Слайд 1Актуальные проблемы девиантного поведения
несовершеннолетних и молодежи
Часть 2. Психолого-педагогическая
Тема 5. Психологические аспекты проблематики в научных исследованиях российских ученых
и за рубежом
В психологии обсуждаются традиционные причины девиантного поведения :
нарушения в становлении, формировании и развитии личности (А.Е. Личко, B.C. Мухина, А.В. Петровский, Л. Пожар, X. Ремшмидт, Т.П. Шилова), в деятельностной линии онтогенеза* (Д.Б. Эльконин, М.Ю. Кондратьев);
влияние социокультурных особенностей (Л.Б. Филонов), образа жизни семьи и семейных отношений — детско-родительских, детско-детских, родительских;
Слайд 2Традиционные причины девиантного поведения
(продолжение) :
нарушения в становлении, формировании и
развитии личности характерологических и личностных изменений, обусловленных взаимодействием с окружением
(А.Бандура, М.И. Буянов, А.И. Захаров, М.И. Лисина, А.Е. Личко, Г.М. Миньковский, В.А. Петровский, Т.Н. Счастная; Ю. Хямяляйнен, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.);
выраженное протекание подросткового кризиса (Ф.Дольто, Л.С. Сагатовская, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Филонов, Э. Эриксон);
членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых группах антисоциальных норм (А.В. Петровский, М.В. Розин).
Слайд 3Современные факторы девиантного поведения
влияние средств массовой информации, низкопробной кинопродукции
(особенно западных боевиков),
пропаганда сексуальной распущенности (М.В. Цилуйко);
воздействие мира
компьютерных игр (О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина, М. Лукьяненков);
размывание понятия благородства,
распад соседства как освобождение от неформального социального контроля по месту жительства (В. Абрамкин, В. Чеснокова).
Слайд 4Виды девиации
Первичная – ненормативность (в силу ряда причин: конституциональные факторы,
социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли,
противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и /или / преодоления трудностей);
Вторичная - как подтверждение ненормативности и утверждение собственно девиантного поведения.
Слайд 5Важнейший фактор такого развития
— девиантные сверстники
Наличие девиантной группы:
облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова;
обеспечивает психологическую поддержку
и поощрение за участие в таких действиях;
уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей.
Слайд 6Причинный комплекс отклоняющегося поведения детей:
1) стремление получить сильные впечатления;
2) заболевания ребенка;
3) повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;
4)
неблагополучная ситуация в семье;
5) стремление к самостоятельности и независимости;
6) недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями;
7) отставание в учебе;
8) пренебрежение со стороны сверстников;
9) непонимание взрослыми трудностей детей;
10) недостаточная уверенность ребенка в себе;
11) отрицательная оценка взрослыми способностей детей;
12) стрессовые жизненные ситуации;
13) напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей);
14) примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые из СМИ;
15) чрезмерная занятость родителей;
16) конфликты с родителями;
17) обилие запретов со стороны родителей (педагогов);
Слайд 7Причинный комплекс отклоняющегося поведения детей (продолжение):
18) постоянные нарекания, брань
в семье;
19) слабость интеллектуальной сферы ребенка;
20) повышенная коммуникативность
детей;
21) низкий уровень эмоционально-волевого контроля у детей;
22) одиночество, непонимание другими;
23) излишний контроль, авторитарность родителей (педагогов);
24) неспособность детей сопротивляться вредным влияниям;
25) генетическая предрасположенность;
26) неравномерность психофизического и полового созревания;
27) отсутствие навыков социального поведения;
28) снижение культуры, интеллектуального уровня;
29) масса свободного времени;
30) скука, «просто так»;
31) желание обратить на себя внимание;
32) неполные семьи;
33) экономическая нестабильность;
34) влияние улицы.
Слайд 8Причины подростковой и юношеской девиантности:
социального и психологического характера;
связанные
с возрастными кризисами;
связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами.
Известна
и ныне популярна точка зрения И.А. Невского о том, что отклонения у подростков вызваны не какими-то жесткими личностными конструктами, а некими особенностями, предрасполагающими к формированию тех или иных девиантных или делинквентных элементов в поведении.
Слайд 9Личностные особенности подростка
с девиантным поведением:
негативная психическая напряженность;
акцентуированная готовность
к риску;
психическая ригидность;
выраженная ориентация на нормы девиантной подростковой
группы;
непредсказуемость поведения;
высокая агрессивность.
Слайд 10Причины девиантного поведения
противоречия социально-экономического и политического развития;
индивидуальная социально-психологическая
дезадаптация с кризисом духовности;
Особенности, присущие девиантам подросткового возраста, и социальные
отклонения в поведении несовершеннолетних находятся в зависимости от социально-экономических факторов и психолого-педагогических аспектов, способствующих возникновению молодежного асоциального поведения.
Слайд 11Концептуальные подходы
к анализу и объяснению причин
В биологических, психологических, социологических
и культурологических концепциях причины происхождения отклоняющегося поведения объясняются либо с
точки зрения природы девиантной личности, либо с позиций отсутствия норм в социуме и девиантности субкультуры.
Возможно, правильнее всего при анализе причин учитывать сочетание факторов - обуславливающих отклоняющееся поведение, различных и взаимодополняющих, например, индивидных, психолого-педагогических, социально-психологических, личностных и социальных.
Слайд 12Наиболее продуктивный подход
По мнению большинства психологов и социологов, наиболее продуктивным
считается социально-личностный подход, основанный на использовании принципа дополнительности как взаимодействия
ситуативных и трансситуативных (личностных) факторов, объединяющих биологические, психологические и социальные причины девиаций.
Причем детерминирующими отклоняющееся поведение являются личностные факторы, а ситуативные играют роль модулятора, определяя вариативность проявления личностных особенностей (С.А. Белокобыльская, В.П. Емельянов, Я.Л. Коломинский, А.А. Реан, С.А. Тарарухин и др.).
Слайд 13Тема 6. Социально-психологический механизм девиаций
Механизм отклоняющегося поведения – это
взаимодействие психических процессов и состояний девианта с внешней средой, определяющее
выбор и реализацию девиантного варианта поведения из нескольких возможных.
Механизм конкретного поведенческого акта включает следующие элементы:
(1) мотивацию совершения поступка,
(2) планирование действий (если они умышленные),
(3) их реализацию (исполнение),
(4) последствие (постдевиантное поведение).
Слайд 14Механизм отклоняющегося поведения
(продолжение)
Многие исследователи к наиболее распространенным причинам происхождения девиантных
действий, явлений относят неблагоприятную социальную ситуацию развития ребенка и комплекс
его психологических свойств (особенности темперамента, характера личности), которые предрасполагают к девиациям (М.И. Буянов, А.И. Захаров, А.Е. Личко, Л. Пожар и др.).
Именно это сочетание - неблагоприятную социальную ситуацию развития ребенка и комплекс его психологических свойств - в криминальной психологии рассматривается как механизм преступного поведения (В.Ф. Пирожков).
Слайд 15Механизм отклоняющегося поведения
(продолжение)
Деформация личности в результате нарушенных социальных отношений с
взрослыми и сверстниками является другим механизмом отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Отклоняющееся
поведение подростков часто сопряжено с определенным окружением и типом ситуаций, отмечает X. Ремшмидт, считая регулятором поведения человека его личностные качества.
Заметим, что личностные деформации (искажение интересов, потребностей, ценностных ориентаций) не обязательно реализуются в антиобщественную мотивацию и в преступное поведение.
Так, сверхбогатства можно достичь вполне законной деятельностью, хотя и девиантной (аморальной).
Слайд 16В психологии девиантного поведения выделяют
типично подростковые девиации:
пиромания*, дромомания**, гебоидное***
поведение, дисморфомания ****
(В.Л. Гиндикин, В.А. Гурьева, В.Я. Семке, С.А.
Суханов),
а также распространенные среди несовершеннолетних
делинквентные действия:
наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспорта, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аутоагрессивное***** поведение, сверхценные увлечения
(В.Г. Василевский, Н.В. Вострокнутов, Т.А. Донских, Ц.П. Короленко, С.А. Кулаков);
Примечания
* болезненное влечение к разжиганию огня (греч. pyr);
** импульсивное влечение к перемене мест (греч. dromos путь + mania).
*** гебоид (heboidum; hëbë половая зрелость, eides вид) – личность с преобладанием низших влечений (при шизофрении, психопатии и др.)
**** дефект формирования, связанный с болезненным влечением к изменению внешнего вида (от греч. dys –нарушение, + morphe – вид, форма).
***** аутоагрессия (греч. autos сам) – самоагрессия, или непроизвольная агрессия.
Слайд 17Акцентуации характера (лат. accentus ударение;
чрезмерно выраженные черты характера, крайний вариант
нормы)
Анализ и обработка данных с позиций психиатрии свидетельствует, что среди
основной массы осужденных за различные преступления правонарушителей преобладают лица, имеющие следующие акцентуации характера: эмоционально-неустойчивые (36%), эпилептоидные (28%), гипертимные (16%), истероидные (15%0, астенические (5%).
Несмотря на такое различие качественного состава акцентуированных преступников, исследователи (Л.Г. Горшенин) утверждают, что корреляция акцентуаций их характера и совершенных ими преступлений происходит в большинстве своем не по видам, а по механизму преступления.
Слайд 18Проблема инициации, или ритуала перехода
Инициация не мыслима вне группы, ибо
только группа является носителем ведущего мифа, только через вхождение в
группу индивид приобщается к знанию, культуре, осознает себя.
Поскольку феномен инициации встречается во всех культурах, начиная с глубокой древности, выступая неотъемлемой частью становления личности, решая определенные психосоциальные задачи, то уже самим фактом столь долгого и повсеместного существования он заслуживает внимания и в психотерапевтическом плане.
Игнорирование феномена инициации способствует широкому распространению негативных общественных явлений :
импульсов слепого разрушения (агрессивность) и
саморазрушения (суицидальность),
неприятия окружающей действительности:
пассивного - депрессивно-невротические состояния, наркомания, пьянство, табакокурение;
активного - уход в современные мифологемы, делинквентное поведение, психотические состояния.
Слайд 19Тема 7. Педагогические методы и издержки воздействия на отклоняющееся поведение
несовершеннолетних и молодежи
Виды (разновидности, формы) девиантного поведения:
асоциальное, антисоциальное,
делинквентное,
аддитивное (синергичное),
аддиктивное* (гэмблинг – азартные игры),
суицидальное,
фанатичное,
конформистское и др.
Модели девиантного поведения могут быть на ситуационном, средовом и персональном (индивидуальном) уровнях
Примечание. * Аддиктивное поведение, по определению Короленко и Сигала (1991), характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния.
Слайд 20Социальный контроль
(выражается в стремлении большинства воспрепятствовать девиантному поведению, наказать
или вернуть "в строй«)
Методы социального контроля: изоляция, обособление и
реабилитация.
Типы неформального социального контроля: социальное поощрение, наказание, убеждение и переоценка норм.
Основные механизмы социального контроля:
1) собственно контроль, осуществляемый извне в т.ч. путем наказаний и иных санкций;
2) внутренний контроль, обеспечиваемый интериализацией социальных норм и ценностей;
3) косвенный контроль, вызванный идентификацией с референтной законопослушной группой;
4) «контроль», основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.
Слайд 21Стратегия социального контроля:
замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общественно
полезными и/или нейтральными;
направление социальной активности в общественно одобряемом, либо нейтральном
русле;
легализация (как отказ от уголовного или административного преследования) «преступления без жертв» (гомосексуализм, проституция, бродяжничество, потребление алкоголя, наркотиков);
создание организаций (служб) социальной помощи: суицидологической, наркологической, геронтологической;
реадаптация и ресоциализация лиц, оказавшихся вне общественных структур;
либерализация и демократизация режима содержания в учреждениях уголовно-исполнительной системы (тюрьмах, колониях) при отказе от принудительного труда и сокращении доли этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности;
безусловная отмена смертной казни.
Методы профилактического воздействия:
убеждение, принуждение и стимулирование.
Слайд 22Тема 8. Новые подходы в педагогике и психологии, связанные с
отклоняющимся поведением несовершеннолетних и молодежи
Рекомендуем обратить внимание на современные трактовки
основных понятий: социальная или личностная патология, существенное отклонение от ожидаемого поведения, социальная практика и социальный контроль, социализация, десоциализация и ресоциализация, профилактика и превенция, превентолог в образовательном учреждении, педагог-психолог-конфликтолог; психолог-консультант по правам ребёнка, практический психолог в организации и др.
Отклоняющееся поведение - результат неблагоприятного социального развития: нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах. Особый пик таких нарушений приходится на подростковый возраст, так называемый маргинальный переходный период от детства к зрелости.
Подростки от 11 до 16 лет составляют до 2/3 рассматриваемых на комиссии по делам несовершеннолетних.
Слайд 23Роль превентивной психологии
Для превентивной психологии, центральной задачей которой является
исследование генезиса и природы отклоняющегося поведения, важным оказывается выявление особенностей
процесса социализации ведущих социально-психологических механизмов, способов, институтов социализации на разных возрастных этапах и в первую очередь в маргинальный переходный период.
Слайд 24Основные типы стратегии исследования
(используемые психологами для изучения девиантов):
Изучение клинических
случаев, - в клинической медицине часто используют метод анамнеза с
целью диагностики и лечения людей, имеющих психологические проблемы. Изучением анамнеза, или историей болезни, называют детальное изучение поведение отдельного человека в течение продолжительного времени.
Корреляционный анализ, - метод дает количественную оценку степени зависимости - соответствия одной переменной значениям другой переменной, и направление этой зависимости - прямая или обратная зависимость. Коэффициент корреляции (известен как коэффициент линейной корреляции по Пирсону).
Формальные эксперименты, - экспериментальный метод. Так, эксперимент подтвердил, что люди, находящиеся в тревожной ситуации, предпочитают присоединиться (потребность в аффилиации) к группе - к таким же «страдающим», как они сами. «На миру и смерть красна» (Does misery love company?).
Слайд 25Разные вопросы требуют различных стратегий
В отечественной и зарубежной психологии
Рассматриваются
различные типы (разновидности) девиантного поведения, выделенные с учетом особенностей взаимодействия
индивида с реальностью, механизмами возникновения поведенческих аномалий (Г. Беккер, В.Г. Степанов), а также особый тип девиаций, обусловленный гиперспособностями (К.К. Платонов).
Приводятся формы, включающие в себя клинические проявления отклонений от нормы, — делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое, на базе застенчивости (В.Д. Менделевич).
Слайд 26Трактовка аддиктивного поведения
Под аддиктивным поведением понимают одну из форм деструктивного
поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем
изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем (алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества и др.) изменить свое психическое состояние, что создает иллюзию безопасности, восстановления равновесия.