Слайд 2Критерии анализа урока
0. Исходным пунктом анализа является определение реального
места данного урока в системе жизненных приоритетов, ценностей и планов
детей. Смысл конкретной ситуации учебного процесса определяется ее объективным значением - отражением в ней значимых для данного возраста проблем, межпредметными связями учаемого материала, представленностью в содержании урока сфер внеучебной деятельности и увлечений учащихся, жизненных планов, намерений, коллизий. Личностно-развивающая эффективность урока в этом смысле зависит от того, в какой мере он включен в жизнедеятельность детей.
Слайд 31. Ориентировка учащихся в предметной области, усвоение основных элементов содержания
образования.
Суть этого критерия состоит в
том, чтобы выявить, насколько целостно усваивается учащимися ансамбль различных видов опыта – знаниевого, деятельностного, творческого, социального, личностного.
Этот обобщенный критерий дифференцируется на множество других критериев, выявляющих качества знаний, эффективность способов деятельности, уровень творчества, проявление личности, востребованные данной ситуацией.
Слайд 42. Формирование у учащихся опыта самоорганизации, культуры труда, что предполагает
показ учащимся на уроке образцов организации учебной деятельности, ее способов,
техник, приемов самоконтроля, сотрудничества с партнерами.
3. К критериям качества урока относится также целесообразное сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся, продуманная последовательность этапов учебной работы, благодаря чему оптимально распределяется содержание, поддерживается уровень активности учащихся на протяжении всего занятия, обеспечивается сочетание воспроизводящей и творческой, коллективной и индивидуальной работы.
Слайд 54. Современный урок предполагает непрерывное мотивационное обеспечение деятельности учащихся. Это
достигается учителем благодаря специальной подборке материала (новизна, историзм, практическая направленность,
показ новейших научных проблем), композиции методов обучения (проблемность, самостоятельность, творчество, исследовательский подход), эмоционально-смысловому контакту участников учебного процесса (эмоциональный тонус, взаимопринятие, оптимизм, поддержка, достижения, проявления индивидуальности). Наконец, это влияние профессиональных, личностных, харизматических качеств учителя.
Слайд 6Способы анализа урока: рассмотреть
включение в содержание урока специально подобранного
материала, позволяющего ученикам выразить свое отношение к изучаемому;
организация деятельности учащихся,
содержащей возможность рефлексии, самооценки и других проявлений личностного опыта учащихся;
проектирование затруднений, побуждающих учащихся к волевой активности;
разработка элементов деятельности учащихся, которые бы актуализировали стремление к достижениям, к саморазвитию;
Слайд 7введение в структуру урока заданий развивающего характера, пробуждающих интерес к
процессу творчеству;
построение учебной деятельности, требующей взаимодействия, коммуникации, сотрудничества;
учет интересов и
жизненных планов учащихся при дифференциации учебных заданий;
применение активных и интерактивных методов обучения — групповых, коллективно-распределенных, игровых, контекстных и др.;
передача учащимся функций самоконтроля, обнаружение ими и исправление собственных ошибок;
Слайд 8дозированная помощь учащимся с целью поддержания достаточного уровня самостоятельности и
режима напряжения («зона ближайшего развития»);
осознание учащимися логики урока, проявление познавательной
инициативы, постановка собственных вопросов и проблем;
диалог как преобладающий стиль общения на занятии, умение слушать друг друга, возможность проявить свою позицию, выразить собственное мнение, взаимную толерантность;
стремление достичь результата путем собственных усилий, отсутствие страха «рискнуть», пойти «собственным путем»;
Слайд 9самостоятельность речи и общения, рефлексивные высказывания учащихся;
предъявление учебного материала в
виде задач и проблем, принятие их учащимися;
имитационно-игровое моделирование социальных проблем
и коллизий, принятие учащимися ситуации игры и игровой роли;
авторская позицию учителя, стремление реализовать собственную индивидуальность;
разнообразия профессиональной деятельности педагогов (это, как мы полагаем, касается методики, стиля, концепций, с которыми учителя приходят на свои уроки, композиции элементов учебного процесса, индивидуального жизненного опыта, авторской педагогической системы и т.п.).
Слайд 10Общая схема анализа урока
1. Дата посещения.
2. Школа, город, район.
3.
Класс, учитель.
4. Тема урока.
5. Количество учащихся по журналу.
6. Количество присутствующих
на уроке.
7. Число опоздавших.
8. Есть ли у учителя план данного урока- да, нет.
9. Обстановка в классе: чистота, освещенность, проветренность помещения и др.
10. Оборудование: подготовлены ли наглядные пособия, техническая аппаратура, их целесообразность и необходимость на уровне.
11. Тема урока. Цели урока: определяет ли учитель цель урока, информирует ли учащихся о цели и задачах урока, как он это осуществляет.
Слайд 11
Планирование и реализация
целей урока
Слайд 12Образовательные задачи
А) усвоение новых знаний;
Б) формирование новых умений;
В) повторение пройденного
материала;
Г) закрепление умений и навыков.
Слайд 13Воспитательные задачи
А) формирование элементов диалектического мировоззрения;
Б) воспитание идейно политических
убеждений;
В) воспитание нравственных чувств и убеждений;
Г) эстетическое воспитание.
Слайд 14Развивающие задачи
А) развитие наблюдательности;
Б) развитие памяти;
В) развитие воображения;
Г) развитие
мышление;
Д) развитие речи;
Е) развитие познавательных интересов;
Ж) развитие познавательной самостоятельности;
З) развитие
творческих способностей.
Слайд 15Составные части урока
1) проверка домашнего задания;
2) опрос учащихся;
3) объяснение
нового материала;
4) устное закрепление нового материала;
5) устное закрепление ранее
пройденного;
6) письменное решение задач и выполнение упражнений на закрепление нового материала;
7) письменное решение задач и выполнение упражнений на закрепление ранее пройденного;
Слайд 168) Самостоятельная практическая работа:
а/ с
учебником /хрестоматией/,
б/ с первоисточниками,
в/ с картиной (иллюстрациями),
г/ с картой,
д/ с таблицами,
е/ с справочниками,
ж/ с приборы,
з/ с обучающими машинами и
контролирующими устройствами
9) Творческая работа учащихся:
а/ сочинение
б/ составление и решение производных задач
в/ устное решение проблемных / спорных / вопросов.
Слайд 17
Содержание урока
1. Соответствует ли требованиям программы ……………………… да, нет
2. Научная правильность изложения материала учителем …. правильно, нет,
3.
Соответствие социальным заказам общества содержания урока
а) материал требовал методологической направленности изложения и учитель осуществил это на уроке
б) материал требовал методологической направленности, а учитель не осуществил
Слайд 184. Как отобран и изложен учебный материал, вынесенный на урок:
а) перегружен излишними фактами, именами, хронологическими датами; главные теоретические
положения не выделены;
б) материал изложен слишком схематично, обобщенно, неубедительно (мало убедительных примеров, конкретных фактов, необходимых аргументов);
в) конкретные факты правильно соотнесены с общими теоретическими выводами, главное четко выделено учителем, убедительно доказано.
Слайд 19
5. Характер изучения нового материала:
а) ставились познавательные задачи……………………. да, нет
б)
обсуждались дискуссионные проблемы ……………….да, нет
в) создавались проблемные практические ситуации……да, нет
г)
учитель устно выделил главное в новом материале …да, нет
д) новые термины, определения, формулы, главные выводы и т.п. учащиеся записали тетради…………………………… да, нет
е) изучаемый материал связывался с жизненным опытом учащихся ……………………………………………………… да, нет
ж) учитель показал возможность применения новых знаний на практике (если они могут применяться) ………………… да, нет
з) учитель реализовал воспитательные возможности, заложенные в учебном материале …………………...… да, нет
Слайд 20Анализ методов и приемов обучения, используемых
на уроке физики
Слайд 21
1. Какие методы были использованы на уроке:
Рассказ учителя.
Самостоятельная работа учащихся:
Объяснения.
а) с учебником и другими учебными книгами;
Школьная лекция. б) с первоисточниками;
Беседа. в) с наглядными пособиями;
Дискуссия г) решение примеров, задач;
(обсуждение д) выполнение упражнений;
проблем, е) составление сравнительных обобщающих
спорных вопросов). таблиц, диаграмм, графиков;
Инструктаж к ж) выполнение лабораторных работ;
самостоятельной з) выполнение творческих работ: сочинений,
работе учащихся. составлений расчетов и решение задач на
основе наблюдений и.т.п.;
и) работа с дидактическими и
программированными материалами;
к) работа с обучающими машинами и
контролирующими устройствами.
Слайд 22
2. Правильность выбора методов для данного урока
Применяемые
методы соответствовали (полностью, частично, не соотв.):
а/ целям и задачам данного
урока;
б/ содержанию и характеру учебного материала, вынесенному на урок;
в/ готовности учащихся к усвоению материала;
г/ состоянию материальной базы и учебного оборудования школы.
Слайд 233. Эффективность методов обучения (обучающее, развивающее и воспитывающее)
(в знач. мере,
частично, слабо, не влияет)
а/ развивали наблюдательность;
б/ развивали метод;
в/ развивали воображение;
г/
развивали мышление;
Слайд 24д/ развивали речь учащихся;
е/ развивали интерес к предмету;
ж/ позволили интенсифицировать
обучение на уроке (многому научить в короткое время);
з/ формировали у
учащихся умения и навыки самостоятельной учебной работы;
и/ учили добыванию знаний из разных источников;
к/ развивали творческие силы и способности учащихся;
л/ воспитывали положительное отношение к учению;
м/позволяли реализовать воспитательные возможности, заложенные в содержании материала данного урока.