Слайд 1Александр Николаевич Островский
(31.03.1823 года, Москва - 02.06.1886 года, Щелыково, ныне
Островского района Костромской обл.)
Слайд 3Н. Е. Маковский. «Замоскворечье»
(1873, Новгородский музей-заповедник)
Слайд 4Дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье (Малая Ордынка, 9). В
этом доме, где Островские снимали квартиру у дьякона церкви Покрова,
что на Голиках, родился великий драматург.
Слайд 5Павел Степанович
Мочалов
(1800 – 1848)
Михаил Семёнович
Щепкин
(1788 –
1863)
Слайд 8Группа сотрудников журнала "Современник". Сидят слева направо:
И.А. Гончаров, И.С.
Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский.
Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович.
Общественная деятельность
Слайд 9Семейная жизнь
Дети Островского. Слева направо: Александр, Сергей, Любовь, Мария, Михаил
Слайд 10С 1867 в усадьбе Щелыково Александр Николаевич проводил каждое лето.
Здесь им написано девятнадцать пьес. Главный дом, построенный в XVIII
веке, ни разу не перестраивался. В нем разместился мемориальный музей
Слайд 12 «У нас есть русская школа живописи, есть русская
музыка,
позволительно нам желать и русской школы драматического искусства… Национальный
театр есть признак совершеннолетия нации».
Слайд 13Периодизация творчества
(конец 1840-х – начало 1850-х годов)
1847 – 1851 годы
– «ранний период»:
проба сил, поиск
своего пути в литературе (произведения не только драматические, но и лирические, и прозаические);
высшее достижение – пьеса «Свои люди – сочтёмся!» («Банкрот»); После выхода комедии «Банкрот» («Свои люди – сочтемся») Н.В.Гоголь признает в нем «решительный талант».
Слайд 14Периодизация творчества
(конец 1840-х – начало 1850-х годов)
2) 1852 – 1854
годы – «москвитянский период»:
работа в славянофильском журнале «Москвитянин»,
создание комедий «Бедность не порок», «Не в свои
сани не садись», «Не так живи, как хочется».
Слайд 15Периодизация творчества
(конец 1840-х – начало 1850-х годов)
3) 1855 – 1860
годы – «предреформенный период»:
окончательно определяется мировоззрение Островского, складываются
творческие принципы А.Н.Островского-драматурга происходит его сближение с революционно-демократическим лагерем, создаются самые известные пьесы: «Гроза», «Доходное место»;
Слайд 16Периодизация творчества
(конец 1840-х – начало 1850-х годов)
4) 1861 – 1886
годы – «пореформенный период»:
происходит расширение тематики
и проблематики произведений А.Н.Островского - меняется проблематика пьес, появляется образ интеллигента;
усложняются художественные приемы - углубляется конфликт и проблематика;
в этот период Островский пишет в разных драматичеких жанрах; историческая хроника «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», сатирическая комедия «Лес», психологическая драма «Бесприданница».
Одно из лучших произведений – драма «Бесприданница».
Слайд 171861 – 1886
1855 – 1860
Общая характеристика творчества
1847 – 1851
1852 –
1854
Слайд 18Тематика пьес А. Н. Островского
Пьесы
(47)
Жизнь купечества
Жизнь чиновников
Жизнь дворянства
Жизнь интеллигенции
Исторические события
Философско-символическая
сказка
Слайд 19 Драматург остался в истории
русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная
критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя.
Слайд 20 «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку
художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один
достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр Островского».
И. А. Гончаров
Слайд 23Домашнее задание
1. Воспользовавшись учебником с.174-182 дополнить ответы:
1)
«Тематика пьес А. Н.Островского»
1 – 2
примерами произведений на каждую тему
2) «Общая характеристика творчества»
2. Устно ответить на вопросы
1) Почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья»?
2) Каково значение Островского для театра?
3. Повторить содержание драмы «Гроза»