Слайд 1Самарский институт повышения квалификации работников образования
Кафедра преподавания языков и литературы
АНАЛИЗ
ТЕКСТА.
Драма
Самара,2014
Слайд 2ПОЭТИКА -
взаимодействие, гармоничное единство всех компонентов текста.
Поэтический анализ – рассмотрение
структуры художественной и семиотичекой целостности.
Слайд 3Драма (греч.) - действие
Драма предназначена для постановки на сцене, поэтому
события непосредственно разворачиваются перед зрителем.
Драма – синтетическое искусство.
Этим обусловлены
поэтические особенности драмы.
Слайд 4Формы выражения авторского сознания в драме
1. Сюжетно-композиционный
2. Словесный
Слайд 5Особенности Драмы:
Драма строго ограничена во времени: здесь 2 времени –
внешнее (художественное) и внутреннее (сценическое).
2. Действие драмы – концентрированное, конфликт
– острое противоречие в настоящем.
3. Напряженность развития действия требует особого развития сюжета – «единство действия».
Слайд 63. Напряженность развития действия требует особого развития сюжета – «единство
действия».
Единство действия – связность, стройность, логическая завершенность действия как в
главных частях, так и в деталях.
4. В драме способом действия становится слово. Поэтому диалог – наиболее интенсивная форма драмат столкновения.
Слайд 7
Монолог в драме – форма выражения авторского сознания и форма
противостояния персонажа другим действующим лицам.
Зачастую важно не то, что герой
говорит, а то, что он делает – так образуется «подтекст».
Слайд 85. Автор выражает себя:
в отборе явлений жизни
в выборе и расстановке
действующих лиц
в авторских ремарках, в комментариях к списку действ лиц
в
названии пьесы
в природе конфликта
в характере развития сюжета
Слайд 9Жанры Драмы:
Трагедия
Комедия
Драма
Трагикомедия
Водевиль
Сценка
Слайд 10Типы конфликтов в Д.:
Трагический конфликт – противоречие между личной инициативой
героя и роковыми обстоятельствами, между долгом и страстью, между необходимостью
и личными чувствами.
Стороны принципиально непримиримы, поэтому герой гибнет.
Непримиримость – причина внутреннего надрыва героя, его внутренней катастрофы.
Слайд 11Комический конфликт – несоответствие жизненных положений, характеров авторскому представлению о
должном.
Комическая борьба возникает между положительным героем и его окружением, между
миром пьесы и авторским идеалом (Н.Гоголь).
Природа комического может быть иронической (А.Чехов), сатирической (Мольер), саркастической, юмористической.
Слайд 12Драматический конфликт:
Герой вступает в противоречие с миром, но внутреннего (духовного,
ценностного конфликта) нет. Нравственно цельный герой.
Столкновение развертываются между персонажами, между
группами, между персонажем и группой.
Слайд 13
Трагикомический конфликт соединяет в себе природу комического и трагического.
В трагикомедии
показано отклонение от нормы в сторону смешного, но раскрываются глубокие
ценностные и духовные противоречия, о которых персонаж может даже не догадываться.
Между миром персонажа и миром автора возникает особое поле «истинного смысла» рассказанной истории, которая разыграна перед зрителем.
Слайд 14Структура конфликта в Д.
Экспозиция
Завязка
Развитие действия
Кульминация
Развязка
Эпилог
Слайд 15Драматическое произведение-
СО-БЫТИЕ текста – авторского
прочтения (интерпретации автора) и восприятия зрителя (интерпретации зрителя)
Слайд 16 Анализ драматического произведения
1. История создания.
2. Тема, идея, проблематика.
3. Жанр,
своеобразие и структура конфликта.
4. Особенности развития конфликта (действия): сюжет, композиция,
хронотоп.
5. Характеристика системы персонажей (центральные второстепенные, внесценические персонажи), их функция в конфликте.
6. Обоснование своеобразия авторской позиции.
7. Смысл заглавия (к п.2,3)