Слайд 1А.Л. Кайдановский
(Ко дню рождения актера)
МБУК РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ ГОРОДСКАЯ ЦБС
Читальный зал ЦГБ
им. Горького
Слайд 2Кинематограф создавался с любовью к людям, и люди ответили ему
взаимностью. Навсегда.
Слайд 3Наш земляк
Александр Леонидович Кайдановский, актёр
известный, но до конца не разгаданный.
( К 70-летию актёра)
1946-2016 гг.
Слайд 4Маленький Саша с родителями - Леонидом Львовичем и Верой Александровной.
Фото: Из семейного архива Ирины Бычковой
Слайд 5ПАНОРАМА РОСТОВА-НА-ДОНУ 60-х г. И СОВРЕМЕННОЕ ЗДАНИЕ РОСТОВСКОГО УЧИЛИЩА ИСКУССТВ,
КОТОРОЕ В 1965 г.
ОКОНЧИЛ КАЙДАНОВСКИЙ.
Слайд 6УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК
МИХАИЛ БУШНОВ
ЮНОЕ ДАРОВАНИЕ - КАЙДАНОВСКИЙ
Слайд 7«Выходя замуж за Сашу, я и представить не могла, что
меня ожидает». Фото: Из семейного архива Ирины Бычковой.
...Идея пожениться была
Сашина. Я оказалась к этому совершенно не готова, считала, что мы слишком молоды. А он вдруг захотел, чтобы у нас были дети, чтобы мы жили вместе. Где и как (а жить было негде!), его совершенно не волновало. Он был абсолютно безбытный человек.
Слайд 8В 1969 году окончил театральное училище имени Б.В. Щукина, курс
Бориса Захавы.
В 1967 году сыграл Гамлета в "Экспериментальном театре"
Аксеновой-Арди. Критики настороженно отнеслись к трактовке роли, но отмечали и несомненный талант, и интеллектуальность исполнения.
Слайд 9Дебют Кайдановского в кино состоялся на втором курсе училища —
в фильме «Таинственная стена» (1967) он сыграл эпизодическую роль молодого
научного сотрудника. Затем были роли в фильмах: «Анна Каренина» (1967; Жюль Ландо), «Первая любовь» (1968).
Вскоре после этого сыграл графа Карнеева в телефильме «Драма на охоте» по
А. П. Чехову. Его партнерами были великолепные мастера Юрий Яковлев и Владимир Самойлов. Кайдановский оказался достойным их компании.
Слайд 101973 г. - в кинематограф властно входили новые имена, блистали
новые таланты. Роль ротмистра Лемке в фильме Никиты Михалкова принесла
Александру Кайдановскому настоящую известность.
Слайд 11Личная жизнь Кайдановского складывалась по законам артистической среды. Среди женщин, которых
он любил, были в основном актрисы: сначала Валентина Малявина, затем Евгения Симонова.
В браке с последней на свет появилась дочь Зоя.
Слайд 12К концу 70-х Кайдановский был уже достаточно известным актером советского кино.
На его счету были роли в картинах: «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Пропавшая
экспедиция» (оба — 1975), "Золотая речка«(1976)и др.
Слайд 131980 г. – звёздный час Александра Кайдановского. В свой новый
фильм «Сталкер» его пригласил Андрей Тарковский, режиссёр, сниматься у которого
даже в эпизоде было почётно актёру любого ранга, а Кайдановскому была предложена главная роль. Тарковский угадал в нем Сталкера, он первый увидел настоящего Кайдановского. Это бесспорно, глава истории мирового кино. При том, что Андрей Тарковский лишь развил и сделал главным в роли и в контексте фильма целиком основное свойство актера — его отдельность и при этом незаурядность и ранимость.
Слайд 14После съёмок фильма «Сталкер» Кайдановский пошел учится к Тарковскому на
высшие режиссерские курсы..
Слайд 15Дальнейшая творческая жизнь Кайдановского была тесно связана с режиссурой (фильмы
«Простая смерть» (1985). «Гость» (1987), «Жена керосинщика» (1988).) и яркими
актёрскими работами, в т. ч. и за рубежом.
Он всё больше напоминал человека, несущего в себе какую-то тайну.
Слайд 16Знал ли он свою тайну сам? Его автопортрет ( он
был одаренным художником) ответа на этот вопрос не даёт. Хотел
ли он, чтобы эту тайну узнали зрители? Возможно. Но жизненный путь его оказался слишком коротким, и он не успел увидеть, как выросли дети, снять новые фильмы, полюбить новые стихи, да и просто пожить.
Слайд 18Портрет Кайдановского на мемориальной доске ростовского дома по Газетному 32
как раз и говорит нам о том, что он ушёл
из жизни неразгаданным. Но мы жалеем не об этом, а о том, что жизнь большого художника, оборвавшаяся в 49 лет. была такой непоправимо краткой.
Слайд 19
Мы попытались вкратце рассказать о жизни и творчестве 2 юбиляров,
об их вкладе в феноменальное явление, имя которому советский кинематограф.
Достижения этого кинематографа громадны и признаны во всем мире. Для многих современных режиссеров он и в настоящее время является ориентиром.
Из речи режиссёра С. Урсуляка при получении Государственной премии РФ:
«Больше всего я хочу поблагодарить великий советский кинематограф, который меня сформировал, на котором я вырос и до уровня которого пытаюсь допрыгнуть».