Слайд 1
АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
(РАБОТ, УСЛУГ)
Слайд 2
Одним из важнейших объектов
экономического анализа деятельности промышленных организаций является
себестоимость.
Слайд 3Что такое себестоимость
Себестоимость – есть выраженные в денежной форме затраты
на производство и продажу продукции.
Слайд 4Себестоимость продукции
(работ, услуг)
Слайд 5Анализ себестоимости может быть
Слайд 6Система обобщающих показателей планирования и оценки себестоимости
Слайд 7Себестоимость в зависимости от этапов ее формирования
Слайд 8Расходы, входящие в состав калькуляционных статей
Слайд 9
Прямые материальные затраты
+
Прямые трудовые затраты
+
Потери от брака
+
Общепроизводственные расходы
=
Производственная себестоимость продукции
+
Коммерческие
(внепроизводственные) расходы
=
Полная себестоимость продукции.
Слайд 10АНАЛИЗ ПРЯМЫХ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ
К обобщающим показателям, характеризующим группу прямых материальных
затрат, относятся:
1) Удельный вес прямых материальных затрат в производственной себестоимости
продукции;
2) удельный вес прямых материальных затрат в полной себестоимости продукции;
3) удельный расход прямых материальных затрат на 1 р. объема продукции;
4) удельный вес прямых материальных затрат на 1 р. продукции в общих затратах на 1 р. продукции.
Из факторов, влияющих на прямые материальные затраты, можно выделить возможное снижение затрат за счет:
• корректировки норм расходов;
• замены материалов, изменения рецептуры сырья;
• изменения цен на сырье и материалы;
• снижения транспортно-заготовительных расходов;
• замены покупных изделий и полуфабрикатов;
• снижения потерь от отходов;
• ликвидации потерь и порчи деталей в производстве, на цеховых складах
Слайд 11АНАЛИЗ ПРЯМЫХ ТРУДОВЫХ ЗАТРАТ
В прямые трудовые затраты входят: основная и
дополнительная заработная плата производственных рабочих и отчисления на социальные нужды.
Схема
расчета отклонений:
ΔПТЗ =Σ(К1 ⋅Ц1) −Σ(К0 ⋅Ц0 )
Кроме общего отклонения, рассчитываются и анализируются обобщающие показатели:
1.Зарплатоемкость продукции по прямым трудовым затратам.
2.Общая зарплатоемкость продукции.
3.Удельный вес прямой зарплатоемкости в общей зарплатоемкости.
4.Удельный вес прямой заработной платы в общих затратах на 1 р. продукции.
5.Удельный вес заработной платы в полной и производственной себестоимости продукции.
6.Соотношение темпов роста выведенных коэффициентов.
Цель анализа – поиск резервов экономии на оплату труда, которые, прежде всего, заключаются в ликвидации выплат непроизводственного характера: доплат сдельщикам, в связи с изменением условий работы, за работу в сверхурочное время, оплаты вынужденных простоев, брака по вине рабочих и т.п.
Слайд 12Анализ расходов по обслуживанию производства
1.Общепроизводственные расходы (ОПР) - расходы для
ремонта и ухода за оборудованием; амортизация оборудования и транспортных средств
; заработная плата с отчислениями на социальные нужды рабочих, обслуживающих оборудование; расходы всех видов энергии, пара, сжатого воздуха; услуги вспомогательных производств по обслуживанию оборудования и рабочих мест и прочие расходы, связанные с использованием оборудования.
Слайд 13Анализ расходов по обслуживанию производства
2.Общехозяйственные расходы (ОХР)-административно-управленческие расходы, затраты на
содержание общехозяйственного персонала, амортизационные отчисления и расходы на ремонт и
содержание основных средств общехозяйственного назначения, расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг, а также услуг связи и банков, расходы на пожарную и сторожевую охрану, подготовку и повышение квалификации кадров и другие расходы общехозяйственного назначения.
Слайд 14Анализ расходов по обслуживанию производства
Анализ общепроизводственных постоянных расходов заключается в
определении абсолютных отклонений по каждому их виду по сравнению с
данными предыдущего периода и сметой, в выявлении причин изменений, в том числе причин превышения сметных затрат.
ΔРСЭО = РСЭО1 – РСЭО0;
ΔРСЭОотн = РСЭО1 – РСЭО0 ⋅ IV,
где IV – индекс продукции (работ, услуг), причем объем продаж может быть измерен по базовым (плановым) продажным ценам, базовой (плановой) производственной себестоимости либо на основе объема реализации в натуральном выражении.
В процессе анализа общехозяйственных расходов устанавливаются абсолютные отклонения от плана (сметы) и данных предыдущего периода как в целом по группе, так и по каждой статье в отдельности:
ΔОХР = ОХР1 – ОХР0.
Слайд 15Анализ потерь от брака
Брак продукции – это непроизводительные затраты материальных,
трудовых и денежных средств. Различают исправимый и неисправимый (окончательный) брак
в производстве.
Потери от брака в себестоимости продукции определяются как разность между затратами на брак и стоимостью компенсированных затрат. В свою очередь затраты на брак складываются из себестоимости окончательно забракованных изделий и расходов на исправление брака. При этом, компенсация части затрат на бракованную продукцию может осуществляться за счет взыскания определенных сумм с лиц и организаций-виновников брака и за счет его использования.
Кроме абсолютных показателей потерь от брака и затрат на него, в ходе экономического анализа определяются также следующие относительные показатели:
1) средний уровень затрат на брак – отношение суммы затрат на брак к цеховой себестоимости продукции, %.
2) средний уровень потерь от брака – отношение суммы потерь от брака к цеховой себестоимости продукции, %.
3) доля невозмещенных затрат – отношение суммы потерь от брака к сумме затрат на брак, %.
Слайд 16Основными причинами брака продукции могут быть:
• ошибки в конструкторской и
технологической документации;
• нарушения технологического процесса;
• неисправность и неотлаженность оборудования;
•несоответствие качества
материальных и покупных полуфабрикатов стандартам или техническим условиям;
•скрытые пороки заготовок или обработки на предыдущих операциях и др.
Слайд 17Анализ коммерческих расходов
В состав коммерческих расходов включают расходы:
• на затаривание
и упаковку изделий на складах готовой продукции;
• по доставке продукции
на станцию отправления, погрузке в транспортные средства;
• на комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;
• на затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты;
• на представительские расходы;
• на другие аналогичные по назначению расходы.
Детализация причин отклонений от смет затрат по каждому виду расходов производится по данным аналитического учета к счету 44 «Расходы на продажу».
К резервам возможного снижения себестоимости продукции в части расходов на продажу следует отнести суммы неоправданных перерасходов по отдельным их видам
Слайд 18Анализ коммерческих расходов
Анализ следует начинать с определения абсолютных отношений в
целом по статьям расходов и по каждому их виду в
отдельности, а в части переменных затрат – еще и с расчета относительных отклонений:
ΔКРабс = КР1 – КР0
ΔКРотн = КР1 – КР0 ⋅ IV
Относительные отклонения по каждому виду переменных затрат характеризуют экономию (перерасход) за счет соблюдения сметных расходов.
Влияние изменения объема продаж определяется путем умножения предусмотренных сметой сумм затрат на индекс прироста (снижения) объема реализации:
ΔКРОП = КР0 ⋅ (IV – 1)
Совместное влияние обоих факторов отражает величину абсолютного отклонения от сметы по каждой статье затрат:
ΔКРотн + ΔКРОП = КР1 – КР0 ⋅ IV + КР0 ⋅ (IV – 1) = КР1 – КР0.
Слайд 19ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ
НА ПРОИЗВОДСТВО
Классификация
резервов снижения
себестоимости продукции