Слайд 1Планирование на предприятия
ПСМИК
13-2
Цой Алексей
Слайд 2Группировка планов на стратегический, текущий и оперативный определяется по срокам получения
конечного результата. В зависимости от специфики планируемого объекта, сложности решаемых
задач, состояния внутренней и внешней среды предприятия период, на который составляется план, может измеряться днями, месяцами и годами. Однако содержание плановой работы в принципе при этом не меняется. План должен быть полным, комплексным, связанным воедино.
Интервал планирования — это заранее установленный период, необходимый для достижения конечного результата, предусмотренного планом.
Слайд 3В зависимости от специфики планируемого объекта, сложности решаемых задач, состояния
внутренней и внешней среды предприятия, период, на который составляется план,
может измеряться днями, месяцами и годами. В течение установленного планового периода по конкретным объектам должен быть выполнен весь комплекс работ — от начальных операций, необходимых для получения конечного результата, до полного окончания работ, завершающихся последней технологической и хозяйственной операцией. Так, например, план строительства жилого дома составляется на весь срок выполнения работ — от первого ковша грунта, вынутого экскаватором под фундамент дома, до сдачи и оплаты готового объекта потребителем.
Слайд 4Объективная потребность учета в плане всего объема работ по объектам
без каких-либо изъятий вытекает из самого способа организации современного производства, отличающегося:
пооперационной
синхронизацией работ, позволяющей без излишних потерь средств и времени достигать конечного результата;
безостановочным обеспечением протекающих процессов комплексом ресурсов (материальных, трудовых и финансовых), необходимых для последовательного выполнения планового задания;
организацией всестороннего контроля и регулирования хода выполнения исполнителями планового задания.
Слайд 5Период, на который разрабатывается план, а также функциональное количество частей
(разделов) плана предприятия, их названия различаются в зависимости от размера предприятия, его отраслевой
принадлежности и сложившихся традиций. В частности, на малом предприятии отсутствуют цеховые планы, как правило, не разрабатываются стратегические планы, финансовое планированиесовмещается с бухгалтерским учетом и отчетностью, кадровое обеспечение в форме оперативной работы сохраняется в ведении руководителя.
Слайд 6Оперативное планирование
Оперативное планирование является завершающим этапом планирования на предприятии. Оно
конкретизирует и детализирует производственную программу в течение декады (10 дней),
недели, суток и смены, обеспечивает своевременное доведение до подразделений плановых заданий, а также выполняет координирующую функцию, обеспечивая слаженную работу всех подразделений предприятия.
Главной целью оперативного планирования является обеспечение равномерного, бесперебойного производства продукции в заданных количествах и в установленные сроки при соответствии выпускаемых изделий стандартам качества продукции и при оптимальном использовании производственных мощностей.
Слайд 7В качестве основных функций оперативно-производственного планирования можно выделить следующие:
разработка календарно-плановых
нормативов производства (длительность производственного цикла, величина заделов, размер партий и
т.п.);
объемные расчеты загрузки оборудования и площадей;
составление оперативных программ основных производственных и заготовительных цехов;
оперативный управленческий учет и контроль выполнения оперативных программ;
оперативное регулирование хода производства, своевременное выявление отклонений от плана, разработка и реализация мер по их устранению.
Слайд 8В зависимости от содержания и сроков действия оперативное планирование подразделяется
на два вида: календарное и текущее. Эти два вида оперативного
планирования производятся экономистами - менеджерами и специалистами плановых и производственных отделов и цехов предприятия.
Слайд 9Стратегическое планирование
Система планирования производственной и сбытовой деятельности любого предприятия включает
три тесно взаимосвязанные подсистемы стратегического, текущего и оперативного планирования.
Цель разработки
стратегии развития предприятия заключается в выявлении главных направлений дальнейшего его развития на основе максимального использования научно-технического, производственного и кадрового потенциала. Стратегическое планирование, как правило, включает разработку долгосрочных планов, рассчитанных на 10-15 лет. При разработке долгосрочных планов определяются главные направления, по которым будет развиваться предприятие, устанавливаются содержание и последовательность выполнения важнейших организационно-экономических и технических мероприятий, обеспечивающих достижения поставленных главных целей. Стадии процесса стратегического планирования предприятия, ориентированного на рынок, представлены на рис. 16.1. Процесс стратегического планирования предприятия начинается с определения цели предприятия, его положения в деловой среде с помощью портфельного анализа сфер деятельности.
Слайд 10Важная часть процесса стратегического планирования - выработка целей для существующих
и новых сфер деятельности. Следующая стадия - разграничение и анализ
рынков по сферам деятельности, определение сегментов рынка и основной концепции сочетания элементов маркетинга.
Важное место в процессе стратегического планирования предприятий занимает определение уровня стратегических сфер деятельности, включающее четыре стадии-стратегии: продуктовую, коммуникационную, ценовую, распределительную.
Слайд 11Процесс стратегического планирования предприятия, ориентированного на рынок, завершает маркетинговый контроль.
На
основе стратегического долгосрочного плана развития предприятия, рассчитанного на 10-15 лет,
разрабатываются перспективные планы развития на 5-10 лет.
На основе этих планов с учетом происшедших за тот или иной период изменений разрабатываются планы на год. Такие планы носят название текущих. В современных условиях наиболее актуальный вид текущего планирования, учитывающий как действующие сферы функционирования предприятия, так и новые сферы, -бизнес-план.
Слайд 12Текущее планирование
Следует сказать, что плана развития предприятия, строго регламентированного по
разделам, не существует. Исходя из практики работы предприятий и рекомендаций
ряда авторов в план развития рекомендуется включать следующие разделы:
1 план производства продукции (производственная программа);
2 план по маркетингу;
3 план научных исследований и разработок;
4 план инвестиций и капитального строительства;
5 план по внешнеэкономической деятельности;
6 план материально-технического обеспечения;
7 план по труду и персоналу;
8 план по издержкам производства и реализации продукции;
9 финансовый план;
10 план природоохранных и экологических мероприятий.
Слайд 131. Центральный раздел плана развития предприятия - план производства продукции (производственная программа),
в котором устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в
натуральном и стоимостном выражении, предусматривается дальнейшее повышение качества продукции. Для определения объема продукции в стоимостном выражении используются показатели реализуемой, товарной и валовой продукции. Существенное место в разделе занимает планирование специализации, кооперирования и комбинирования промышленного производства.
2. План по маркетингу - относительно новый раздел плана развития. В нем приводится прогноз развития целевого рынка, определяются наиболее значительные преимущества и существенные недостатки деятельности предприятия на этом рынке, выявляются основные проблемы, требующие неотложного решения. В плане формулируются основные виды используемых предприятием маркетинговых стратегий: диверсификация, т.е. расширение номенклатуры продукции, производимой предприятием; более глубокая сегментация рынка; масштабы и темпы расширения деловой активности и др. Раскрываются различные аспекты выбора ценовой стратегии для конкретных условий производства и сбыта продукции. В плане также содержатся мероприятия по проведению рекламы.
Слайд 143. Важная часть плана развития предприятия - план научных исследований и
разработок. Он включает мероприятия по научно-исследовательским работам, освоению производства новых
видов продукции, внедрению прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, научной организации труда.
Большое значение в современных условиях приобретает внедрение вычислительной техники. В плане развития науки и техники предусматриваются важнейшие мероприятия по созданию автоматизированных систем управления; концентрации средств вычислительной техники на важнейших объектах; увязке проводимых мероприятий. Неотъемлемая часть этого раздела - планирование стандартизации и метрологического обеспечения.
Слайд 154. План инвестиций и капитального строительства предусматривает вложения в строительство
новых, расширение и реконструкцию действующих предприятий, строительство и расширение цехов
и объектов на действующих предприятиях, техническое перевооружение действующего производства - модернизацию оборудования, замену устаревшего оборудования новым, более производительным, совершенствование технологии производства, механизацию и автоматизацию производственных процессов. Основные показатели плана: объем требуемых инвестиций, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей, отдельных объектов и сооружений производственного назначения; прирост производственных мощностей на действующих предприятиях в результате их технического перевооружения и осуществления организационно-технических мероприятий; объем капитальных вложений и строительно-монтажных работ; объем незавершенного производств
Слайд 165. Каждое предприятие в той или иной форме может осуществлять внешнеэкономическую
деятельность. Планирование этой деятельности происходит в соответствующем разделе плана развития
предприятия - плане внешнеэкономической деятельности. Формами такой деятельности могут быть: внешняя торговля; международное инвестиционное сотрудничество; международное перемещение трудовых ресурсов; международное производственное сотрудничество; валютные и финансово-кредитные операции. По нашему мнению, наиболее перспективно международное производственное сотрудничество. Оно включает передачу лицензий на использование прав, продажу и покупку комплектующих деталей, узлов и изделий, совместное проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создание совместных предприятий, осуществление кооперации между предприятиями и пр.
Слайд 176. План материально-технического обеспечения - это система материальных расчетов, отражающих
производство и потребление важнейших видов промышленной продукции, планов их реализации.
Потребности производства в материальных ресурсах, их распределение и использование должны определяться на основе прогрессивных, технически обоснованных норм расхода сырья, материалов, топлива и энергии, а также научно обоснованных нормативов использования оборудования, машин, механизмов. План материально-технического обеспечения разрабатывается с расчетами по снижению удельных расходов сырья, материалов, топлива, энергии.
Слайд 187. При разработке плана по труду и персоналу главная задача - предусмотреть
систематическое повышение производительности труда как основного условия увеличения объема производства
и повышения его эффективности. Показатель производительности труда рассчитывается как годовая выработка нормативно-чистой, товарной (валовой) продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного среднесписочного работника промышленно-производственного персонала. Другой важный показатель этого раздела - фонд заработной платы. Здесь же рассчитывается и средняя заработная плата работников. Для определения потребности предприятий в рабочей силе разрабатывается балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения.
Слайд 198. Все разделы плана развития предприятия тесно взаимосвязаны. Обобщающим разделом
плана, где находят отражение результаты предыдущих разделов, является план по
издержкам производства и реализации продукции. При его разработке ставится задача максимального повышения эффективности производства, наиболее рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Непосредственная цель планирования себестоимости - экономически обоснованное определение затрат на производство, необходимых для изготовления предусмотренной планом продукции, а задача планирования прибыли - исчисление дохода, получаемого в результате производственной и иной деятельности. План по издержкам составляется на основе плана производства и реализации продукции, научных исследований и разработок и других разделов.
Слайд 209. В финансовом плане устанавливаются важнейшие финансовые показатели: расчет потребности
в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости;
взаимодействие предприятия с государственным бюджетом; создание и использование основных производственных фондов, задание по прибыли. Важная часть финансового плана - кредитный план.
10. Важное значение для предотвращения загрязнения окружающей среды, а также рационального использования природных ресурсов имеет заключительный раздел плана развития предприятия - план природоохранных и экологических мероприятий, включающий такие направления, как охрана и рациональное использование водных ресурсов, охрана воздушного бассейна, охрана и рациональное использование земель, охрана и рациональное использование минеральных ресурсов. Этот план предусматривает широкое внедрение малоотходных и безотходных технологических процессов, развитие комбинированных производств, обеспечивающих полное и комплексное использование природных ресурсов, сырья и материалов, исключающих или существенно снижающих вредное воздействие на окружающую среду.