Слайд 1Административное право как отрасль российского права. Предмет, метод, система Административного
права.
Помазуев А.Е.
Слайд 2Разделы учебников по темам
Глава, посвященная общей характеристике исполнительной власти, её
месту в системе разделения властей, признакам, функциям, субъектам (данная глава
присутствует не во всех учебниках)
Глава, посвященная предмету и методу Административного права:
Общественные отношения, регулируемые административным правом (предмет административного права)
Метод административного права (метод административно-правового регулирования)
Место административного права в системе Российского права
Система административного права
Дополнительно к теме могут быть прочитаны следующие разделы (если они есть в Ваших учебниках):
Глава, посвященная государственному управлению
Глава, посвященная истории науки административного права
Слайд 3Административное право как отрасль российского права
Помазуев А.Е.
Слайд 4Современное Административное Право
АП – это отрасль обслуживающая деятельность исполнительной власти.
Базовая
отрасль Российского права;
Не кодифицирована и не кодифицируема;
АП – это право
правоприменителей без юридического образования.
АП – выступает для исполнительной власти в роли общего правового режима.
Особенности ИВ оказывают существенное влияние на административное право.
Слайд 5Современное АП Особенности исполнительной власти и АП
Многоуровневая иерархическая система
АП сложноупорядочиваемо.
ИВ – монополист в сфере государственного принуждения необходим
баланс между принуждением и соблюдением прав.
ИВ является нормотворческой вопрос контроля за законностью и качеством регулирования;
ИВ разрешает споры вопрос баланса между соблюдением прав и дешевизной, оперативностью разрешения споров в административном порядке.
ИВ сосредотачивает все основные ресурсы государства и я валяется самой большой вопрос контроля за её деятельностью
Слайд 6Отличительные черты АП как отрасли российского права
Базовая (материнская) отрасль РП;
Отрасль
регулятивная и охранительная;
Материальная и процессуальная;
Находится в совместном ведении РФ и
субъектов;
Охватывает деятельность исполнительной и судебной власти;
Право законодательное и подзаконное
Слайд 7Общие принципы АП
Приоритет личности, её прав и свобод
Принцип разделения властей
Принцип
законности
Принцип гласности
Слайд 8Принципы АП
Обеспечение публичного интереса;
Подзаконный характер деятельности субъектов АП;
Иерархичность и подотчетность;
Специализация;
Оперативность;
Процедурная
гарантированность объективного анализа и решения управленческих дел;
Слайд 9Взаимодействие АП с базовыми отраслями российского права
Конституционное право:
Формирование органов исполнительной
власти;
Обеспечение реализации конституционных прав;
Гражданское право;
Заимствование гражанско-правовых институтов;
Гражданский и арбитражный процесс;
Судебная
защита прав граждан и организаций во взаимодействии с исполнительной властью;
Уголовное право и уголовный процесс;
При решении вопроса о выборе вида ответственности
ТГП
Заимствование общей теории организации государства и общих приемов регулирования;
Слайд 10Взаимодействие АП с комплексными отраслями российского права
АП выступает в качестве
донора при заимствовании отдельных институтов комплексными отраслями;
АП предоставляет свой метод
для регулирования отношений, складывающихся в конкретной отрасли на основе власти и подчинения.
Слайд 11Предмет административного права
Помазуев А.Е.
Слайд 12Понятие предмета АП
Предмет АП – совокупность общественных отношений, возникающих при
осуществлении властной управленческой деятельности органами исполнительной власти и исполнительно-распорядительными органами
местного самоуправления, а также при осуществлении административного судопроизводства:
Государственно-упрвленчекие (внутриаппаратные);
Правореализационные;
Контрольно-надзонрные;
Административно-деликтные;
Административно-юстиционные.
Слайд 131. Государственно-упрвленчекие (внутриаппаратные) отношения
Особенности:
Возникают внутри системы государственной администрации;
Имеют вид О-О,
О-ДЛ, ДЛ-ДЛ;
Всегда связаны с организационной подчиненностью, подведомственностью или вертикально-властной координацией;
Цель
– обеспечение надлежащего функционирования государственной администрации;
Регулируются подзаконными НПА;
Не все отношения обеспечены судебной защитой;
Виды:
Структурно-компетенционные;
Внутриаппаратные делопроизводственные
Государственно-служебные;
Управление гос собственностью;
Межведомственные координационные.
Слайд 142. Правореализационные отношения (предоставление государственных и муниципальных услуг)
Особенности:
Возникают между ОИВ
и ГиО (невластными субъектами);
Отношения возникают по инициативе невластной стороны;
ГиО вступают
в отношения для реализации своих прав и исполнения обязанностей;
ИВ проверяет условия вступления в правоотношения и при положительном решении издает индивидуальный акт;
В ходе этих отношений ИВ реализует функциональные полномочия;
Возможен односторонний выход невластного субъекта из отношений;
Обеспечены полной судебной защитой;
Урегулированы законодательством хотя бы частично.
Виды отношений:
Реализация прав, исполнение обязанностей, относящихся к общему административно - правовому статусу;
Придание или признание специального статуса;
Рассмотрение и разрешение обращений
Слайд 15Контрольно-надзорные
Особенности:
Возникают между ОИВ и ГиО (невластными субъектами);
Специальный вид органов –
инспекции;
Отношения возникают, изменяются и прекращаются по инициативе властной стороны;
Цель отношений
– обеспечение государственной, общественной и личной безопасности;
Регламентируются законодательно;
Осуществляются в особой процедурной форме;
Снабжены полной судебной защитой;
В рамках этих отношений возможно применение государственного принуждения;
В ходе этих отношений ИВ реализует функциональные полномочия.
Виды:
Применение мер текущего контроля;
Применение предупредительных мер принуждения;
Отношения по охране предметов, объектов, территорий.
Слайд 164. Административно-деликтные (привлечение к административной ответственности)
Особенности:
Помимо органов, ГиО в них
участвуют суды;
Отношения возникают на основании охранительных норм права из раздела
II КоАП РФ;
Особый порядок реализации – производство по делам об административных правонарушениях
Властные и невластные субъекты выступают в роли процессуальных оппонентов;
Отношения регулируются только законами.
Слайд 17Административно-юстиционные
Особенности:
3 субъекта: ОИВ, суд, ГиО;
Отношения возникают в связи с разрешением
в судебном порядке административно-правовых споров;
Порядок разрешения споров регулируется нормами ГПК
и АПК
Виды:
Обращение невластного субъекта за защитой;
Спор между двумя органами.
Слайд 18Метод административно-правового регулирования
Помазуев А.Е.
Слайд 19Общ характеристика метода регулирования
Метод регулирования – способ воздействия на общественные
отношения.
Метод влияет на:
Разграничение отраслей права;
Правовое положение сторон;
Приемы и способы при
помощи которых субъекты реализуют свои права и обязанности;
Возникновение, изменение и прекращение правоотношений;
Применение сторонами приемов защиты своих прав
Слайд 20Метод АП:
Один из фундаментальных методов правового регулирования наряду с конституционно-правовым
и гражданско-правовым;
Метод властных предписаний: одна сторона дает другой обязательные для
исполнения указания;
Метод неравенства сторон:
Императивность регулирования – одностороннесть волеизъявления одного из участников;
Централизованное регулирование: стороны не могут самостоятельно определять свое поведение в правоотношении;
Субординация сторон:
Организационная подчиненность;
Функциональная подчиненность;
Слайд 21Приемы реализации метода АП:
Административное распорядительство – Орган или должностное лицо
вправе обязать совершить определенное действие;
Административное правоудостоверение – подтверждение наличия прав
и обязанностей;
Административное разрешение – предоставление исключения из общего запрета на совершение определенных действий;
Административное ограничение – запрет на совершение определенных действий;
Слайд 22Приемы реализации метода
Приемы реализации метода могут использоваться:
В форме усмотрения –
возможность выбора одного из вариантов поведения;
В форме связанных полномочий, когда
при наличии определенных юридических фактов субъект обязан воздействовать на отношения определенным образом
Слайд 23Иные методы, используемые АП
АП использует элементы частноправового метода в тех
случаях, когда:
Отсутствует подчиненность;
Использование властного предписания невозможно в силу иного подхода
централизованного регулирования
Примеры использования ЧП метода:
Заключение соглашений;
Дача рекомендаций;
Диспозитивность в использовании права на защиту.
Слайд 24Система административного права
Помазуев А.Е.
Слайд 25Понятие системы
Система АП – это деление отрасли на более мелкие
структурные единицы (части, подотрасли, институты, подинституты)
Факторы, влияющие на систему:
законодательство;
теория.
Система АП
состоит из 2 частей:
Общая часть;
Особенная часть.
Слайд 26Общая часть АП:
Общие положения и общие принципы АП;
Общие вопросы организации
и деятельности органов ИВ;
Служебное право (право государственной службы);
Институт специальных административно-правовых
статусов;
Институт административных процедур;
Институт административно-правового принуждения;
Административно-деликтное право;
Административное судопроизводство.
Слайд 27Особенная часть АП (1 подход)
Деление управления по сферам:
Управление в сфере
административно-политической деятельности:
Оборона;
Безопасность;
Внутренние дела;
Юстиция;
Внешняя политика.
Управление в сфере экономики:
Финансы;
Финансовый контроль;
Ценные бумаги;
Управление неденежным
имуществом;
Управление подведомственными предприятиями и учреждениями;
Управление в социально-культурной сфере:
Образование;
Наука;
Культура;
Социальная защита.
Слайд 28Особенная часть АП (2 подход)
Деление по подотраслям или по комплексным
отраслям, основывающимся на административно-правовом методе регулирования:
Таможенное право;
Образовательное право;
Градостроительное право;
Антимонопольное право;
Медицинское
право;
Транспортное право;
Военное право;
Право общественной и государственной безопасности;
И т.д.