Слайд 2Основы композиции в дизайне. Что такое композиция?
В любом виде искусства
ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно
передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое. Так же композицией можно назвать само произведение.
Интуитивное понятие о композиции в различной степени присутствует у каждого. Иначе в ней не было бы никакого смысла. То есть люди имеют схожее представление о гармонии, целостности, единстве …
Композиция в дизайне, композиция в рисунке, композиция в живописи, композиция в фотографии - понятия не разделимые. Композиция в музыке и композиция в литературе так же имеют много общего с вышеперечисленными, однако средства ее достижения другие.
Деятели искусства уделяют особое внимание поиску наиболее выразительных композиционных схем. На протяжении долгих столетий создавались произведения с различными композиционными решениями, в том числе и произведения изобразительного искусства. Однако в этой статье об основах композиции мы не будем рассматривать сложные художественные произведения.
Любой объект с легкостью можно вписать в одну из трех основных фигур: прямоугольник, треугольник, эллипс. Так что оперировать мы будем именно этими фигурами.
А саму композицию рассмотрим как правильное расположение элементов изображения, основанное на предметном изучении восприятия человеком зрительной информации.
Речь пойдет об основах композиции в дизайне, изобразительном искусстве и фотографии.
Геометрический и композиционный центры, средства выделения композиционного центра, плановость в композиции
Слайд 3Мы строим композицию на плоскости. Будь то фотография, лист бумаги
или монитор компьютера. Если через эту плоскость провести две диагональные
линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции.
Любой предмет, вписанный в этот центр, будет чувствовать себя вполне уверенно.
Слайд 4Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции.
В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры.
То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения. В рекламе выделение композиционного центра может пригодиться для привлечения внимания потенциального покупателя к интересной ему информации. Это может быть текст или изображение.
Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать.
Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.
Композиционный центр может быть выделен:
контрастом света и тени
контрастом цвета
размером
Формой
В классической живописи, как правило, сюжетно-композиционный центр изображают на втором плане. Передний план служит как бы вступлением, приглашением взглянуть на основное событие. На втором плане находится весь сюжет произведения, а третий служит продолжением картины, фоном, на котором разворачивается действие.
Слайд 6Задание 1
1- Нарисовать 4 вида композиции с выделение композиционного центра
за счет:
-контраста (4)
-цвета (4)
-формы (4)
-размера (4)
(…использовать геометрические фигуры)
(…всего 16 листов)
Слайд 7Часть 2 Основные понятия и правила композиции
Диагональные линии в композиции
График
на рисунке слева означает рост. График на рисунке справа означает
падение. Так уж сложилось. И, соответственно, в композиции диагональная линия, проведенная от левого нижнего угла к правому верхнему воспринимается лучше, чем линия, проведенная от левого верхнего угла к правому нижнему.
Слайд 8Задание 2
1-Нарисовать 3 вида композиции с применением диагональных линий
-визуальное падение
(3 эск.)
-визуальное стремление вверх (рост) (3 эск.)
(…всего 6 листов)
Слайд 9Замкнутая и открытая композиция
В замкнутой композиции основные направления линий стремятся
к центру. Такая композиция подойдет для передачи чего-то устойчивого, неподвижного.
Элементы
в ней не стремятся за рамки плоскости, а как бы замыкаются в центре композиции. А взгляд с любой точки композиции стремиться к этому центру. Для ее достижения можно использовать компактное расположение элементов в центре композиции, обрамление. Расположение элементов (на изображение - геометрических фигур) таким образом, чтобы все они указывали на центр композиции.
Открытая композиция, в которой направления линий исходят от центра, дает нам возможность продолжить мысленно картину и увести ее за рамки плоскости. Она подходит для передачи открытого пространства, движения.
Слайд 10Правило золотого сечения
Различное расположение элементов на плоскости может создать гармоничное
или негармоничное изображение. Гармония - это ощущение и понятие о
правильном расположении элементов весьма интуитивно. Однако можно выделить несколько совсем не интуитивных правил.
Расположение простых геометрических фигур на изображении слева выглядит намного более гармоничным. Почему?
Слайд 11Гармония - это слаженность.
Единое целое, в котором все элементы
дополняет друг друга. Некий единый механизм.
Самый большой такой механизм -
это окружающий нас мир, в котором все элементы взаимосвязаны - животные дышат воздухом, расходуют кислород, выдыхают углекислый газ, растения используют его углерод и энергию солнца для фотосинтеза, возвращая кислород. Одни животные питаются этими растениями, другие регулируют количество питающихся растениями, питаясь ими, тем самым спасая растения, вода испаряется, чтобы выпасть осадками и пополнить запасы рек, океанов и так далее…
Нет ничего более гармоничного, чем сама природа. Поэтому и понимание гармонии приходит к нам от нее.
А в природе огромное количество зрительных образов подчиняется двум правилам: симметрии и правилу золотого сечения.
Что такое симметрия, я думаю, вы знаете. А что такое золотое сечение?
Слайд 12Части этого отрезка примерно равны 5/8 и 3/8 от всего
отрезка. То есть, по правилу золотого сечения зрительные центры в
изображении будут располагаться так:
Золотое сечение можно получить, если разделить отрезок на две неравные части таким образом, чтобы отношение всего отрезка к большей части равнялось отношению большей части отрезка к меньшей. Это выглядит так:
Слайд 13Правило трех третей
В этом рисунке не соблюдено правило золотого сечения,
но создается ощущение гармонии.
Если разделить плоскость, на которой находятся наши
геометрические фигуры на девять равных частей, мы увидим, что элементы расположены на точках пересечения разделяющих линий, а горизонтальная полоса совпадает с нижней разделительной линией. В этом случае действует правило трех третей. Это упрощенный вариант правила золотого сечения.
Слайд 14Часть 3. Динамика и статика в изображении, движение, ритм
Динамичная композиция
- композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.
Статичная
композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности.
Изображение слева выглядит статичным. На картинке справа создается иллюзия движения. Почему? Потому что мы прекрасно знаем из своего опыта, что будет с круглым предметом, если наклонить поверхность, на которой он находится. И воспринимаем этот предмет даже на картинке движущимся.
Слайд 15Таким образом, для передачи движения в композиции можно использовать диагональные
линии.
Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся
объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.
Слайд 16Движение можно передать последовательным отображением некоторых моментов этого движения
Так же
для передачи движения используют смазанный, размытый фон и направление линий
композиции в сторону движения объекта.
Статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий.
Движение можно замедлить или ускорить:
Кажется, что движение на левом рисунке быстрее, чем на правом. Так устроен наш мозг. Мы читаем и пишем слева направо. И движение нами воспринимается проще слева направо.
Слайд 17Замедлить движение можно наличием в композиции вертикальных линий.
Слайд 18Ритм в композиции
Ритм - один из ключевых моментов в искусстве.
Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей.
Ритм обусловлен повторением. Мы живем в мире различных ритмов. Это смена времен года, дня и ночи, движение звезд, стук капель дождя по крыше, сердцебиение... В природе ритм, как правило, равномерен. В искусстве же можно выделять ритмические рисунки, делать акценты, менять размеры, тем самым придавая композиции особое настроение.
Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени.
Слайд 19Часть 4 Симметрия и асимметрия в композиции, достижение равновесия
Симметрия в
композиции
Как уже говорилось, в природе большое количество зрительных образов подчиняется
закону симметрии. Именно поэтому симметрия легко воспринимается нами и в композиции. В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции, как будто являются зеркальным отражением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества. Однако создавать изображение абсолютно симметричным не стоит. Ведь в природе не бывает ничего идеального.
Симметрия - это самый простой способ добиться равновесия в композиции. Однако, не единственный.
Слайд 20Асимметрия, достижение равновесия
Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические
весы.
В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на
весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие.
Слайд 21Асимметрия нарушит это равновесие. И если один из объектов будет
больше, то он попросту перевесит меньший.
Слайд 22Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в
качестве противовеса. Асимметрия при этом сохранится:
Слайд 23Так же добиться равновесия при асимметрии можно будет, перевесив больший
предмет ближе к центру:
Достижение равновесия является одним из самых значимых
этапов при построении ассиметричной композиции и часто при этом руководствуются интуитивным чувством равновесия. Чувство это можно развить при помощи различных упражнений.
Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.
Если Вы заметили, что какая-то деталь композиции сильно перевешивает все остальные, вы можете попробовать изменить ее цвет, освещенность, форму или уравновесить ее при помощи какого-либо другого предмета, добавленного с противоположной стороны.
Слайд 24Часть 5 Применение правил композиции в рекламе
Правильная подача информации
Чтобы научится
строить сложные композиционные схемы, выражать свои мысли, передавать идею произведения,
развить в себе чувство единства и равновесия помимо знаний основ композиции необходимы талант и долгие годы тренировок. За все время существования изобразительного искусства художники, архитекторы и фотографы выявили огромное количество композиционных схем, задействовав целый ряд средств достижения композиции.
Помимо сложных художественных произведений, соблюдение правил композиции так же важно и для правильной подачи информации в рекламе. Делаете ли Вы рекламный снимок какой-либо продукции, размещаете графическую информацию на сайте или баннере, предоставляете готовый продукт на утверждение заказчику, без построения композиции не обойтись.
Предоставляемая информация должна находиться в композиционном центре. Для этого ее необходимо выделись одним из существующих способов. Лучше всего подойдет выделение освещенностью. При подаче информации светлый объект расположите на темном фоне, темный - наоборот. Старайтесь не использовать пестрый фон, он может отвлечь внимание.
Не забывайте о целостности. Если объектов несколько, не располагайте их хаотично. Лучше всего выстроить их в форме простых геометрических фигур. Старайтесь соблюсти при этом равновесие.
Если объект не должен располагаться в центре, лучше поместить его справа, чтобы взгляд двигался навстречу ему, так как читаем и просматриваем изображение мы слева направо.
Правильная подача информации - залог успеха. Старайтесь уделять этому достаточное количество времени и внимания.
Слайд 25Как пользоваться правилами композиции
Правила композиции не являются обязательными для соблюдения.
Даже наоборот. Некоторые правила противоречат один другому (например, передача движения
и передача покоя) .
Если лицо человека на картине повернуто в какую-либо сторону, необходимо оставлять свободное пространство с этой стороны, чтобы взгляд не упирался в преграду. Валентин Серов в портрете Ермоловой нарушает это правило композиции, в результате чего создается впечатление, будто актриса смотрит на нас прямо с полотна.
Нарушение правил композиции может быть намерено. Особенно в такой нестандартной и сложной отрасли, как реклама. Если в дизайне упаковки сока провести горизонтальную линию не по правилу золотого сечения, а чуть выше, то и пакет сока будет казаться выше.
Однако, прежде чем нарушать какое-либо правило, его надо знать и уметь им пользоваться. Помните, если Вы нарушаете правила, Вы должны четко осознавать, ДЛЯ ЧЕГО Вы это делаете.
Слайд 26Точка
Выделяется как графический акцент на плоскости. Несмотря на свои относительно
малые размеры, обладает весьма широкими возможностями в построении композиции. Очень
часто именно она является центром всего ее строя.
Слайд 27Линия
По форме характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в одном
координатном направлении (в длину). Характер линейно-графической формы во многом определяется
материалом и техникой ее исполнения.
Строя линейно-графическую композицию, важно как можно ярче выявлять специфические свойства линий разного исполнения.
Слайд 28Пятно
В отличие от точки и линии пятно, как правило, заполняет
большую часть графической плоскости. С использованием пятна значительно расширяется палитра
средств построения графической композиции.
Слайд 32Типографика в дизайне часть 1. Понятие типографики, основные термины, характеристики
текстов и шрифтов
Текст в рекламе - одно из важнейших составляющих,
позволяющее рекламодателям заявить о себе. Поэтому большое количество работы в графическом дизайне связано с его набором и оформлением. Но, к сожалению, в сравнении с ростом рекламного бизнеса и количества графических дизайнеров в России, количество тех, кто подходит к шрифтовому оформлению текста профессионально увеличивается не так быстро.
Не разбирающиеся в дизайне заказчики хотят, чтобы было "необычно" или "повеселее", а приветливые и дружелюбные дизайнеры идут им навстречу. В итоге текст на сайте или в буклете получается оформленным таким образом, что служит уже не во благо, а во вред рекламной кампании.
Сложно сказать, правильно ли поступают в этом случае исполнители. Рекламодатель бывает уперт и часто считает, что больше всех понимает в рекламе и дизайне, а исполнителю, порой, приходится идти у него на поводу. В итоге получаются жуткие дизайнерские ляпы, которые мы часто встречаем как в интернете, так и в печатной рекламе. А если же эти ляпы возникают по невежеству, то исполнителям стоит познакомиться с таким понятием, как типографика.
Слайд 33Понятие типографики
Существует множество определений понятию Типографика. Кто-то может назвать это
наукой об оформлении набранного текста. Хотя такое определение вряд ли
подойдет. Законы и правила типографики являются достаточно гибкими и необязательными для соблюдения, в отличие от законов, например, физики. Так что называть типографику наукой, наверное, не стоит. Так же часто типографику называют искусством построения композиции из шрифтов путем набора и верстки. Такое определение, наверное, подойдет больше. Но в этой статье мы рассмотрим типографику, не как на искусство или действие, а как руководство. Так что, определение типографики в этой статье будет следующим:
Типографика (typography) - свод законов, правил и норм оформления текста, основанных на изучении восприятия набора читателем, а так же на опыте и обобщенном мнении профессионалов набора.
Типографика полезна не только для грамотной верстки книг, газет и журналов. Она важна при создании печатной рекламы, дизайне сайта, баннера, наружной рекламы и многого другого. Знание и понимание типографики превращают текст в инструмент построения композиции. Делают его живым, придают характер и способность передать идею не только содержанием, но и графически.
Слайд 34Основные термины
Для того, чтобы понимать, о чем идет речь в
следующих статьях, давайте разберемся в некоторых терминах, которые будут встречаться
в дальнейшем. Если Вы работаете в дизайне не первый день, большинство этих терминов Вы уже слышали, однако, все равно стоит посмотреть определения, возможно, это сможет дополнить информацию, которой Вы обладаете:
Гарнитура - шрифт или несколько шрифтов, имеющих стилистическое единство начертания. Состоит из набора знаков (обычно - цифры, буквы, знаки пунктуации, сцецсимволы, но может состоять так же исключительно из неалфавитных знаков). Часто это понятие путают с понятием "шрифт", хотя шрифт - это определенное начертание знаков, в то время, как гарнитура определяет общее "семейство" шрифтов. Например, гарнитура "Times New Roman" состоит из обычного, курсивного, полужирного и множества других шрифтов этого семейства.
Кегль - высота буквы, включающая в себя нижние и верхние выносные элементы. Измеряется в типографских пунктах (обозначается как pt). Например, текст набранный 14 кеглем будет равен 14 pt по высоте. 1 типографский пункт равен 1/72 английского дюйма. Это примерно 0,352 миллиметра.
Интерлиньяж - межстрочный интервал. Расстояние между базовыми линиями соседних строк. Измеряется интерлиньяж в типографских пунктах.
Кернинг - расстояние между буквами. Основная суть кернинга - подбор различных интервалов между различными парами конкретных букв, для увеличения удобочитаемости. В программах верстки кернинг - изменение расстояния между буквами, задающееся в процентах. Может быть как отрицательным, так и положительным. При отрицательном кернинге буквы сдвигаются, при положительном - раздвигаются.
Трекинг - межбуквенные пробелы, применяемые к группе символов (слово, строка, абзац…). Трекинг служит для разрядки (осветления) или уплотнения (затемнения) набора, а так же для вгонки и выгонки слов (изменения числа набранных строк).
Рубрикация - система деления текста, при которой соподчиненные заголовки различного уровня выражают взаимосвязь и соподчиненность возглавляемых ими частей (рубрик, глав, разделов, подразделов).
Графема - базовая форма знака, помогающая отличить этот его от любого другого осмысленного знака, вне зависимости от художественных особенностей исполнения. Графема, как правило, определяет единицу текста. Например, базовая форма (графема) буквы "А" позволяет отличить ее от буквы "Б" вне зависимости от того, какой гарнитурой она набрана.
Глиф - конкретное графическое исполнение графемы. Если в тексте используется несколько глифов для одной и той же графемы (например, в зависимости от контекста), такие глифы называются аллографами друг друга.
Слайд 35Виды чтения:
Сплошное чтение - долгое спокойное размеренное чтение длинного связного
текста.
Выборочное чтение - чтение отрывками. Так читают, чтобы найти в
тексте нужную информацию.
Характеристики шрифтов и текстов
И так, мы уже определились, что текст в рекламе играет существенную роль. Но различные тексты в различных видах рекламы имеют разное назначение. Текст в интернете, имеющий большой объем, статья в журнале или газете, длинное описание товара в каталоге предназначены для сплошного чтения. Текста в макете для наружной рекламы значительно меньше, и к нему необходимо привлечь внимание. Рекламный слоган, как правило, состоит из одной-двух фраз и предназначен для того, чтобы его запомнили.
Так как различные тексты имеют различное назначение, то и значимость каких-либо характеристик этих текстов и шрифтов для их набора различна. Какие-то характеристики являются наиболее важными для одних текстов, какие-то - для других. Речь идет о таких характеристиках, как:
Удобочитаемость - свойство текста и шрифтов для его набора, характеризующее легкость восприятия. Удобочитаемость важна в текстах, предназначенных для сплошного чтения. Графическое исполнение шрифтов, используемых для набора таких текстов, должно быть максимально привычным и нейтральным.
Стоит заметить, что удобочитаемость обеспечивается не только мерами типографики, но так же стилистики, семантики и прочими свойствами текста.
Заметность - Характеристика важная для текста, который мы хотим выделить. В отличие от удобочитаемого текста, заметный текст в первую очередь видят, и только потом читают. Сделать текст более заметным можно, оперируя цветом символов или фона, при помощи крупного кегля, акцидентного и/или выделительного шрифта.
Различимость - характеристика шрифта и текста, являющаяся важной для чтения в условиях пониженной видимости и/или за короткое время. Например, текстов в наружной рекламе. Различимость текста обеспечивается ясными, максимально отличающимися друг от друга формами букв, крупным кеглем и сильным контрастом цветов текста и фона.
Слайд 36Система ориентирования
Длинные связные тексты, предназначенные для сплошного чтения, читают долго,
спокойно и размеренно. Для ориентирования по нему достаточно номеров страниц
или url, если речь идет об интернете. Для текстов же, предназначенных для выборочного чтения Важным элементом является система ориентирования.
Система ориентирования - в типографике это система пиктографических и текстовых элементов, помогающая читателю находить в тексте нужную информацию (главу, страницу, абзац, строку). В книге - это рубрицация, навигатационный аппарат (колонтитулы, колонцифры и т.п.). В интернете так же используется гипертекстовые ссылки, пиктограммы.
Слайд 38Определение полиграфии
Полиграфия (от др. греческого polys - многочисленный и grapho
- писать) - отрасль промышленности, занимающаяся размножением текстовой и графической
информации, путем переноса заранее сформированного красочного слоя из какого-либо резервуара на воспринимающую поверхность (бумагу, картон, пластик и др.). К полиграфической продукции относятся книги, газеты, журналы, календари, буклеты, этикетки и прочее.
Технической основой полиграфии принято считать книгопечатание с помощью подвижных металлических литер, изобретенное немецким ремесленником Иоганном Гутенбергом в середине пятнадцатого века. В России книгопечатание основано в шестнадцатом веке Иваном Федоровым. В настоящее время существует 4 типа печати (высокая, плоская, глубокая и трафаретная печати) и множество разновидностей этих типов печати (такие, как офсетная печать, флексография, шелкография, тампопечать, цифровая печать, теснение и т.д.).
Процесс тиражирования полиграфической продукции можно разделить на три стадии: предпечатная подготовка (подготовка макета, печатных форм, приладка, в прошлом - набор текста из литер), печать изделия и послепечатную обработку (обрезка под формат, биговка, фальцовка, брошюровка и прочее).
Слайд 39Роль полиграфии в рекламе и рекламы в полиграфии
Полиграфия играет огромную
роль в рекламе. Многие ошибочно думают, что с развитием информационных
технологий полиграфическая продукция ушла на задний план, ведь хранить и передавать информацию в электронном виде значительно проще и дешевле. Это не так. Да, печатный каталог заказать намного сложнее и дороже, чем электронный, да стало меньше газет и журналов, да многие читают книги с дисплеев электронных устройств, но полиграфическое производство просуществовало много веков и без боя не сдастся. У входов в метро, у супермаркетов и на выставках не будут раздавать лазерные диски. Их никто даже не вставит в CD-привод. На столбах и в подъездах не будут вешать ЖК мониторы, потому что их, попросту, унесут. И по той же причине не будут класть ноутбуки в холлах отелей, парикмахерских и бизнес центров. Печать листовки обходится значительно дешевле, чем стоит флеш-носитель информации. Да и на тот же флеш-носитель можно нанести изображение или надпись. Так что полиграфия не умирает. Она продолжает играть значимую роль в рекламе. Появляются новые печатные рекламные материалы, новые способы печати, более современное оборудование.
Печатная реклама впервые появилась в Англии в 1478 году. И с тех далеких пор полиграфия и реклама развивались вместе.
В настоящее время рекламная продукция - один из основных доходов типографий. Реклама в полиграфии занимает значимое место, так же, как и полиграфия в рекламе.
Печатная продукция важна как в BTL так и в ATL. Полиграфическая реклама - это буклеты, каталоги, листовки, этикетки, упаковка, стикеры, воблеры, ценники и многое другое. Сегодня существуют сотни наименований печатной рекламной продукции.
В разделе "полиграфия" Желтого Слона представлены различные обучающие материалы на тему полиграфии, а так же справочная информация и интересные факты, связанные с полиграфическим производством.