Слайд 2Вопросы:
Особенности телеаналитики
Модели аналитических телепередач
Общая характеристика аналитических жанров на ТВ
Слайд 4Откуда интерес?
Способностью телевидения передавать личность человека объясняется секрет его огромного
влияния. Людям свойственен ненасытный интерес к себе подобным. Взять хотя
бы драму. Это люди, выставляющие себя напоказ публике…
Мартин Эслин
Сила скрытого, бессознательного притяжения между зрителем и актером такова, что облегчаются процессы идентификации с ними и интернализации их ценностей и убеждений.
Артур Бергер
Слайд 5Особенности телеаналитики:
Возможна ли аналитика на ТВ?
Что такое аналитика? Мыслительный процесс.
Как это может быть на экране?
Журналист, как ни громко
это будет сказано, должен обладать редким даром видеть и показывать моменты, мгновения жизни, проясняющие смысл простых вещей. Ход его мысли должен завораживать и увлекать зрителя. И особенность передачи зависит не столько от тематики, и даже не столько от материала, сколько от его подачи. Автор-журналист – не только профессия, но и позиция. Позиция исследователя, которому во что бы то ни стало необходимо грамотно и доступно донести нужную информацию до зрителя.
Ольга Красноярова
Итак: главное – позиция автора. Поэтому первая особенность – персонификация. Обязательное условие – компетентность в рамках темы.
Без дополнительной подсветки смысла никак – поэтому важна подсветка смысла (пример из передачи «Белая студия» с Соловьевым)
Мыслительный процесс, чтобы быть заразительным, должен подключать аудиторию – поэтому важна диалоговость.
Важно опираться на культурный фон аудитории. Отсюда много интертекстуальных связей.
Массовое зрелище нельзя усложнить. Поэтому чистой аналитики практически нет. Сочетание аналитики и информационности, аналитики и развлечение;
Значительная доля невербальных средств выражения мысли. Отсюда подтекст;
Русская среда поощряет резкие категорические оценочные суждения. Поэтому сатирический компонент, ирония.
Слайд 6Модели аналитических телепередач
ВОПРОС-ОТВЕТ
Общие признаки:
- Целевая установка – экзаменовать с позиции
зрителя
- журналист-эксперт. Но реализует разные имиджи:
1. партнер (Дибров)
2. учитель (Познер)
3.
игрок (Ганапольский)
4. диктатор (Малахов)
5. статист (Основной инстинкт)
6. судья (Культурная революция)
7. невидимка (Клуб сенаторов)
- узкая тематика
- явно выраженный интеллектуальный монтаж
- спонтанная реакция телезрителя.
- доминирование метода интервью
Слайд 7
Типы передач:
Консультация «Час суда», «Домашний адвокат», «Проблемы – поиски –
решения».
Пресс-конференция «Акулы пера», «Без ретуши»
Беседа «Ночной полет», «Взрослые игры».
Ток-шоу «Пусть
говорят»
Слайд 8Модели аналитических телепередач.
Суждение-контрсуждение
Общие признаки:
- цель – интеллектуальное вовлечение зрителя
Журналист –
модератор. Он должен жестко руководить
Ведущие этого типа передач в целом
успешны, если они отличаются хорошим самоконтролем, толстокожестью, придерживаются общепринятых норм, расчетливы, тактичны, эмоционально зрелы, отличаются развитым чувством самозащищенности, а потому доверчивы. Терпимы и безмятежны, уравновешены
- ярко выраженный диалогический характер
Поэтому большое значение имеет имидж гостя
(и соответствующий ему имидж журналиста):
Специалист (партнер, медиатор, невидимка)
Свидетель (учитель, судья, медиатор)
Информатор (статист, невидимка)
Собеседник (партнер)
Оппонент (судья, игрок)
Герой (диктатор, партнер)
Гражданин (невидимка)
Демонстратор (диктатор)
Слайд 9Типы передачи:
Дискуссия «Один на один», «Культурная революция», «Принцип домино», «Свобода
слова», «Глас народа», «Забытый полк», «Основной инстинкт», «Здесь и сейчас»
(противопоставленность позиция)
Комментарий - народные новости «Времечко», «Сегоднячко» (имитация общения)
Обозрение - «Киногид»
в ведущих монологовых аналитических передач ценится средне развитый (по Кэттеллу!) логический интеллект, слабая развитость гибкости мышления, невысокая готовность воспринимать новую информацию (нижняя граница нормы). Успешны здесь люди эмоционально неустойчивые, внутренне напряженные, фрустрированные, тревожные, внешне самоуверенные, демонстративные (таким наша социальная перцепция приписывает интеллектуальные способности).
Слайд 10
Комментарий – построен на подробном анализе события , явления или
проблемы. Основной эффект – компетентность автора комментария.
Телекомментатор. Опытный журналист, специализирующийся
по теме и имеющий право давать оценку событиям, давать прогнозы их развития. Часто это амплуа проявляется в информационно-аналитической передаче. (Михаил Леонтьев, Лев Новожженов, Владимир Киселев)
Виды по форме:
выступление в кадре (транслируется в форме самостоятельной отдельной передачи);
закадровый комментарий под конкретный видеоряд в (входит в состав сложной сценарной композиции, посвященной некоторой общественно–значимой проблеме);
для перебивки новостной информации в новостных программах.
Виды по содержанию:
проблемный
тематический.
Разговорные жанры вообще и монологичные еще в большей степени требуют особых усилий для придания им зрелищности. (визуальный комментарий в рубрике «без комментария»)
С другой стороны, на примере только лишь устного выступления одного человека согласно Буданцеву можно показать обилие жанровых вариаций :
диатриба — разговор с отсутствующим;
солилоквиум — разговор с самим собой;
симпосион — застольное слово;
призыв;
проповедь (лекция, урок);
уличный крик (прообраз рекламы);
указ (постановление, объявление).
Монологические жанры
Комментарий
Слайд 11Принципы комментирования:
Проблематика комментария должна соответствовать имиджевым параметрам журналиста и работать
на эффект доверия;
Не должно быть имитации импровизационной речи (это невозможно);
опыт с импровизацией
Комментарий должен содержать лишь одну ключевую идею. Многотемье недопустимо;
Комментарий должен представлять собой открытый текст;
Комментарий должен выстраиваться по одной из типичных сюжетных моделей при налиции ярко выраженной кульминации.
Слайд 12Обозрение
Обозрение — жанр аналитической публицистики, позволяющий представить, сопоставить и
прокомментировать в общем ключе события (факты) одного временного («Мир за
неделю») или тематически–адресного («Кинопанорама», «Футбольное обозрение») ряда. Зрелищность жанра обусловлена прежде всего личными качествами обозревателя–аналитика (модератора): компетентностью в предмете, способностью подобрать видеоряд и ассоциативно комментировать его, также выражать некую «личностную» позицию вплоть до использования откровенно эпатирующих высказываний.
Слайд 14Диалогические жанры
Беседа
Аналитическое интервью
Дискуссия
Пресс-конференция
Круглый стол
Ток-шоу
Слайд 15Особенности диалога на ТВ
1. Диалог в кадре – это тоже
событие, и оно должно быть естественным или, что в авторской
передаче допустимо, искусно сыгранным.
2. Если вы беседуете с человеком как источником доподлинных сведений, никогда не давайте ему подготовленных вопросов, очертите просто круг беседы – особенно в случае, когда вам желательно увидеть его эмоциональную реакцию на вопрос.
3. Если же вам надо погрузить аудиторию в историю, если вы используете актеров и инсценировку, должно быть прописано каждое слово. Даже если речь идет о самопостановочном характере в(Познер, например, перед каждым выходом в эфир репетирует «диалог с невидимкой»).
4. В отличие от обычной беседы, в авторской телепередаче ведущий все время делает акцент на своей оценке сказанного, комментирует то, что узнал от собеседника. Он может позволить себе фразы типа: «На мой взгляд, эта проблема намного серьезнее, чем мы сейчас думаем», «А давайте-ка попробуем капнуть поглубже», «Мне кажется, что это довольно странный подход», «А не лукавите ли Вы», «Лично я не понимаю такого отношения, когда…», «И как Вы только можете так говорить…», «Вот-вот, и я был таким же наивным». При этом важно обсуждать не личность говорящего, а исходящие от него информацию и оценку.
5. В диалоге авторской передачи должно быть достаточно времени на раскрытие темы. Ток-шоу – жанр глуповатый (М. Швыдкой). А потому в этом жанре либо необходимо ставить предельно простые вопросы, либо обладать достаточным временем для всестороннего, долгого, подробного обсуждения темы (ошибки Малахова в «Большой стирке»).
Слайд 16Основные параметры общения:
1. ориентация (социально-ориентированное доминирует над личностно-ориентированным)
2. психологическая динамика
(ситуация общения затмевает фон общения. Мы опирается на известные нам
характеристики аудитории, но при этом стремимся скорректировать или изменить их)
3. семиотическая специализация (то есть средства, знаковые системы, которые используют в общении. в интерактивном общении она всегда шире, чем в линейном. Требуется, хотя бы телефон)
4. социальная дистанция (в интерактивной коммуникации она сокращается).
5. уникальность партнеров (оригинальность их точек зрения)
6. ориентация партнеров на понимание и на активную интерпретацию иной точки зрения
7. ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании
8. взаимная дополнительность участников общения.
9. незаменимость участников уникального общения.
Слайд 17Речевое взаимодействие
Чем отличается просто диалог от речевого взаимодействия?
При диалоге два
собеседника могут реагировать друг на друга:
1. поверхностно
2. сиюминутно (думая о
каждом фрагменте беседы и забывая о цели беседы в целом)
3. моделируя как бы два логично связанных монолога (пример)
Речевое взаимодействие – одна из форм диалога. При таком взаимодействии людей объединяет общая цель. Они стремятся к одному результату (найти истину, рассказать правду, убедить аудиторию). Это может происходить в споре. Но в споре заинтересованном, где каждая сторона слушает другу. Это принципиально иная психологическая ситуация.
Средствами интерактивной коммуникации становятся различные знаковые системы:
Речь
Оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика)
Пара- и экстралингвистическая системы (интонация, паузы)
Система организации пространства и времени коммуникации.
Слайд 18Беседа
Беседа — жанр аналитической публицистики, диалог или полилог, иногда
с использованием вспомогательных кино– или фотодокументов (коротких сюжетов), как правило
без выраженной конфронтации сторон (то есть не переходящее в дискуссию эффективное по Э.Берну общение перед экраном). Существует по крайней мере в двух формах — посвященная конкретной общественно–значимой теме или с участием людей, само появление которых на экране способно привлечь аудиторию (ньюсмейкеров). На современном ТВ чаще всего бывает включена в ток–шоу.
Разновидности:
Диалог
Полилог
Слайд 19Принципы отбора гостя
1. экранный человек
2. ему должна быть интересна тема
передачи
3. ему должны быть известны ожидания журналиста
4. ему должны быть
известны и для него приемлемы «правила игры»
5. он должен обладать яркими личностными качествами
6. он должен быть относительно коммуникабельным
- жесткое подчинение законам логики или имитация подчинения
- оценочность
- внутренний конфликт, противоречие
Слайд 20обязательные качества ведущего беседы
должен быть безусловно позитивно настроен на ситуацию
общения
внешние данные должны быть симпатичны аудитории
должна быть хорошая дикция
должна быть
телегеничность
4. психологическая устойчивость
5. перераспределяемость внимания
6. адекватность спонтанных реакций
7. Широкий диапазон диалоговых моделей (эпатажная, агрессивная, нейтральная, доброжелательная, пассивная)
8. Эмпатическое внимание
9. Отсутствие снобизма при наличии чувства юмора
10. Склонность к импровизации
11. артистичность, подвижность
Наиболее негативную реакцию аудитории вызывают следующие качества ведущих:
Медлительность
Скрытность
Некомпетентность
Конформность (размывание позиций отрицательно сказывается на взаимодействии)
Слайд 21Аналитическое интервью
Для того чтобы такая форма общения была возможной, глубокое
интервью должно быть фокусированным . То есть респондент должен быть
погружен в тему, хорошо в ней разбираться – несомненно лучше журналиста и зрителя. Оптимально, если в интервью участвует ключевая фигура по теме. Определяются как бы два поля – центральный фокус и периферийный фокус. Центральный фокус – тот вопрос, вокруг которого все время «крутится» интервью. Периферийный фокус – те вопросы, которые затрагиваются в ходе беседы, релевантная информация.
Иногда (крайе редко в силу сложности ведения) интервью может быть самофокусирующимся. В этом случае роль журналиста заключается не в том, чтобы сфокусировать респондента на различных аспектах проблемы, а в том, чтобы помочь ему сфокусироваться самому.
Слайд 22Формы вопросов:
1. Конкретизирующие – заставляющие респондента подробно осветить один из
аспектов темы. Могут использоваться:
- прием торможения: «Подождите-подождите, но мне все-таки
непонятно…» («Взрослые игры»);
- прием повтора: «А я все-таки еще раз повторяю свой вопрос к вам – вы сознательно от христианства перешли в ислам?» («Гордон»)
- прием эха (повторение ключевого слова с вопросительной интонацией почти сразу после его произнесения респондентом): «Вот как деликатно я бы на это ответил. – Деликатно?» («Гордон»);
- прием примера (рассказ о конкретном случае и просьба на этом примере дать пояснения): «Вот вы привели сейчас хороший пример. Я вспоминаю свой опыт из американской практики. Я сам видел шоу, очень несвойственное каналу Эй-би-си, где речь шла о страхах и ведущий делал блицопрос аудитории. Он спросил: «Вы согласились бы отапливать свое жилье бесцветной химической субстанцией, не имеющей запаха, крайне взрывоопасной, оказывающей резкое токсическое воздействие на организм человека и домашних животных?» Он имел в виду природный газ, которым 70 процентов аудитории отапливали к этому моменту свое жилище. Это технология продажи страха?» («Гордон»);
- прием унификации: «Вы – специалист, и Вам все кажется понятным. А вот представьте, что Вы – зритель. Как все это можно объяснить?» («Ночной полет»);
- прием исключения: «Ну уж не все так плохо? Все же есть исключения?» («Взрослые игры»).
Слайд 23Формы вопросов (2):
2. Масштабирующие: «Что это значит для наших зрителей?
Для нашей страны?» («Рожденные в СССР»). Часто используется «дамский аргумент»
в форме шутки, каприза. Утрируется ответ и журналист просит прокомментировать гиперболизированную трактовку проблемы;
3. Программирующие - то есть формирующие ситуацию. Они могут быть:
- прогностическими (что мы получим, если события будут развиваться так же, как сейчас): «Тогда что дальше?» («Гордон»);
- гипотетическими: «А если бы представить в то время идеальную ситуацию?» («Рожденные в СССР»)). Эти две формы вопросов всегда будут востребованы на телеэкране. По справедливому замечанию В.В.Прозорова, «на телевидении, как и в драме, всегда важна категория будущего времени»;
- превентивными: «И что должно было бы сделать наше общество, чтобы этого не произошло?» («Ночной полет»);
- моделирующими: «Как бы Вы порекомендовали поступить?» («Взрослые игры»);
Слайд 24Формы вопросов (3):
4. Характеризующие: «Что он за человек?» «Что это
за явление такое?» («Ночной полет»);
5. Обобщающие: «Имея в виду все
сказанное Вами, как Вы можете прокомментировать…» («Рожденные в СССР»);
6. Аргументирующие: «Что позволяет Вам так думать?» («Ночной полет»);
7. Конфронтационные: «А как же тогда быть с…?» («Взрослые игры»).
Слайд 25Помимо вопросов могут использоваться:
Мимическая реакция и жестикуляция (мимическая форма вопроса,
поза заинтересованности, поза ухода, поза удивления);
Связки, часто междометного характера: «Ох…
как все сложно-то» («Взрослые игры»);
Опровержения: «А вот я не верю!» «А если все не так?» «Но вдруг и это не поможет!» («Взрослые игры»);
Капризы, фиксирующие реакцию журналиста и потенциальной аудитории: «Вы эти «неприличные» слова бросьте» (о терминах), «А нельзя ли попроще?», «А теперь по-русски» («Рожденные в СССР»);
Собственная информация в небольшом объеме как повод для обсуждения, пример из жизни и т.п. в зависимости от того, чего не хватает респонденту (то есть если в его речи много примеров – журналист не должен добавлять еще и свой). Обычно такая информация используется в начале интервью для ввода в проблему. Эффективнее всего в данном случае может быть использован прием аналогии – он «запускает работу» такого сложного механизма восприятия, как сопоставление. Акт же сопоставления, по мнению исследователей и практиков телевидения и кинематографа, представляет собой некую постоянную, фундаментальную особенность восприятия информации.
Слайд 26Важные особенности аналитического интервью:
2. Первый вопрос глубокого интервью должен приковывать
внимание, но не быть дискуссионным. В противном случае зритель, не
успев погрузиться в информацию, будет брошен в омут спора. Потенциальный эффект такого варианта развития интервью – «о чем это они?»;
3. По ходу беседы интерес к проблеме должен расти;
4. В глубоком интервью нельзя спешить. Лучше несколько раз перезадать вопрос. Можно использовать маску «туповатого ведущего» (пунктирно);
Слайд 27Важные особенности глубокого интервью:
5. Необходимо сочетать различные виды последовательностей в
интерсью. Оптимальным представляется обращение к следующим четырем:
- тематическая (когда цель
распадается на ряд параллельных тем);
- проблема-решение (предложена американским исследователем Д.Дэрвилом. Включает в себя 5 следующих вопросов: Что является сутью проблемы? Что является ее причиной? Какие возможны решения? Какое решение наилучшее? Как оно может быть реализовано?);
- Воронка Гэллапа (осведомленность и ее степень – отношение к проблеме – ответ по конкретным аспектам – причины взглядов респондента – интенсивность взглядов, поиск альтернатив);
- прямая и обратная «воронка» (когда каждый последующий вопрос имеет меньший или больший логический объем, чем предыдущий. Прямая воронка используется, если цель – получить подробное описание события, ситуации или проблемы, выстроить интервью предельно четко, связно, прозрачно, объективно. Обратная воронка целесообразна, если у респондента неявно выражена мотивация к интервью, если сложно соотнести рамки представлений у респондента и аудитории, если важно дать именно персонифицированную информацию).
Слайд 28Дискуссия
— жанр аналитической публицистики, обычно полилог с участием ведущего
и не менее чем двоих носителей контрастных точек зрения на
некую общественно–значимую проблему, или любых ньюсмейкеров, одновременное появление которых в кадре символизирует некую противоположность. Поскольку дискуссия чаще всего транслируется без видеоряда, зрелищность зависит от профессионализма ведущего в выборе участников, подготовке проблемы, умения импровизировать по ходу беседы. Разновидностью дискуссии являются теледебаты. На современном ТВ чаще всего бывает включена в ток–шоу.
Слайд 29В целях повышения доверия аудитории можно использовать приемы, предложенные в
1980-х годах одним из самых популярных ведущих того времени Томашем
Витраном (Австрийское ТВ):
1. спонтанность (А вот я подумал…; Знаете. Что мне только что пришло в голову, искренние эмоциональные реакции и описание эмоционального состояния);
2. самораскрытие (зрители видят, как информация поступает в студию, как работает оператор, как гость готовится к эфиру, видят работу всей команды, а не только ведущих). Сегодня этот прием используетсядаже в заставках к выпуску новостей, во многих развлекательных передачах);
3. детализация сфер общения (крупные планы элементов движения, жестов, мимики, ракурсы камеры, подчеркивающие кинестетику). Это по форме напоминает общение на короткой дистанции.
Слайд 30Пресс-конференция
Пресс–конференция — жанр аналитической публицистики, представляющий собой усложненный вариант интервью
с несколькими (многими) журналистами, проводимое по жесткой схеме, в ограниченное
и фиксированное (назначенное) время и с синхронным переводом, в определенном, приспособленном для контроля месте, куда журналисты приглашаются с предварительной аккредитацией или по телефонной заявке (факсу на бланке органа СМИ). Обычно проводится в связи с определенным событием и может включать вступительное сообщение, аналогичное брифингу. Дает пресс–конференцию значимый представитель органа или страны, предпочтительно его глава (например, премьер–министр или посол), который может переадресовать вопрос помощнику–специалисту (в России — пресс–секретарю), но и при его ответе своим присутствием подтверждает соответствие прозвучавшего ответа официальной позиции представляемого органа (страны). Пресс–конференция не может иметь сценария (телевизионные передачи с аналогичным названием относятся к жанру ток–шоу, см.) и проводится либо самим отвечающим на вопросы, либо его пресс–атташе, предлагающим задать вопрос журналисту по его выбору. От журналиста требуется перед вопросом назвать себя и орган СМИ, им представляемый. Как правило, не позволяется задать второй вопрос представителю того же самого СМИ. На каждый вопрос может быть дан эффектный краткий ответ. Пресс–конференция почти всегда проходит в режиме жесткой конкуренции, как между журналистами за право задать вопрос, сделать это первым или последним, так и между задающими вопросы и отвечающим (отвечающими) и служит прекрасной школой для журналиста, который должен уметь обратить на себя внимание (часто вопрос задается для этого) и построить вопрос так, чтобы отвечающий не смог уйти от ответа. Политик делает это часто, откровенно используя почти любые вопросы как повод для высказывания строго того, что он считает нужным довести до сведения общественности, по своим причинам предпочитая форму пресс–конференции брифингу.
Слайд 31Круглый стол
Полифония мнения экспертов. Ведущий выполняет функции модератора, иногда становясь
участником. В случае успешного развития событий используется прием самоустранения.
Круглый
стол всегда имеет модульный характер построения. Должно быть четкое деление на тематические блоки. Это деление и осуществляет ведущий.
Слайд 32Ток-шоу
Ток–шоу — разговорный жанр, современный аналог теледискуссии, от англ. talk–show
— заимствованный в связи с возможностью прямого эфира западный жанр,
адресованный «не всем, но каждому». В настоящее время хорошими примерами типичного ток–шоу являются «Поехали», «Мы», «Тема», «Про это», «Моя семья», «Национальный интерес» и «Я сама». В настоящее время является одним из наиболее распространенных на отечественном телевидении жанров, как бы ни анонсировалась соответствующая передача. Так называемая "телевизионная пресс–конференция" на самом деле принадлежит жанру ток–шоу уже потому, что ведущий сам же задает большинство вопросов, приготовив заранее сценарий или сценарный план. При такой организации передачи практически исключается возможность в ней политической игры, непредсказуемости вопроса и выявление неожиданной информации для компетентного человека, происходит лишь актуализация уже существующей в недрах аудитории информации. Элементы ток–шоу могут иметь даже информационные программы и почти всегда — информационно–аналитические, что является характерной особенностью отечественного телевидения. Жанр ток–шоу скорее развлекательный, чем информационный, и при отсутствии мониторинга аудитории чреват скукой и потерей адресности.