Слайд 1ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Слайд 2ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
(конец IY вв. до н.э. – Y в.
н.э.)
Философия - способ улучшить жизнь
Философские школы:
Менее идеалистичны
Меньше занимались поискам
идеальной истины
Уделяли больше внимания взлетам и падениям повседневной жизни.
Вопрос для них стоял не в том, что есть реальность, а в том как лучше всего жить в этой реальности.
Слайд 3Философские школы эпохи эллинизма
Эпикуреизм –философия сознательного убегания от боли
Стоицизм –философия
отказа от управления происходящим
Скептицизм – философия сомнения в собственных мыслях,
в авторитете тех, кто утверждает, что что-то знает, призванная защитит человека от ложных убеждений
Неоплатонизм - философия мистически-интуитивного познания высшего, оказавшая значительное влияние на становление христианского вероучения
Слайд 4Школа скептиков – 4 в. до н.э. по 3 в.н.э.
Острое
ощущение непознанности, переходящее в непознаваемость мира
Осознание относительности даже самых устойчивых
представлений о мире .
Возникает как результат разочарования познания посредством разума
Скептик – ищущий, исследующий, рассматривающий…
Слайд 5Основные положения:
Окружающий мир для нас не познаваем, мы можем говорить
лишь о внешней видимости.
Ни о чем мы не можем утверждать
ничего определенного.
Поскольку невозможно познать суть вещей – мы не можем говорить ни о прекрасном, ни о безобразном, ни о справедливом, ни о несправедливом.
Слайд 6Всякому нашему утверждению
о предмете или явлении может быть с
равным правом и равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение.
На
любое»Да» - всегда найдется «Нет».
А потому бесполезно найти какую-то точку зрения, одинаковую ценность…
Слайд 7Пиррон из Элиды (ок.360-270 гг.)
древнегреческий философ, основатель скептицизма (пирронизма)
«Мы,
греки, изнемогаем в погоне за счастьем, – а здесь, по
эту сторону моря, оно осуществляется на деле; только умерев для жизни, только отринув беспокойную волю, может человек наслаждаться миром. Какой же путь должна избрать наша душа, чтобы достигнуть своего идеала?».
Слайд 8Пиррон
систематизировал все виды сомнений
Хотя он начал с идеи,
что мы ничего не можем знать, он стремился понять –
как это знание определяет наш образ жизни.
Слайд 9Сомнение во всем
должно избавить людей от ненужных забот, тревог и
заблуждений.
Человека, во всем сомневающегося, ничто в этом мире не
может взволновать или огорчить.
Слайд 10Нужно воздержаться от каких-либо суждений
Не присоединяться ни к
какой точке зрения
В результате - атараксия (основной принцип жизни)
Безмятежность
- такое безразличие достигается путем самовоспитания.
Философ стремится к счастью, но оно состоит в невозмутимости и отсутствии страдания.
Атараксия – единственно доступное для философа счастье.
Слайд 11Через осознание факта, что ничему нельзя доверять в этом мире,
скептики способствовали достижению отрешенности от внешнего мира.
Если мы поймем, что
в мире нет ничего определенного, то будет легче отбросить свои ожидания относительно того, как все должно быть.
Иногда, на практике – поступать так как принято, как все, действуя по обстоятельствам, ничего не доказывать – и в результате – конформизм –приспособленчество.
Слайд 12Один из главных аргументов скептиков в защиту того, что мы
ничего не можем знать наверняка, заключался в том, что все,
что мы видим вокруг, может быть только плодом воображения.
Смысл этого парадокса в том, что все наши идеи о реальности могут быть просто идеями и ничем больше.
Слайд 13Если мы не можем доверять своим собственным чувствам, мы не
можем доверять и мнению других людей.
Скептицизм в измененной форме может
быть важным и влиятельным подходом.
Современная наука, во многом построена на скептицизме.
Наука постоянно готова к тому, что гипотеза, которой пользуется научное общество для объяснения фактов, окажется ложной.
Слайд 14 Такой образ мыслей однако, не находил развития в течении
нескольких веков.
Тем не менее, древнегреческий скептицизм заложил прочный фундамент
для науки, которая вновь будет зарождена в 16-м веке.
Слайд 15СТОИЦИЗМ – к.4-го в. до н.э. до 3-го в. н.э.
Этапы
развития:
Ранняя Стоя (III-II вв.до н.э)
Зенон Китионский, Клаенф, Хрисигл и др.
Средняя
Стоя (II-I вв. до н.э.)
Панеттий, Посидоний
Поздняя Стоя (I-III вв. н.э.)
Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий
Слайд 16Этическая концепция.
Бог не отделен от мира и наполняет мир
Мир единый организм, целостен, постоянно погружен в себя, сосредоточен…
ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН
ЖИТЬ СООБРАЗНО ПРИРОДЕ – УЙТИ В СЕБЯ.
Слайд 17ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЛИ – ВОЛЕ.
ИЗ ВОЛИ ИСХОДЯТ СТОИЧЕСКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ –
ИХ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ.
Они необходимы, поэтому человеку нужно их постичь
и принимать мир таким каков он есть.
В мироздании все происходит по естественным законам, в нем все целесообразно ( и добро и зло).
Слайд 18Все происходящее предопределено судьбой.
Не пытались изменить свою жизнь, но пытались
жить в соответствии с превратностями судьбы.
Покорность и выносливость и стойкое
перенесение жизненных невзгод – есть высшее – ПРОЯВЛЕНИЕ СВОБОДЫ.
Идеал – апатия.
Слайд 19
ЧЕЛОВЕК ГОСПОДИН, А НЕ РАБ СВОИХ СТРАСТЕЙ
Учись властвовать над
собой ( как Сократ)
Человек обязан отличать порок от добродетелей.
Нужно
следовать добродетели.
Ничто не может лишить человека выбора.
Абсолютная невозмутимость.
Человек вовсе не рожден для наслаждений.
Жизнь полна страданий и катастроф, и человек должен быть всегда готов к ним.
Слайд 20Поэтому мудрецу
присуща умеренность, мужественность, рассудительность и справедливость.
ЭТО ОСНОВНЫЕ
ДОБРОДЕТЕЛИ перед лицом всемогущей судьбы…
Важнейшей чертой является признание человеческих существ
равными по природе
суждение о личности только по личным достоинствам – собственно философское начало коренится в самом человеке.
Слайд 21Постоянное самосовершенствование.
Идеал стоиков - Мудрец – поднявшийся над суетой окружающей
жизни, освободившийся от влияния внешнего мира (благодаря своей просвещенности, добродетели
и бесстрастию (апатии), самодостаточности (автаркии)
Пытались осуществить свои взгляды
Учение стоиков послужило одной из существенных основ раннего христианства.