Слайд 1Андре́й Андре́евич Вознесе́нский
Слайд 2 Андрей Андреевич Вознесенский, по происхождению – из духовного
сословия, по образованию – архитектор. По воле Божьей – Поэт.
Слайд 3
Родился 12 мая 1933 года в Москве. Отец – Вознесенский
Андрей Николаевич (1903 г. рожд.). Мать – Вознесенская Антонина Сергеевна
(1905 г. рожд.). Супруга – Богуславская Зоя Борисовна, известная писательница, кино- и театральный критик, общественный деятель.
Слайд 4
Советский и российский поэт, публицист, художник и архитектор.
Лауреат Государственной премии СССР(1978) и Премии Правительства РФ (2010,
посмертно). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (2004).
Один из известнейших поэтов середины XX века, т.н. шестидесятников. Также известен как поэт-песенник. Дважды удостаивался американских премий. На Парижском фестивале «Триумф» (1996) газета «Нувель Обсерватер» назвала А.А. Вознесенского «самым великим поэтом современности».
Слайд 5Тяга к поэзии проявилась у Андрея Вознесенского еще в юности.
Огромное влияние на его судьбу оказал Борис Пастернак, когда-то написавший юному,
четырнадцатилетнему поэту, который прислал ему свои первые стихи: «Ваше вступление в литературу – стремительное, бурное, я рад, что до него дожил». Действительно, несмотря на то, что Андрей окончил Московский архитектурный институт (1957) и получил специальность архитектора, его жизнь уже полностью принадлежала литературному творчеству.
Слайд 6В 1958 году его стихи появляются в периодически, а начиная
с поэмы «Мастера» (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое
пространство современности, получив признание миллионов читателей. В то время поэтические вечера стали собирать полные залы. Поэты привлекали многотысячные аудитории на стадионы, стали кумирами милионов. И одним из первых в этой замечательной плеяде был Андрей Вознесенский. Его сборники моментально исчезали с прилавков, каждое новое стихотворение становилось событием
Слайд 7О творчестве А.А.Вознесенского
Всегда остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная поэзия Андрея
Вознесенского воплощает в себе своеобразный синтез лирики и философского концепта,
музыкальности и бьющей в набат тревоги. Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры, тематические “порывы” ломали устоявшиеся каноны “благополучной” советской поэзии.
Лирика Андрея Вознесенского требует пристального, может быть, многократного прочтения, потому что поэт обращается к вопросам сложным, он избегает готовых выводов и решений. Помимо сложного ассоциативного мышления, характерного для творческой практики Вознесенского, он склонен к резкой смене настроений, интонаций, метафор и лексических уровней.
Слайд 8Перу А.А. Вознесенского принадлежит полтора десятка сборников прозы и стихов,
в том числе «Треугольная груша», «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966),
«Взгляд» (1972), «Витражных дел мастер» (1976), «Избранная лирика» (1979), «На виртуальном ветру» (1998), а также «Дубовый лист виолончельный», «Казино «Россия», «Девочка с пирсингом», «Жуткий кризис “Суперстар”», «Страдивари страдания», «Видеомы», «Гадание по книге», «Аксиома Самоиска», и др. В мае 1986 года А. Вознесенский закончил поэму «Ров», в которой выступил против вопиющего издевательсва над памятью тысяч мирных жителей, расстрелянных под Симферополем во время Великой Отечественной войны.
Слайд 9Критик Л. Озеров отмечал: «Я — где боль, везде» —
жизненный и творческий принцип Маяковского становится и для Вознесенского ведущим…
Болевой порог этого поэта низок, нервы его обнажены «…ты пощупай ее ладонью — болит!» Это «болит» прокатывается по всей поэзии Андрея Вознесенского. Бьют собаку — болит. Бьют женщину — болит. Уничтожают народ — боль. Несут атомную гибель человечеству — боль.
Прости мне, человеку, человек, -
история, Россия и Европа,
что сил слепых чудовищная проба
приходится на край мой и мой век.
Прости, что я всего лишь человек.
Надежда, коронованная Нобелем,
Как страшный джинн,
рванулась над Чернобылем.
Слайд 10Его жизнь, как и подобает жизни настоящего поэта, полна взлетов
и падений, признания и замалчивания. В свое время он подвергся
резкой критике Н.С. Хрущева, с первым появлением в его "Антимирах" на сцене Театра на Таганке Владимира Высоцкого с гитарой, потом – с альманахом "Метрополь« был под угрозой высылки из страны, после чего ряд лет тексты Андрея Вознесенского изымались из печати.
Слайд 11Творчество Андрея Вознесенского вызывает пристальный интерес литературной критики. По мнению
А.А. Михайлова, «Андрей Вознесенский — поэт более сложный для восприятия
на слух, чем Евтушенко или Рождественский, и тем не менее его эстрадным выступлениям сопутствует успех в самых разных аудиториях.
Слайд 12Вместе с усложнением поэтики Вознесенский широко ввел в поэзию то,
что Маяковский называл «корявым говором миллионов» — язык улицы, грубоватую
фразеологию повседневного быта, открывая в них новые источники выразительности. Еще один излюбленный прием Вознесенского — оксюморон, сочетание слов с противоположным смыслом («Оглянись вперед», «Реквием оптимистический»).
Слайд 13На стихи поэта написаны многие популярные эстрадные песни, в том
числе "Миллион алых роз" на музыку Раймонда Паулса, где поэт
в стихах пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе. Рок-опера «Юнона и Авось», написанная на либретто Вознесенского А.Рыбниковым, была поставлена в 1981 году М.Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола. Наиболее известен романс «Я тебя никогда не забуду», основанный на стихотворении «Сага».
Слайд 14Андрей Вознесенский – автор эссе и статей по вопросам литературы
и искусства. Много и плодотворно занимался переводами, активно участвовал в
организации авторских вечеров молодых поэтов. В 1979г. он принял участие в выпуске неофициального альманаха «Метрополь».Он опекал молодых ребят, искал талантливые строчки по крупицам, доказывал: если этот человек может написать такую строку, он одарен, его просто надо поддержать. И поддерживал. Сам находил спонсоров, деньги.
Слайд 15А.А. Вознесенский был вице-президентом Русского Пен-Центра, его усилиями и инициативой
был создан музей Бориса Пастернака в Переделкино. Он избран академиком
и почетным членом восьми академий мира, в том числе Российской академии образования, Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и др.
Слайд 16В последние годы Андрей Вознесенский жил в Москве в Переделкино.
Он скончался 1 июня 2010 года в Москве после продолжительной
болезни, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.
Слайд 17Вознесенский оставил богатейшее поэтическое наследие — и силлабо-тонические стихи, и
верлибры, и поэмы «Мастера», «Авось!», «ru», «Комп-ра», «Часовня Ани Политковской»,
«Большое заверещание»...
На то Вознесенский и поэт, что при всём своём авангардизме (на мой взгляд, условном) он остался художником пушкинской традиции, ни на секунду не забывавшим о том, что дано из основных предназначений поэта не только, как он сам пишет, «демонстрация языка», но и — «милость к падшим». Не только любовь к ближнему, но и «любовь к неближнему» — вот основной лейтмотив поэзии Вознесенского.
— Евгений Степанов