Слайд 1Административная реформа
в Российской Федерации
Слайд 2В теории административного права в зависимости от основного содержания выделяют
функциональные и структурные административные реформы.
Между этими реформами нет четких
границ
Слайд 3Функциональные административные реформы направлены на сокращение государственных расходов и улучшение
качества государственного управления.
Можно выделить несколько основных направлений изменений:
1) передача ряда
функций децентрализованным учреждениям: независимым агентствам, публичным корпорациям, публичным учреждениям, саморегулируемым организациям;
2) перераспределение функций внутри министерской (ведомственной) системы, изменение в связи с этим функций министерств (ведомств);
3) перераспределение функций между органами государственной администрации и местным самоуправлением.
Слайд 4Под структурными административными реформами можно понимать комплексные реформы, в результате
которых устанавливается структура государственного управления, разграничиваются функции руководства, государственного управления
и его функции, перераспределяются роли государственных и частных учреждений в единой системе публичного управления.
Структурные реформы - это наиболее сложные реформы. Эффективность реформ во многом зависит от подготовленности для них соответствующих условий. Такие условия создаются в процессе функциональных и процедурных реформ, которые должны предшествовать структурным реформам, готовить для них подходящую почву.
Слайд 5В докладе Всемирного экономического форума в 2013 г. содержатся требования
к функционированию государственного управления в новых условиях. В частности, в
докладе говорится о принципе F.A.S.T (flatter, agile, streamlined, tech-enabled), который предлагается взять за основу оценки деятельности органов публичного управления (flatter - "плоский", доступный, agile - подвижный, streamlined - хорошо налаженный, четкий, организованный и tech-enabled - технически оснащенный).
Принцип FAST предполагает, что органы публичного управления должны, сохранив все свои основные базовые качества, усилить их через применение более инновационных, эффективных (effectiveness) и результативных (efficiency) практик. В деятельности органов публичного управления должно быть меньше "суеты и спешки", но больше оперативности при переходе на лучшее качество госуслуг и к "ответственному правительству".
Слайд 6Рассматривая историю Российского государства, полагаем возможным выделить следующие административные реформы,
коренным образом изменяющие систему исполнительных органов:
1) XV в. - создание
системы приказов;
2) административные реформы Петра I;
3) реформы начала XIX в. - создание министерств;
4) административные реформы 60-х гг. XIX в.;
5) создание системы государственного управления в СССР;
6) реформа системы государственного управления в СССР 1946 г.;
7) современная административная реформа.
Слайд 9Преобразования в сфере государственного управления имеют длительную историю на территории
Российского государства.
Однако только в 1990-х гг. начала формироваться идея
коренных реформ, связанных с ориентацией деятельности органов власти на потребности общества и личности.
Без повышения качества государственного и муниципального управления невозможно удовлетворение общественных потребностей в предоставляемых публичной властью благах и услугах, создание благоприятных условий для достижения значимых социально-экономических ориентиров государства.
Слайд 10Первый этап (1992 - 1993 гг.). На первом этапе были
предприняты меры по департизации государственного аппарата и формированию конкретных федеральных
органов исполнительной власти, которые по своей типологии и компетенции ничем не отличались от советских министерств и ведомств.
Второй этап (1996 - 1998 гг.). В сентябре 1996 г. Президенту РФ была представлена аналитическая записка "О проблеме слабой управляемости государственными процессами". В ней в качестве основной проблемы выделялась и обосновывалась необходимость подготовки концепции новой системы исполнительной власти и обеспечения правового порядка в государственном управлении. Ключевые идеи этой записки нашли отражение в Послании Президента РФ на 1997 г. "Порядок во власти - порядок в стране".
В мае 1997 г. состоялось совещание, в результате которого были созданы пять рабочих групп экспертов по подготовке Концепции административной реформы. В 1998 г. Концепция административной реформы была подготовлена и направлена в Правительство Российской Федерации.
Слайд 11Третий этап (1999 - 2000 гг.). Центром стратегических разработок подготовлена
Концепция государственного строительства, вобравшая основные идеи Концепции административной реформы 1998
г.
Четвертый этап (2003 - 2005 гг.). В марте 2003 г. Президентом РФ был подписан Указ N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах", в котором был выделен комплекс целей.
Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2003 г. N 451 было утверждено Положение о Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
Слайд 12Пятый этап:
утверждена Концепция административной реформы в 2006 - 2010 гг.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N
1789-р "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах"
Слайд 13а также открывшие новый этап административной реформы Указ Президента РФ
от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования
системы государственного управления» и
"Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011 - 2013 годы", утвержденная Правительством РФ 10 июня 2011 г.
Слайд 14С началом административной реформы вводилось несколько организационно-правовых форм федеральных органов
исполнительной власти: министерство Российской Федерации; федеральная служба; федеральное агентство.
В
основу преобразований были положены характерные для административных реформ, проводившихся во многих зарубежных странах, идеи разделения функций стратегического и оперативного государственного управления.
Были выделены четыре группы функций - по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору, управлению государственным имуществом и по оказанию государственных услуг.
Министерства должны были осуществлять нормоустанавливающие функции, службы - надзорные и контрольные функции, агентства - функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом
Слайд 15Приняты Указы Президента РФ о системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти:
Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004
г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти
Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти»
Слайд 16В России административная реформа, проводимая с 2003 г., осуществлялась по
следующим ключевым направлениям:
1) оптимизация функционирования органов исполнительной власти;
2) внедрение элементов
управления по результатам;
3) стандартизация и регламентация деятельности органов исполнительной власти;
4) противодействие коррупции;
5) обеспечение прозрачности в деятельности органов исполнительной власти;
6) формирование электронного правительства.
Слайд 17С целью создания конкурентоспособного, социально-ориентированного государства руководством страны были поставлены
следующие приоритетные задачи:
ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность, исключить
чрезмерное регулирование,
снизить административные барьеры для бизнеса,
повысить качество и доступность государственных и муниципальных услуг населению, уровень открытости деятельности органов власти и степень участия граждан в выработке государственной политики.
Слайд 18Представляется важным отметить, что рассматриваемые преобразования носили во многом экспериментальный
и инновационный характер для практики государственного управления в России, но
при этом по большей части затрагивали только органы государственной власти.
реформы не представлялись обязательными.
К 2010 г. в России значимость и масштаб предполагаемых преобразований, необходимость дальнейшего развития основных направлений административной реформы неизбежно привели к постановке вопроса о ее распространении на муниципальный уровень.
Слайд 19При этом центральными направлениями совершенствования системы государственного управления, по которым
ведется систематическая работа, остаются:
• снижение избыточного государственного регулирования;
• повышение качества
государственных услуг;
• повышение эффективности органов власти;
• повышение информационной открытости.
Слайд 21Снижение избыточного государственного регулирования
Слайд 22Модернизация государственного управления началась в 2003 году с изменений в
самой системе управления: с сокращения административного давления на предпринимательские структуры
и наведения порядка в сферах, где присутствовало избыточное государственное вмешательство.
Для этого была проведена инвентаризация функций ведомств. Выяснилось, что более трети функций и полномочий в разных госучреждениях являются избыточными или дублируют друг друга. Почти наполовину сокращено количество госучреждений, на содержание которых тратились внушительные средства из бюджета.
Слайд 23На протяжении 2000-х годов с целью улучшения условий для ведения
бизнеса был принят ряд законов по дебюрократизации экономики:
от 8
августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»,
от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
и от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Слайд 24Благодаря реформе были внедрены действенные инструменты защиты прав предпринимателей при
взаимодействии с проверяющими органами: впервые введен элемент публичности проверок, сокращено
количество проверок, существенно изменена идеология проведения внепланового контроля.
Для этого были внесены изменения в более чем 75 федеральных законов, регулирующих порядок осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отдельных сферах общественной жизни.
В связи с этим произошло окончательное становление системы регулярного мониторинга и оценки эффективности деятельности по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Создана и функционирует федеральная информационная система АИС «Мониторинг», доступ к которой имеют контрольно-надзорные органы всех уровней власти, включая органы муниципального контроля.
Слайд 25Был введен институт уведомительного порядка осуществления предпринимательской деятельности, направленный на
сокращение административного давления на бизнес на стадии его первоначального запуска.
Слайд 26Важной общесистемной мерой реформы стало выстраивание процесса технического регулирования, в
том числе унификации процедур входа предпринимателей на рынок.
Начато реформирование всей
системы аккредитации, а также гармонизация правил и процедур аккредитации с едиными международными стандартами.
Слайд 27В рамках реформы был введен институт саморегулирования, позволяющий ограничить вмешательство
государства в хозяйственную деятельность и создающий предпосылки для выработки стандартов
и правил, отвечающих как профессиональным, так и публичным интересам.
Согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований установленных стандартов и правил.
Слайд 30Ключевыми направлениями совершенствования института саморегулирования будут являться:
комплексное совершенствование законодательства Российской
Федерации в области саморегулирования, направленное на установление общих требований к
саморегулируемым организациям,
повышение прозрачности их деятельности и установление ответственности таких организаций и их должностных лиц за нарушение установленных требований и ненадлежащее исполнение возложенных на них законодательством функций;
Слайд 31С целью упрощения административных процедур для ведения бизнеса были проанализированы
новые механизмы, позволяющие улучшить правотворческие инициативы.
Одним из таких инструментов,
отсекающим появление избыточных барьеров для бизнеса на стадии законодательной инициативы, стал институт оценки регулирующего воздействия, внедренный в правотворческую практику Российской Федерации в 2010 году.
Оценка регулирующего воздействия – современный механизм правотворчества, обеспечивающий высокую прозрачность и структурированность процесса принятия решений.
Ключевой составляющей в подготовке заключения оценки регулирующего воздействия является институт публичного обсуждения, применение которого на регулярной основе в рамках процедур оценки регулирующего воздействия впервые позволило закрепить за представителями бизнес-ассоциаций, общественных организаций и научного сообщества роль полноценных участников законотворческого процесса.
Слайд 33Создание и развитие института ОРВ
В Концепции административной реформы в 2006–2010
годах отмечалось, что для предотвращения появления новых избыточных функций федеральных
органов исполнительной власти необходимо разработать и законодательно закрепить процедуру публичного доказательства необходимости введения дополнительных функций.
В этих условиях реализация задач административной реформы потребовала введения в систему принятия решений независимого третьего участника, наделенного функцией оценки того, насколько обоснованными являются предложения федеральных органов исполнительной власти, влекущие дополнительные расходы для субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Решение об апробации механизмов оценки регулирующего воздействия в России стало значимым элементом реализуемой политики, направленной на улучшение инвестиционного климата и недопущение возникновения новых административных барьеров.
С 2010 года Минэкономразвития России наделено полномочиями по проведению ОРВ.
Слайд 34Оценка регулирующего воздействия быстро показала свою эффективность в предотвращении избыточных
требований и вызванных ими издержек предпринимательского сообщества и бюджетов всех
уровней, и получила широкую поддержку представителей бизнеса. Для слаженного взаимодействия в сфере ОРВ в феврале 2011 года Минэкономразвития России заключило соглашения с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и Общероссийской общественной организацией малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ».
В 2011 году также закрепляется так называемая ретроспективная оценка регулирующего воздействия (ex-post analysis), которая призвана в отличие от прогнозирования последствий предлагаемого регулировании (ex-ante analysis) оценить реальные эффекты, которые достигаются уже действующими правовыми предписаниями.
Слайд 35С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2015
г. № 83 «О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов,
а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» ОРВ распространилась на область корпоративного управления, область применения мер ответственности за нарушения требований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также на область закупок товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2001 г. № 223-ФЗ.
Слайд 36Кроме того, данным постановлением была установлена обязанность разработчиков с 1
октября 2015 года принимать такие меры по снижению регуляторной нагрузки
на бизнес, как:
- планирование нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти – обязанность устанавливать переходные положения и переходные периоды для нового регулирования;
- проведение правовых экспериментов – временное применение нового регулирования на определенной территории;
- реализация правила «one in – one out» – необходимость при введении нового регулирования отмены соразмерных действующих требований в той же области регулирования.
Постановлением № 83 был изменен механизм ретроспективной оценки: экспертиза действующих нормативных правовых актов, проводимая до конца 2015 года, заменяется на оценку фактического воздействия (ОФВ).
Слайд 40Одним из новых инструментов развития института общественного участия системы раскрытия
информации о подготовке проектов нормативных правовых актов федеральных органов является
выстраивание исполнительной власти, которая реализуется на базе единого сайта в сети Интернет – http://regulation.gov.ru
Данная система позволяет экспертам и заинтересованным участникам процесса своевременно знакомиться с проектами, вовремя реагировать на возможные изменения законодательства и быть уверенными в том, что их голос будет услышан.
В направлении реализации активного права граждан самостоятельно выдвигать на обсуждение органов власти важные с точки зрения россиян проекты сделан серьезный шаг – утверждена «Концепция формирования механизма публичного представления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предложений, получивших поддержку не менее 100 тысяч граждан Российской Федерации в течение одного года».
Слайд 45Основой межведомственного информационного взаимодействия между органами государственной власти по запросу
сведений, необходимых для предоставления государственных услуг, является единая система электронного
межведомственного взаимодействия (СМЭВ).
Внедрение СМЭВ в деятельность ведомств позволило повысить качество взаимодействия государства и граждан. Были сокращены сроки предоставления государственных услуг, число обращений в органы власти и количество предоставляемых документов.
Слайд 46Повышение качества государственных услуг
Под электронным правительством понимается "новая форма организации
деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных
технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов...«
Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года»
Слайд 47Первое направление - развитие систем обеспечения удаленного доступа граждан к
информации о деятельности государственных органов на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
К этому блоку приоритетов отнесены:
- развитие сайтов органов государственной власти в сети Интернет, обеспечение полноты и своевременности размещения на них соответствующей информации, удобство использования, а также доступ через сайты к данным, содержащимся в ведомственных информационных системах;
- формирование инфраструктуры общественного доступа к размещаемой в сети Интернет информации о деятельности органов государственной власти и предоставляемых государственных услугах организациям и гражданам, включая электронные услуги;
Слайд 48- внедрение в практику деятельности органов государственной власти центров обработки
телефонных обращений граждан;
- создание единой системы информационно-справочной поддержки граждан по
вопросам предоставления государственных услуг и взаимодействия граждан с государственными органами;
- создание технологических серверных площадок в сегменте сети Интернет для органов государственной власти Российской Федерации для размещения их сайтов в сети Интернет.
Слайд 49Второе направление - предоставление государственных услуг с использованием современных информационно-коммуникационных
технологий, в том числе:
- предоставление государственных услуг на основе многофункциональных
центров;
- предоставление государственных услуг с использованием сети Интернет;
- электронного документооборота;
- внедрение информационных систем планирования и мониторинга деятельности государственных органов;
Слайд 50Федеральный законы от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об
обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов
местного самоуправления"
и от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации",
Слайд 51В рамках реформы проведена работа по регламентации деятельности государственных органов
исполнительной власти в части предоставления услуг населению, а также по
созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», переводу госуслуг в электронную форму.
27 июля 2010 года был принят Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в котором заложены все основные направления оптимизации предоставления государственных услуг.
Слайд 52Модернизация государственного управления – комплексная задача, не решаемая разобщенными усилиями
отдельных ведомств.
В связи с этим был осуществлен переход на
межведомственное взаимодействие. Законом был установлен запрет для госслужащих требовать от получателей госуслуг документы, уже имеющиеся в распоряжении органов власти.
Для повышения качества госуслуг и совершенствования системы их оказания Минэкономразвития России ежегодно проводятся мониторинг качества и доступности госуслуг.
Слайд 53Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №
601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» поставлена задача
по достижению следующих показателей:
не менее 90% должен составлять уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году,
не менее 90% должна быть доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году,
не менее 70 % граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году,
Слайд 55Развитие сети центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу
«одного окна»
Новое имя бренда МФЦ – «Мои Документы». Под этим именем
в 2014 году начали открываться новые центры и офисы, а после прохождения стадии ребрендинга и действующие отделения МФЦ по всей стране. Коммуникационная кампания, сопровождающая ребрендинг, проходит под слоганом «На все случаи жизни».
Так, одной из наиболее успешных и перспективных форм обслуживания населения стало предоставление государственных услуг в режиме «одного окна». Это предполагает, что заявитель общается не с государственным служащим, а с сотрудником фронт-офиса, который принимает документы и при необходимости оказывает консультации по получению государственных услуг.
Принцип «одного окна» предусматривает предоставление государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом.
Слайд 58
Результаты анализа деятельности офисов МФЦ
Слайд 62К 2021 году доля цифрового взаимодействия граждан и бизнеса с
властями должна составлять не менее 80%
Правительство определилось с планом работ
по оптимизации и цифровой трансформации госуслуг и приоритетных жизненных ситуаций (суперсервисов).
развитие суперсервисов должно к 2021 году превратить общение гражданина с государством в основном в цифровое и дистанционное
Слайд 63«дорожные карты» по каждому из 25 суперсервисов должны быть готовы
в июне 2019 года.
Перечень суперсервисов был утвержден в феврале 2019
года. Туда попали онлайн-сервисы по оформлению европротокола в автостраховании (куратор — Банк России), цифровому исполнительному производству (Федеральная служба судебных приставов), помощи при инвалидности, по трудовым отношениям, социальной поддержке, пенсиям, трудовой миграции (Минтруд), медицинским справкам и документам (Минздрав), регистрации нарушений ПДД и правил благоустройства, регистрационные и паспортные сервисы, сервисы по уведомлению и обжалованию штрафов (МВД), выделению земли под строительство (Росимущество), правосудию (судебный департамент при Верховном суде), подаче заявлений в правоохранительные органы (Генпрокуратура), господдержке бизнеса (Минэкономразвития), получению разрешений для бизнеса и его регистрации (нет куратора), цифровому строительству (Минстрой), поступлению в вуз (Минобрнауки), безбумажным перевозкам пассажиров и грузов (Минтранс), получению цифровых документов об образовании (Минпросвещения), получению образования в РФ для иностранцев (Россотрудничество), а также содействию при рождении ребенка, утрате близкого человека и переезде в другой регион (Минкомсвязь).
Слайд 64Оптимизации в 2019 году должны быть подвергнуты также 33 традиционные
госуслуги (так называемые моносервисы), включая миграционный учет, проведение экзаменов на
право управления транспортными средствами и выдачу водительских удостоверений, кадастровый учет и предоставление сведений из ЕГРН, прием налоговых деклараций, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений, выдачу лицензий на оказание услуг связи — соответствующие «дорожные карты» должны быть подготовлены к 25 марта. По итогам цифровой оптимизации госуслуг к 2021 году доля цифрового взаимодействия граждан и бизнеса с властями должна составлять не менее 80%.
Расходы на оплату труда чиновников, оказывающих госуслуги, должны быть сокращены на 30%.
Слайд 65 Повышение эффективности органов власти
Одним из определяющих факторов темпа социально-экономического развития
страны является эффективность органов власти. Поэтому проводится работа по созданию
комплекса условий для повышения эффективности их деятельности:
реформирование системы общественных советов
противодействие коррупции, выявление и последующее устранение причин и условий ее проявления.
Были разработаны показатели эффективности и результативности деятельности органов государственной власти и госслужащих.
В настоящее время осуществляется внедрение особого порядка оплаты труда госслужащих в зависимости от достижения ими показателей результативности профессиональной служебной деятельности.
Слайд 662. Реформирование системы общественных советов.
Это направление необходимо для вовлечения представителей
общества в обсуждение принимаемых органами власти решений, расширения участия граждан
в деятельности государства. В частности, еще в 2005 году Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» органам власти предоставлена возможность образовывать общественные советы.
усиление роли общественных советов при федеральных органах исполнительной власти и высших органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе на расширение участия общественных советов (их членов) в деятельности органов власти и закрепление обязанности руководителей федеральных органов исполнительной власти привлекать членов общественных советов для принятия решений, совершенствования процедуры формирования общественных советов.
Слайд 673. Разработка и внедрение показателей эффективности и результативности деятельности органов
государственной власти и государственных гражданских служащих.
В связи с этим можно
выделить несколько наиболее крупных проектов по внедрению показателей эффективности и результативности деятельности органов государственной власти и государственных гражданских служащих:
оценка гражданами эффективности деятельности государственных служащих;
внедрение принципов оплаты труда государственных служащих по результатам деятельности.
Слайд 68Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. №
1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решения о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей».
Данное постановление предусматривает проведение оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) путем сбора мнений о качестве наиболее массовых и социально значимых государственных услуг.
Слайд 69Апробирование механизма оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти в 2013 году осуществлялось на базе государственных
услуг, предоставляемых Росреестром.
При этом, указанный механизм с 2014 года распространен на наиболее массовые и социально значимые услуги МВД России, ФМС России, а с 2015 года на ФНС России.
Слайд 70Сбор мнений граждан осуществляется с использованием следующих механизмов: отправка смс-сообщений
получателям государственных услуг с просьбой оценить качество услуги, опрос через
электронные терминалы, расположенные непосредственно в точках предоставления государственных услуг, опрос через специализированный ресурс в сети Интернет, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Граждане оценивают качество государственных услуг по таким критериям как: время ожидания в очереди, вежливость сотрудника, комфортность условий, доступность информации о порядке получения услуги и т.д.
При этом результаты указанной оценки могут быть использованы в качестве основания для применения в отношении соответствующего руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти (его структурного подразделения) мер дисциплинарного взыскания, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
Слайд 714. Противодействие коррупции, выявление и последующее устранение причин и условий
ее появления.
В рамках этого направления ведется систематическая работа, которая призвана обеспечить
эффективное функционирование органов государственной власти, в том числе при осуществлении мероприятий, направленных на проведение социальных преобразований и модернизацию национальной экономики.
Повышение эффективности органов власти напрямую влияет как на эффективность государства в целом, так и на его имидж. Продолжение работы в этом направлении является актуальным.
Слайд 72Повышение информационной открытости
Слайд 73Для повышения прозрачности деятельности государства ведется работа по совершенствованию информационных
ресурсов органов государственной власти, доступных в сети Интернет для всех
аудиторий и содержащих актуальную информацию о деятельности государственных органов и порядке предоставления госуслуг.
В 2011 году был создан инструмент контроля данного направления – автоматизированная информационная система мониторинга государственных сайтов, размещенная по адресу gosmonitor.ru, развитие этой системы позволяет выявлять критичные и неразвитые особенности функционирования сайтов государственных органов и стимулировать представителей государственных органов, ответственных за работу официальных сайтов, совершенствовать функциональные характеристики для удобной работы и использования.
Слайд 77Все создаваемые механизмы, направленные на повышение информационной открытости федеральных органов
исполнительной власти, работают по принципу обязательной открытости. Это значит, что
каждое принятое государственным органом решение в рамках данного направления должно быть опубликовано в сети Интернет.
Информационная открытость государства необходима не только гражданам и бизнес-структурам, но и самим органам власти. В конечном счете, повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления влечет укрепление доверия граждан и предпринимателей к органам власти.
В целях совершенствования процедур открытости органов власти Правительством Российской Федерации в 2014 году была утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти (от 30 января 2014 г. № 93-р), определяющая основные принципы и задачи открытости государственных органов, а также основных подходы к их достижению.
Слайд 78Для соблюдения принципов открытости перед федеральными органами исполнительной власти концепцией
поставлен ряд задач, в числе которых:
предоставление в понятной и доступной
форме полной и достоверной информации о целях, задачах, планах своей деятельности на 2013-2018 годы и ходе их исполнения;
совершенствование технологии предоставления и разъяснения информации;
повышение доступности открытых государственных данных, в том числе для повторного использования, обеспечивая к ним свободный доступ в Интернете;
внедрение процессов и инфраструктуры для проведения публичных онлайн-консультаций с гражданами и организациями;
формирование и развитие действенных механизмов оперативного реагирования на обращения;
совершенствование форм, методов и способов работы со СМИ, социальными сетями и форумами в Интернете.
Слайд 79Результаты работы министерств и ведомств будут оцениваться на основе:
самоанализа,
экспертной оценки и
социологических исследований среди граждан и представителей референтных
групп.
Такой мониторинг открытости федеральных органов исполнительной власти будет проводиться не реже раза в год.
Слайд 81Контр оль и надзор
21 декабря 2016 года Президиум Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил паспорт
приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности». В нем отражены основные задачи по совершенствованию системы государственного контроля и сокращению избыточного давления на бизнес, поставленные Президентом РФ Владимиром Путиным.
Слайд 82Приоритетная программа рассчитана на срок с декабря 2016 года по
2025 год (включительно). Программа реализуется в 3 этапа, на каждом из
которых планируется достигнуть конкретных результатов по 8 проектам.
Это переход на риск-ориентированный подход с концентрацией проверок там, где выше риски для безопасности граждан; создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности; усиление профилактики нарушений; систематизация обязательных требований, которые проверяют инспекторы; совершенствование кадровой политики; противодействие коррупционным проявлениям; информатизация госконтроля, а также повышение качества надзора на региональном и муниципальном уровнях.
На данном этапе в реализации программы «Реформа контрольно-надзорной деятельности» участвуют 12 ведомств: МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Ространснадзор, Росприроднадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС.
Слайд 84Позитивные изменения от реализации реформы должны ощутить и граждане, и
бизнес, и сами контрольно-надзорные органы.
Первостепенная цель реформы – сокращение
ущерба охраняемым законом ценностям (сокращение числа смертельных случаев, заболеваний и отравлений, материального ущерба и т.д). В результате реализации приоритетной программы количество смертельных случаев, заболеваний и отравлений, пострадавших и травмированных по контролируемым видам рисков должно снизиться вдвое к концу 2025 года, а уровень материального ущерба – на 30%.
Слайд 85Вторая цель реформы – снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
Это, в свою очередь, будет способствовать улучшению делового климата в
стране и повышению уровня предпринимательской активности. В соответствии с целевыми показателями программы административная нагрузка на предпринимателей со стороны контролёров к 2025 году должна снизиться на 50% по отношению к 2016 году. Сама контрольно-надзорная деятельность при этом должна стать более прозрачной и объективной.
Слайд 86Третья цель реформы состоит в повышении качества реализации контрольно-надзорных полномочий
на всех уровнях государственной власти и оптимизации временных, трудовых и
финансовых ресурсов, затрачиваемых на осуществление данных полномочий.
Для достижения этих целей государственный контроль будет переориентирован на предотвращение ущерба, а главной задачей инспекторов будет не наказание «по итогам», а профилактика и консультирование. Речь идёт о переходе с репрессивной, «палочной» модели госконтроля на сервисную, которая предполагает партнёрские отношения между проверяющим и проверяемым.