Слайд 1АГРЕГИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ЦЕЛЕВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
В качестве элементарных объектов управления
сложной организационно-технической системы целесообразно выбрать:
- элементы организационно-штатной структуры: физические лица,
юридические лица и пр. - субъекты,
- производственно-технологические элементы: рабочие места, службы, подразделения, основные средства, капитальные сооружения, земельные участки и др. – объекты.
Слайд 2Каждый объект из этого набора можно полностью определить совокупностью свойств
(атрибутов).
Так, объект «физические лица» полностью определяется следующим набором признаков: идентификационный
код, фамилия, имя, отчество, пол, национальность, гражданство, дата рождения, место рождения, документ, удостоверяющий личность (вид, серия, номер, кем выдан, дата выдачи, адрес постоянного места жительства, вид регистрации, семейное положение, родственные связи). Часть из этих признаков имеет статическую природу, часть - может изменяться во времени.
Слайд 3Элементарные объекты вступают в различные взаимодействия друг с другом, что
является основой образования объектов более высокого уровня иерархии - предприятий,
организаций, учреждений, хозяйствующих субъектов, действующих в рамках рассматриваемой территории.
Базовый объект управления называется агрегированным, если он получен путем агрегации элементарных объектов.
Факты агрегации должны подтверждаться документально, в соответствии с нормативно-правовой базой (Изменился ГОСО на смену институтов - факультеты)
Слайд 4Агрегированный объект начинает проявлять свойства, которые не ограничиваются свойствами входящих
в него элементов. Так, предприятие, являющееся продуктом объединения всех элементарных
объектов, производит некоторую продукцию, учреждение образования готовит выпускников и т. д.
Эти новые свойства, полученные в результате агрегирования (в отличие от атрибутов, присущих элементарным объектам),
могут быть выражены количественными показателями, изменяющимися во времени.
Слайд 5Агрегированные объекты обладают, по крайней мере, тремя аспектами представления: структурным,
функциональным и процессным.
Под структурным аспектом агрегации будем понимать объединение по
административно-территориальному признаку (район, город, область, отрасль, предприятие, структурное подразделение предприятия и т. д.).
Под функциональным аспектом - область деятельности объекта (промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение, образование и пр.).
Слайд 6Под процессным - временные интервалы, соответствующие характерной периодичности обновления показателей
соответствующего агрегированного объекта.
Необходимым условием эффективного управления является знание о взаимосвязях,
взаимовлияниях, взаимозависимостях между объектами соответствующего уровня иерархии (и между соседними уровнями). Чем выше уровень иерархии, тем сложнее задача определения взаимовлияния объектов друг на друга.
Слайд 7Чем выше уровень управления в сложных организационно-технических системах, тем в
более обобщенных агрегированных показателях принимаются решения по управлению подчиненным системами.
Слайд 8
Классификация информационных ресурсов
В управлении предприятием используются различные виды ресурсов: материальные,
трудовые, финансовые, информационные и т.д. Информационные ресурсы играют одну из
главных ролей в управлении предприятием, где под информационными ресурсами понимаются сведения различного характера, выраженные посредством различных документов в бумажном или электронном виде, организации базы данных и баз знаний,
Слайд 9организации данных, а также интернет-ресурсы, архивы, библиотеки.
Под информационными ресурсами понимаются
сведения (данные), организованные в системах информационного обеспечения в виде фондов
на физических носителях (базах данных, библиотеках, архивах), находящиеся в собственности или распоряжении и пользовании юридических и физических лиц.
По формам собственности информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные.
Слайд 10К государственным информационным ресурсам относятся информационные ресурсы, создание, приобретение или
накопление которых осуществляется за счет средств ГОСУДАРСТВЕННОГО бюджета, а также
иные информационные ресурсы, переданные ему в установленном порядке.
К негосударственным информационным ресурсам относятся информационные ресурсы, создаваемые за счет средств юридических и физических лиц, приобретенные ими на законных основаниях или полученные ими в порядке дарения или наследования.
Слайд 11К негосударственным информационным ресурсам относятся также информационные ресурсы, создаваемые или
приобретаемые на средства органов местного самоуправления.
По характеру использования информационные ресурсы
бывают:
индивидуального пользования, используемые только в тех организациях, в которых они создаются;
коллективного пользования, используемые регламентируемым составом пользователей;
Слайд 12общего пользования, используемые неограниченным числом пользователей.
По категориям доступа
информационные ресурсы делятся на открытые информационные ресурсы и информационные ресурсы
с ограниченным доступом.
Состав и структура информационных ресурсов, обеспечивающих решение поставленной задачи, должны быть:
во-первых, адекватны составу и структуре функциональных задач, решаемых подразделениями и службами системы управления различного уровня,
Слайд 13во-вторых, должны позволять ставить и решать задачи проблемно-целевого анализа системы.
Элементарные
объекты управления могут быть представлены в виде множеств элементарных информационных
объектов:
{ФЛ} - множество физических лиц,
{ЮЛ} - множество юридических лиц,
{ПС} – множество функциональных подсистем,
{АРМ} - множество рабочих мест, …
Слайд 14Для определения каждого из элементарных информационных объектов необходимо поставить ему
в соответствие набор атрибутов (признаков), определяющих свойства объекта.
Например, множество {ФЛ}
определяется в виде агрегации:
{ФЛ} = {паспортные данные} & {адрес},
где & - операция агрегирования. Множества {паспортные данные} и {адрес}, в свою очередь, состоят из соединения множеств, характеризующих их признаки. Аналогичным образом определяются множества {ЮЛ}, {ПС}, {АРМ}.
Слайд 15Такое представление элементарных информационных объектов является статическим, отражающим мгновенный срез
информационной картины. Однако конкретные значения каждого из признаков могут меняться
во времени.
Эти изменения могут быть отражены во множестве {статистика}, представляемом в виде:
{статистика} = {событие} & {временные параметры}.
Слайд 16Множество {событие} отражает факты изменения значений атрибутов для соответствующего информационного
объекта, а множество {временные параметры} позволяет связывать события с временной
координатой.
С учетом вышеизложенного, динамические информационные объекты могут быть представлены в виде соединения:
{ФЛ} = {ФЛ} & {статистика},
{ЮЛ} = {ЮЛ} & {статистика}, …