Слайд 1Лекция 2 Эволюция ГИС и сфера их применения
Слайд 2
2.1 Исторические периоды развития ГИС
В истории развития геоинформационных систем выделяют
четыре периода:
Новаторский период (поздние 1950-е – ранние 1970-е гг.). Исследование
принципиальных возможностей, пограничных областей знаний и технологий, наработка эмпирического опыта, первые крупные проекты и теоретические работы.
Период государственного влияния (ранние 1970е - ранние 1980е гг.). Развитие крупных геоинформационных проектов, финансируемых государством, формирование государственных институтов в области геоинформатики, снижение роли и влияния отдельных исследователей и небольших групп.
Слайд 3
3) Период коммерческого развития
(ранние 1980-е – настоящее время). Широкий рынок разнообразных программных средств,
развитие настольных ГИС, расширение области их применения за счет интеграции с базами непространственных данных, появление сетевых приложений, появление значительного числа непрофессиональных пользователей.
4) Пользовательский период (поздние 1980-е – настоящее время). Повышенная конкуренция среди коммерческих производителей геоинформационных технологий услуг дает преимущества пользователям ГИС, доступность и "открытость" программных средств позволяет использовать и даже модифицировать программы, появление пользовательских "клубов", телеконференций, территориально разобщенных, но связанных единой тематикой пользовательских групп, возросшая потребность в геоданных, начало формирования мировой геоинформационной инфраструктуры.
Слайд 4
2.2 Организации, проекты и исследователи, сыгравшие ключевую
роль в развитии ГИС
1 Первый крупный успех ГИС – разработка
и создание Географической Информационной Системы Канады, предназначенной для изучения сельскохозяйственных земель.
Создатели ГИС Канады внесли следующие новшества:
– использование сканирования для автоматизации процесса ввода геоданных;
– расчленение картографической информации на тематические слои и разработка таблиц атрибутивных данных, что позволило разделить файлы геоинформации о местоположении объектов и файлы, содержащие тематическую (содержательную) информацию об этих объектах;
– функции и алгоритмы оверлейных операций с полигонами, подсчет площадей и других картометрических показателей.
Слайд 52 В конце 60-х Бюро переписи США разработало специальный формат
представления картографических данных GBF-DIME (Geographic Base File, Dual Independent Map
Encoding).
В этой разработке впервые был широко использован топологический подход к организации управления географической информацией, содержащий математический способ описания пространственных взаимосвязей между объектами.
Формат GBF-DIME позже трансформировался в TIGER. Карты в формате GBF-DIME в течение 70х годов были сформированы для всех городов Соединенных Штатов. Эту технологию по сегодняшний день использует множество современных ГИС.
Слайд 63 В начале 1980-х годов был реализован знаменитый ARC/INFO, который
воплотил идею о раздельном внутреннем представлении геометрической (графической) и атрибутивной
информации.
Для хранения и работы с атрибутивной информацией в виде таблиц (INFO) был успешно применен формат стандартной реляционной системы управления базами данных, а для хранения и работы с графическими объектами в виде дуг (ARC) было разработано специальное программное обеспечение.
ARC/INFO стал первым программным пакетом ГИС, который эффективно использовал пользовательские качества персональных компьютеров.
Слайд 74 В 1994 году для неограниченного бесплатного пользования был открыт
ArcView 1 for Windows.
Насыщение рынка программных средств для ГИС
резко увеличило область применения ГИС-технологий. Это потребовало существенных наборов цифровых геоданных, а также наличия специалистов по ГИС.
Старейшие компании, основанные в 1969 году, которые являются и по сей день крупнейшими разработчиками ГИС – это ESRI и Intergraph. Эти две компании являются производителями самых популярных в США и в мире геоинформационных систем – вместе они производят ровно половину ГИС, используемых в США. Начиная с 90-х гг. прошлого столетия, эти фирмы активно осваивают российский рынок ГИС.
Слайд 91. Анализ транспортных сетей
Поддержка задач логистики, поиск оптимальных маршрутов, планирование,
прокладка и эксплуатация, анализ и оптимизация загрузки…
Слайд 10
2. Изучение природных ресурсов
Трехмерная структура с данными по скважинам
Слайд 113. Изучение загрязнения среды обитания
Слайд 135. Бизнес – анализ
Выбор пункта обслуживания по
критерию расстояния от
дома
Анализ прибыльности торговых точек и активности конкурентов
Выбор
мест для расширения деятельности
Слайд 168. Анализ коридоров и зон радарной видимости