Слайд 1АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМИ АГЛОМЕРАЦИЯМИ
Москва, 26 апреля 2012 г.
Н.Б. КОСАРЕВА
президент
фонда «Институт экономики города»
Слайд 2Источники: данные Госкомстата РФ, расчеты авторов
Городские агломерации России в 2007
г. (по П.Поляну и Т.Вавиловой)
Всего в России от 50 до
100 ГА
Унифицированная методика делимитации:
всего – 52 крупногородские ГА
83% ГА – в Европейской России;
в 25 субъектах федерации ГА нет
большинство городов людностью более 300 тыс. чел. – ядра ГА
Слайд 3Специфика российских агломераций
Влияние эпохи плановой экономики (многие крупные города фактически
являются агломерациями – Тольятти, Пермь, Брянск)
Формирование агломераций в условиях депопуляции
Проблема
моногородов
Процессы субурбанизации и джентрификации идут одновременно
Особенности российской бюджетной системы и межбюджетных отношений (низкая роль налогов на недвижимость)
Слайд 4Правило Ципфа («ранг – размер»)
Слайд 5Экономика города против «традиционных административных методов» управления агломерациями
«Ускользающая реальность»
Конфигурация эффективного
объединения усилий по разным проблемам – разная
Отсутствие конкуренции снижает эффективность
Многие
проблемы только усугубляются (одна большая монополия вместо трех маленьких)
Издержки управления системой большего размера, отдаление от интересов местных сообществ
Многие интересы и конфликты перестают быть представлены публично, но при этом не исчезают
Слайд 6Основные направления эффективного управления агломерациями
Повышение эффективности управления инфраструктурой
Инженерная инфраструктура (транспортная,
коммунальная и др.)
Инфраструктура жизнедеятельности и гостеприимства
Бизнес – инфраструктура
Общегородская и «площадочная»
инфраструктура
Повышение эффективности общественного управления
Повышение роли координационных инструментов и согласительных процедур как элементов планирования и управления
Использование «мягких» горизонтальных инструментов управления: координация, согласование
Гибкие формы делегирования полномочий по территориальному планированию и развитию инфраструктуры надмуниципальным / региональным органам управления (советы по транспорту и т.п.)
Слайд 7Повышение эффективности управления инфраструктурой
Координация стратегических документов городского развития и документов
территориального планирования
Программы развития транспортной и коммунальной инфраструктуры должны соответствовать
планам реализации документов территориального планирования
Программы развития отдельных инфраструктур должны быть скоординированы между собой
в рамках программ регионального и муниципального развития
в рамках программ развития агломерации
Слайд 8Повышение эффективности общественного управления: модели управления развитием агломераций
Одноуровневые модели:
Унитарная
модель - ГА как единое муниципальное образование
Договорная модель - ГА
как совокупность муниципальных образований
Двухуровневые модели:
Муниципальное и надмуниципальное управление
Государственно-муниципальное управление
Слайд 9Традиционные функции уровней в двухуровневой модели
Планирование
Инвестиционная политика
Управление транспортом
Социальная поддержка
населения
Утилизация отходов
Культура (частично)
Среднее образование
Благоустройство и рекреация
Сбор отходов
Пожаротушение
Сбор большей части
налогов
Налоговая политика – инструмент выравнивания
финансовой обеспеченности территорий внутри ГА
Слайд 10Договорная модель управления ГА в России
Законодательно допускается, но нормативно-правовая база
не проработана
Потенциально возможные формы:
Создание межмуниципальных хозяйственных обществ в форме ООО
(ст. 68 131-ФЗ)
Заключение межмуниципальных соглашений
Покупка услуг одними муниципалитетами у других
Совместное территориальное планирование
Слайд 11Красноярский опыт
Губернатор края и главы
администраций 7 муниципалитетов
ГА подписали соглашение
о
совместной реализации инвестпроекта
«Комплексное развитие Красноярской агломерации до 2020
года»:
Создание госпредприятия – корпорации «Красноярск – 2020»
Разработка и общественное обсуждение «Стратегии социально-экономического развития Красноярской агломерации до 2020 года»
Разработка комплексной Схемы территориального планирования Красноярской агломерации
Выбор формы управления ГА
Слайд 12Двухуровневая модель управления ГА в России
Надмуниципальная форма – в настоящее
время нет правовой базы
Государственно-муниципальная форма – через создание административных округов
(ст. 5 ФЗ-184):
высока популярность у региональных руководителей
опасность фактического огосударствления местного самоуправления
Слайд 13Модель управления Москвой в новых границах
Предсказуемость?
Комплексность?
Московская агломерация vs Москва в
новых границах (унитарная модель)?
Слайд 14Муниципальные образования в Москве
Муниципальные округа - 146
Городские округа – 2
(Щербинка, Троицк)
Городские и сельские поселения – 19
??? Муниципальные районы -
3 (Подольский, Нарофоминский, Ленинский )
Слайд 15Принципы разграничения полномочий
Межмуниципальный уровень
полномочие по формированию общей стратегии
социально-экономического развития
полномочия, выгоды от которых распространяются на всю территорию мегаполиса
Муниципальный уровень
полномочия, которые не нарушают прав других районов/муниципалитетов города
услуги, которые могут без ущерба для других предоставляться на территории одного муниципалитета
Слайд 16Практика разграничения полномочий
Париж – муниципалитет и департамент одновременно (уровень государственной
власти)
Децентрализуемые полномочия
разработка местных планов землепользования
содержание дорог местного значения
предоставление транспортных
услуг населению (в кооперации с другими муниципалитетами)
содержание школьных автобусов, подвоз детей в школы
обеспечение дошкольного и начального образования (строительство школ, их оборудование, выплата заработной платы учителям)
предоставление услуг в сфере культуры
содержание библиотек, музеев, архивов
содержание и развитие центров для молодежи
предоставление услуг полиции (под надзором гос. служб)
предоставление услуг по водоснабжению, канализации, газо- электро-, теплоснабжению (совместно с департаментом)