Слайд 1Активизация познавательной деятельности учащихся
Подготовила : Сейт анель
Слайд 2Учение, лишённое всякого интереса
и взятое только силой принуждения,
убивает в ученике
охоту к
овладению знаниями.
Приохотить ребёнка к учению –
гораздо более достойная задача,
чем
приневолить.
К.Д. Ушинский
Слайд 3Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных
проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в
обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Слайд 4Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного
процесса является активизация познавательной деятельности обучающихся. Знания, полученные в готовом виде,
как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний обучающихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных теоретических знаний от умения применить их на практике.
Слайд 5В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения
должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и
работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
Слайд 6Активизация познавательной деятельности учащихся
В современном образовательном процессе на первый план
выступает не просто овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками,
объём которых постоянно растёт, а сама личность ученика как активного деятеля, имеющего соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы.
Слайд 7Именно характер потребностей, мотивов, интересов, лежащих в основе деятельности, определяет
направление и содержание активности каждой личности. При этом вовлечённость в
познавательную деятельность, активность, инициативность в ней, удовлетворённость собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для дальнейшего самосовершенствования и самореализации человека.
Слайд 8Обучение - это напряженная, сложная деятельность, при которой необходимо большое усилие
ума, воли, воображения, памяти. Отражая все существенные свойства педагогического процесса
(двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.
Слайд 9Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической
деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах
деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.).
Слайд 10Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (обучения, освоения, содержания)
определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
Слайд 11С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения
учащихся - это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности,
её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей.
Слайд 12Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные
учащиеся, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося
ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.
Слайд 13Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к
энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и
застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Слайд 14В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные
среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких
их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Слайд 15 Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации,
в которых учащиеся сами должны:
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие
в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
- рецензировать ответы товарищей;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- заниматься обучением отстающих;
- объяснять более слабым учащимся непонятный материал;
- самостоятельно выбирать посильное задание;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
Слайд 16При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего
стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не
только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
Слайд 17Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер
и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения.
Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер.
Слайд 18Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер
и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения.
Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.
Слайд 19Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые
по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать
принцип индивидуализации учебного процесса.
Слайд 20Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и
саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную
деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.
Слайд 21Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь
при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место
отводится мотивации учебно-познавательной деятельности.
Слайд 22Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а
желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.
Слайд 24Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов
обучения, должны определятся с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов
и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность учащихся.
Слайд 25В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно выделить:
-
творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом
к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
- состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося.
Слайд 26 Проблемное обучение
В обучении активную роль играют учебные проблемы,
сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в
создании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.
Слайд 27Проблемное обучение осуществляется в трех основных формах:
1. Проблемное изложение. Преподаватель ставит
проблему и вскрывает пути её решения, демонстрирует учащимся ход научного
мышления, заставляя их следить за ходом движения мысли к истине, делает учащихся как бы соучастником научного поиска.
2. Частично–поисковая деятельность. Работа учащихся направляется с помощью специальных вопросов, побуждающих к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответов на отдельную часть проблемы.
3. Исследовательская деятельность. Самостоятельный поиск учеником решения проблемы.
Слайд 28Мастер производственного обучения является организатором игровых ситуаций, и тут должны
проявляться его организаторское мастерство и способность уметь направлять игру в
нужное русло, придав ей азарт, интерес и помочь учащимся правильно разрешить сиюминутную ситуацию. Игровой темп также зависит от мастера. Он должен уметь четко и понятно изложить условия игры, организовать быструю раздачу игрового оснащения.
Слайд 29заключение
На современном этапе развития образования проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особо
важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования
науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся.