИЕ:
Строевые приемы или упражнения на внимание;
Ходьба и упражнения в
ходьбе;
Бег и упражнения в беге;
Потягивающие упражнения;
Упражнения для мышц рук и
плечевого пояса;
Упражнения для мышц туловища;
Упражнения для мышц ног;
Упражнения для мышц всего тела;
Упражнения для тренировки положений «наскок» и «доскок»;
Комплексы вольных упражнений;
Упражнения в прыжках.
Общеразвивающие упражнения могут выполнятся под музыку, на гимнастической стенке, с гимнастической скамейкой, мячом, гимнастической палкой, гантелями, а также вдвоем
Слайд 24СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ:
назвать упражнение и подать команду для выполнения;
назвать,
показать упражнение и подать команду для выполнения;
назвать, объяснить упражнение и
подать команду для выполнения;
назвать, показать упражнение с попутным объяснением и подать команду для выполнения;
способ «по разделениям»;
поточное выполнение упражнений
Слайд 25ОСНОВНая ЧАСТЬ:
ЗАДАЧИ:
Развитие ловкости, силы и силовой выносливости, гибкости
Устойчивости
к укачиванию и перегрузкам, пространственной ориентировки
Формирование прикладных двигательных навыков
Воспитание смелости
и решительности
Совершенствование осанки
СОДЕРЖАНИЕ:
Упражнения на гимнастических снарядах
Упражнения в прыжках
Акробатические упражнения
Упражнения с тяжестями, на тренажерах
Прикладные упражнения
Время: 30-35 мин (60-70 мин - при двухчасовом занятии)
Слайд 26СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ
Групповой способ предполагает деление обучаемых на два,
три и более гимнастических отделения, с каждым из которых работает
помощник руководителя занятий на отдельном учебном месте
Фронтальный способ предполагает проведение обучения в составе учебного подразделения с последовательным переходом от одного учебного места занятий к другому
Слайд 27
КОМПЛЕКСНАЯ ТРЕНИРОВКА
проводится в конце урока в течение 5-10 мин
(10-15
мин – при двухчасовом занятии)
Задачи: повышение плотности занятия, совершенствование
физических качеств и прикладных двигательных навыков
Содержание: изученные ранее программные упражнения, приемы и действия, упражнения на тренажерах, комплексные упражнения, игры и эстафеты
Слайд 28ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Время: 3-5 мин (5-10 мин – при двухчасовом занятии)
ЗАДАЧИ:
Приведение
организма обучаемых в относительно спокойное состояние
Подведение итогов занятия
Наведение порядка
на учебных местах
СОДЕРЖАНИЕ:
Ходьба и бег в медленном темпе
Упражнения в глубоком дыхании и для расслабления мышц