Слайд 1Аналитические методы принятия управленческих решений
Цель: рассмотреть основные группы методов принятия
УР, показать характерные черты объективных методов и особенности их применения
1.
Понятие метода разработки и принятия УР. Классификация методов принятия УР.
2. Аналитический метод принятия управленческих решений: понятие, особенности, принципы эффективного использования.
3. Разновидности аналитического метода.
Слайд 2Метод – это совокупность приемов, операций, мероприятий, технологий для достижения
какой-либо цели или решения конкретной задачи.
Методы разработки и принятия управленческих
решений – это приемы и процедуры, позволяющие генерировать альтернативные варианты управленческого решений, оценить предпочтительность того или иного варианта управленческого решения для определенной ситуации и выбрать наиболее оптимальный.
Выделяют несколько групп методов разработки и принятия управленческих решений:
объективные методы (аналитический, статистический и др.);
методы психологической активизации;
экспертные методы;
комплексные методы.
Слайд 3Аналитические методы
Анализ в переводе с греческого означает расчленение, разложение изучаемого
объекта на части. Такой разбор явления, процесса, события на отдельные
части позволяет лучше понять его сущность и осмыслить его место в окружающей нас среде. Анализ выступает в диалектическом единстве с синтезом – соединением ранее расчлененных элементов в единое целое.
Аналитический метод при разработке управленческих решений основан на использовании математических или логических зависимостей в виде формул, графиков, таблиц, умозаключений и т.п.
Слайд 4Для эффективного использования аналитических методов в управлении необходимо придерживаться следующих
принципов:
применение аналитических методов и приемов на всех уровнях управления;
непрерывность аналитической
работы;
определение оптимального перечня анализируемых показателей;
показатели не должны дублировать друг друга;
показатели должны быть востребованы;
участие руководителей и специалистов в аналитической работе.
Слайд 5Метод детализации
Заключается в расчленении сводных показателей на составляющие их
факторы. Может проводиться детализация по времени, удельному весу, месту и
т.п.
Например, при анализе затрат на реализацию УР детализация по времени позволяет установить влияние сезонности на уровень затрат, по месту – оценить вклад каждого подразделения в формирование общей суммы затрат.
Детализация, выполненная по удельному весу какого-либо показателя, позволяет выявить структуру показателя, определить вклад каждого элемента в формировании его общей величины.
Например, качество продукции определяется следующими параметрами: технический уровень производства, уровень организации производства, качество УР. Удельный вес этих показателей составляет: 0,4; 0,3; 0,3.
Слайд 6Метод сравнения
Основан на сопоставлении различных показателей и определении величины
отклонения от базовых показателей. Он также предусматривает установление причин несоответствия
сравниваемых показателей.
В процессе сравнения могут сопоставляться следующие наборы показателей:
отчетные и плановые;
фактические показатели отчетного периода и аналогичные показатели предшествующих периодов;
плановые показатели с предшествующими плановыми показателями;
ежедневные показатели;
фактические и среднеотраслевые показатели;
фактические показатели отечественных предприятий и аналогич. показатели предприятий др. стран и т.д.
Условиями применения метода сравнения являются единство измерения показателей, единый временной интервал, соответствие климатических, сезонных, географических и иных условий и др.
Слайд 7Метод сравнения
Условиями применения метода сравнения являются единство измерения показателей, единый
временной интервал, соответствие климатических, сезонных, географических и иных условий и
др.
Например, сравнение количественных и качественных показателей НИРС НИУ «БелГУ» и др. вузов Белгородской области; сравнение удельного веса инновационных УР в общем количестве принятых решений в данной организации в отчетном периоде с аналогичным показателем за предшествующий период.
Слайд 8Индексный метод
Применяется в случаях, когда для составления полной картины
ситуации недостаточно только средних величин используемых показателей и нужно знать
относительное отклонение изучаемого явления от уровня того же явления, но в других условиях (например, уровень отчетных цен по отношению к уровню базовых цен).
Различие условий может проявляться во времени (динамические индексы) и в пространстве (территориальные индексы).
Слайд 9Балансовый метод
Баланс – устойчивое равенство каких-либо взаимосвязанных явлений или
процессов, имеющих количественно-стоимостное выражение. Существуют разные виды балансов: бухгалтерский, баланс
денежных доходов и расходов населения, баланс трудовых ресурсов, материальный баланс, платежный баланс, баланс рабочего времени и т.д.
Сущность этого метода заключается в сопоставлении взаимосвязанных показателей в форме равенства между группами показателей, характеризующих состояние одного и того же объекта управления, но в разных условиях.
Например, бухгалтерский баланс характеризует соответствие имущества предприятия источникам его формирования и является отчетной формой, отражающей финансовое состояние.
Баланс трудовых ресурсов предприятия характеризует с одной стороны, численность и состав (пол, возраст и т.п.) трудовых ресурсов, с другой – их распределение по структурным подразделениям, руководящим и исполнительским должностям и т.д.
Слайд 11Темы докладов для менеджеров
Функционально-стоимостной анализ
Портфельный анализ
5 сил Портера
Деловой комплексный анализ
(проект PIMS)
Слайд 12Методы элиминирования (исключения)
Используются при наличии строгой функциональной связи между
факторами и результативным показателем, при этом совокупный показатель является функцией
нескольких переменных и может быть изображен в виде суммы, произведения, частного от деления одних показателей на другие либо в виде их комбинации.
Сущность элиминирования заключается в том, что последовательно исключается один из факторов из расчетов, а затем сравниваются результативные показатели при каждом элиминировании и определяется, в какой мере исключение фактора отразилось на результате.
Слайд 13Методы элиминирования (исключения)
В 2009 г., в рамках выполнения поручения Губернатора
Белгородской области, по выяснению причин сравнительно низкой рождаемости и высокой
смертности на территории отдельных муниципальных образований региона было проведено социологическое исследование (N=1000).
В числе гипотез исследования были выдвинуты следующие:
Преобладающими репродуктивными установками выступают установки на рождение детей, желаемое количество детей в семье – один или два ребенка.
На состояние естественного воспроизводства населения влияет ряд внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся социально-экономические (уровень жизни, работа, жилищные условия, медицинское обслуживание, состояние системы социального обеспечения, доступность дошкольного, среднего и высшего образования); социально-политические (политическая стабильность, уверенность в завтрашнем дне, государственная демографическая политика); экологические.
К внутренним факторам относятся состояние здоровья, подверженность алкоголизму (наркомании), роль семейных ценностей, отношения в семье, репродуктивные установки и их гендерные различия и др.
Слайд 14Методы элиминирования (исключения)
Анализ результатов исследования, в том числе при помощи
метода элиминирования, позволил сделать следующие выводы:
Для населения Белгородской области характерна
преимущественная установка на малодетную (однодетную, в лучшем случае - двухдетную) или даже бездетную семью. Эта установка является устойчивой и в значительной степени формируется в раннем юношестве, а, возможно, и в детском возрасте.
Два фактора: фактор алкоголизма и наркомании и фактор доступности медицинских услуг наиболее негативно воздействует на демографическую ситуацию и – конкретно – на репродуктивные установки населения.
Слайд 15Функционально-стоимостной анализ
Метод системного исследования, направленный на снижение затрат на
управление и достижение наилучших производственно-коммерческих результатов путем выбора наиболее эффективных
способов управления.
Цель ФСА состоит в обеспечении правильного распределения средств, выделяемых на производство продукции или оказание услуг, по прямым и косвенным издержкам. Это позволяет наиболее реалистично оценивать расходы компании.
Слайд 16
ФСА имеет следующие этапы:
Определяется перечень функций, необходимых для производства товара
или услуги.
Они распределяются по двум группам: влияющие на ценность товара/услуги
и не влияющие. Далее на этом этапе производится оптимизация функций: устраняются или сокращаются те, которые не влияют на ценность товара, и таким образом сокращаются издержки.
Для каждой функции определяются полные годовые затраты и количество рабочих часов.
Для каждой функции на основе оценок из пункта 2 определяются источники издержек.
После того как для всех функций будут определены их источники издержек, проводится окончательный расчет затрат на производство конкретного продукта или услуги.
Слайд 17Функционально-стоимостной анализ
Таким образом, используя этот метод можно быстро оценить объем
прибыли, ожидаемый от производства того или иного товара или услуги.
Если
исходная оценка издержек выполнена правильно, то доход (до выплаты налогов) будет равен разнице между продажной ценой и затратами, рассчитанными по методу ФСА. Кроме того, сразу станет ясно, производство каких продуктов или услуг окажется убыточным (их цена при реализации будет ниже расчетных затрат). На основе этих данных можно быстро принять корректирующие меры, в том числе пересмотреть цели и стратегии бизнеса на ближайшие периоды.
Слайд 18Функционально-стоимостной анализ
Основные различия между ФСА и традиционными методами оценки экономической
эффективности деятельности предприятия:
Традиционный учет подразумевает, что затраты связаны с используемыми
ресурсами, а в ФСА принято считать, что объекты затрат отражаются в функциях.
Традиционный учет в качестве базы распределения затрат использует количественные показатели, а в ФСА применяются источники издержек на различных уровнях.
Традиционный учет ориентирован на структуру производства, а ФСА ориентирован на процессы (функции).
Слайд 19Преимущества ФСА
Более точное знание стоимости продукции дает возможность принимать верные
стратегические решения по:
а) назначению цен на продукцию;
б) правильному сочетанию продуктов;
в)
выбору между возможностями изготавливать самостоятельно или приобретать;
г) вложению средств в научно-исследовательские работы, автоматизацию процессов, продвижение и т.п.
Большая ясность в отношении выполняемых функций, за счет которой компаниям удается:
а) уделить больше внимания управленческим функциям, таким как повышение эффективности дорогостоящих операций;
б) выявить и сократить объем операций, не добавляющих ценности продукции.
Слайд 20Недостатки ФСА
Процесс описания функций может оказать излишне детализированным, кроме того,
модель иногда слишком сложна и ее трудно поддерживать.
Часто сбор данных
об источниках затрат по функциям недооценивается.
Для качественной реализации требуются специальные программные средства.
Модель часто устаревает в связи с организационными изменениями.
Реализация часто рассматривается как ненужная "прихоть" финансового менеджмента, не достаточно поддерживается оперативным руководством.
Слайд 21Статистический метод
Статистические методы основаны на сборе, обработке и анализе статистических
данных, полученных как в результате фактических действий, так и выработанных
искусственно, путем статистического моделирования.
К этим методам относятся последовательный анализ и метод статистических испытаний.
Последовательный анализ дает возможность принимать решения на основе ряда гипотез, каждая из которых сразу же последовательно проверяется.
Метод статистических испытаний (метод Монте-Карло) заключается в том, что ход операций проигрывается (моделируется) на ЭВМ со всеми присущими операции случайностями. Используется на стадии принятия и предполагает, по существу, анализ опыта, представленного в различных формах (например, электронные публикации, интервью с управляющими учреждений и др.).
Слайд 22Процесс принятия УР при помощи статистического метода
Слайд 23Использование объективных методов и приемов на различных этапах алгоритма РПУР
На
этапе формирования информационной базы решения применяются:
аналитические приемы сводки и группировки
данных, определения абсолютных и относительных, средних величин, построение и анализ динамических рядов;
методы сравнения, элиминирования, графический, факторный анализ, индексный метод.
На этапе анализа и диагностики проблемной ситуации используются методы сравнения, функционально-стоимостного анализа, факторного анализа, балансовые методы.
Слайд 24Использование объективных методов и приемов на различных этапах алгоритма РПУР
На
этапе разработки оценочной системы применяются приемы детализации и обобщения, методы
сравнения, элиминирования.
При выборе наилучшего решения из предложенные альтернатив широко используются экономико-математические методы.
В процессе контроля исполнения управленческого решения используются приемы сплошных и выборочных наблюдений, детализации и обобщения, методы сравнения.