Слайд 1Актуальные аспекты организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в ДОО
Иваненко Светлана Сергеевна,
старший воспитатель МАДОУ
«Детский сад №117 «Капелька»
Семинар
«Создание условий, открывающих
возможности для позитивной социализации и всестороннего развития дошкольников в различных видах деятельности»
Слайд 2Ребенок - исследователь…
Формирование у дошкольников целостной картины мира, сохранение и
укрепление их физического и психического здоровья.
Интеграция содержания образовательных областей
в свете познавательно-исследовательской деятельности имеет ряд особенностей, связанных как со спецификой содержания, так и с методикой организации деятельности.
Слайд 3Познавательные эмоции
Открытие
Удивление
Преодоление
Пробные действия
Повторы и варианты
Опыт
Выбор
Слайд 4Инициатива ребенка – это важно!
Не бояться отходить от рамок сценария,
конспекта, идти «за ребенком»
Ведущая тенденция в развитии ребенка – стремление
к самостоятельности, она превалирует над всем остальным.
ВАЖНО – не перехватывать инициативу у детей, давать возможность совершить ошибки и увидеть их.
Слайд 5Элементарные игровые действия – наблюдаем, поддерживаем, развиваем…
Где прячутся вещи? (занавески,
коробки, одеяла и покрывала, пакеты, платки, банки, корзины, непривычные места
и т.п.)
Где прячется ребенок (прятки, лабиринты, коробки, ширмы и т.д.)
Почему вещи падают? (мячи, листья, вода, мыльные пузыри, прыжки на матах и батутах)
Игры в действии (подбросить, перебросить, прыгать, спрыгивать, наливать, переливать, залезать и скользить…)
Как вещи звучат? (почему по-разному?, как самому заставить звучать самодельные погремушки?, рифленые поверхности, шумы и свойства предметов, крик, пение, чихание…)
Моменты ТИШИНЫ и моменты шума.
Истории о звуках и грохоте
(придумывание, рассказывание)
Слайд 6Что находится с другой стороны поверхности? (ковырялки, разрывалки, отдиралки, копалки,
распускалки, облизывалки, замазывалки и т.п….)
Сундук с одеждой
Что будет, если поменять
привычный порядок? (переезд, перестановка, передвигание, перенос, перевоз, катание)
Можно ли из нескольких вещей сделать одну? (привязать, прилепить, воткнуть, сцепить, склеить, примотать…)
Танцевальные игры (тема соединения и разъединения, переходов, перестроений, куча-мала…)
Слайд 7Почему некоторые вещи похожи между собой? (порядок в шкафу, в
контейнере, в группе, доме, сервировка, чемодан, строительство и т.п.)
Можно ли
на мир посмотреть иначе? (площадки, помосты, большие модули, туннели, трубки, лупы, зеркало, светофильтры, вуаль, прозрачные игрушки, «море» из подушек, матрацев)
Для чего создается новое пространство? (рамка, шлагбаум, заграждение, мел, ниша, забор, хижина, пещера…)
Равновесие (стояние на одной ноге)
Слайд 8РППС как средство познавательного развития
Слайд 9Общение с природой как средство познавательного и эстетического развития ребенка
раннего возраста
Наблюдение
Действие
Игра
Слайд 15Мини-лаборатории
в группе детского сада
Слайд 16Ранний возраст –
время активного развития сенсорной сферы.
Мышление наглядно-действенное. Принцип:
вижу – действую.
Создание условий для игр с песком и водой,
экспериментирования с предметами ближайшего окружения, развития темпо-ритмических навыков, звуко-высотного различения, а также тонкокоординированных движений тела, моторики рук
Шумелки, гремелки, тактильные коврики, дидактическая юбка, и игрушки-забавушки – непременные атрибуты детского экспериментирования в группе раннего возраста
Слайд 17Зона познания все еще не велика, но полученные знания активно
закрепляются в практической деятельности и совершенствуются.
Дидактические модули и прочие атрибуты
мини-лаборатории становятся порой участниками сюжетных игр