Слайд 1Диагностика и экспертиза образовательной среды
Тарасенко Н.Н.
Слайд 2План
Проблема человек и среда в психологии
Образовательная среда
Слайд 3Человек и среда в психологии
Среда человека состоит из совокупности природных
(физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять на
жизнь и деятельность людей прямо или косвенно.
среда заключает в себе возможности, которые могут стать реальностью при условии активности человека (Грейс Крайг)
К. Левин считал, что события в психологической среде могут вызывать изменения в физическом мире, и наоборот; такое же взаимовлияние существует и между психологической средой и человеком.
Слайд 4В отечественной психологии
связь человека с социальной средой соотносится с проблемой
становления человека как личности (Л. С. Выготский, Д. А. Брудный,
Д. А. Леонтьев, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.).
Л.С.Выготский: культурно-историческая концепция развития ребенка. Закон развития высших психических функций: индивидуальные психологические способности первоначально существуют вовне, в социальной форме и лишь затем индивид осваивает их, «переносит» внутрь. Субъект и среда рассматриваются в единстве. Переживание – единица, объединяющая субъекта и среду
Слайд 5Образовательная среда
Под средовым подходом в воспитании понимается система действий со
средой, обеспечивающих ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования
воспитательного результата
Образовательную среду можно рассматривать как подсистему социокультурной среды, как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций и как целостность специально организованных педагогических условий развития личности ученика.
Слайд 6В.И.Панов. Образовательная среда:
совокупность возможностей для обучения учащихся, а также проявления
и развития их способностей и личных потенциалов;
средство обучения и развития.
Если учащийся сам выбирает или выстраивает для себя образовательную среду, то тогда он становится субъектом саморазвития, а образовательная среда — объектом выбора используемых средств;
как предмет проектирования и моделирования: сначала образовательная среда теоретически проектируется, а затем моделируется в соответствии с целями обучения, особенностями контингента детей и условиями школы;
как объект психолого-педагогической экспертизы и мониторинга, необходимость которого диктуется постоянной динамикой образовательной среды.
Слайд 7Социокультурная образовательная среда. Уровни:
глобальный — мировые тенденции развития культуры, экономики,
образования и т. д.;
региональный — образовательная политика, система образования, образ
жизни в соответствии с национальными и социальными нормами, ценностями, обычаями и традициями, СМИ и т.д.
локальный — образовательное учреждение (его микрокультура и микроклимат), ближайшее окружение ребенка, семья.
Слайд 8Климов Е.А. Структура образовательной среды
1. Социально-контактная часть среды, которая включает:
личный
пример окружающих, их культуру, опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения
(сотрудничества, взаимопомощи, господства и т. п.);
учреждения, организации, группы их представителей, с которыми человеку реально приходится взаимодействовать;
«устройство» своей группы и других коллективов, с которыми контактирует человек (наличие выделившихся по тем или иным основаниям «лидеров», «отстающих» и т. д.), реальное место данного человека в структуре своей группы, Включенность его в другие группы и группировки, уровень защищенности его в данном коллективе от различного рода посягательств.
Слайд 9Климов Е.А. Структура образовательной среды
2. Информационная часть среды включает:
правила внутреннего
распорядка, устав учебного заведения;
традиции данного сообщества, фактически принятые нормы отношения
к людям, их мнениям;
правила личной и общественной безопасности;
средства наглядности, любые идеи, выраженные в той или
иной форме;
требования, приказы, советы, пожелания и т. д., т. е. пер-
сонально адресованное воздействие.
Слайд 10Климов Е.А. Структура образовательной среды
3 Соматическая часть среды по отношению
к психике чело-
века составляет собственное тело и его состояния.
4 Предметная
часть среды:
материальные условия жизни, учебы, работы, быта;
физико-химические, биологические, гигиенические усло-
вия (микроклимат и т. д.
Слайд 11В.А.Ясвин. Эколого-психологический подход
1) субъекты образовательного процесса, т.е. учащиеся, пре-
подаватели, родители,
администрация;
2) социальный компонент образовательной среды, который
определяется особой, присущей именно данному
типу культуры
формой детско-взрослой общности;
3) пространственно-предметный компонент образовательной
среды, включающий предметно-архитектурную среду,
окружающую учеников и учителей;
4) технологический, или психодидактический,
компонент образовательной среды, в который входят
содержание общественного процесса, осваиваемые ребенком
способы действий, организация обучения.
Слайд 12Компоненты образовательной среды:
Популяция (социальная среда)
Пространственно-предметный
Технология
Организация
Условие может стать возможностью, а может
и не стать
То, что переживаем – является средой
Слайд 13И.А.Баева. Подходы к оценке образовательной среды
Диагностический, состоит из пакета психодиагностических
методик, адресованных разным участникам образовательного процесса
Экспертный, включает набор оценочных суждений
как самих участников учебно-воспитательного процесса, так и независимых экспертов