Слайд 2Вопросы:
Характерные черты и периодизация античной философии
Философские школы досократического периода
Философские взгляды
классического периода
Философские школы эллинистическо-римского периода
Слайд 3«Кто не знает истории философии, в том числе и античной,
тот не может по-настоящему знать и ее современного состояния».
А.Г. СПИРКИН
Слайд 4Античная философия-
-философия античности(от лат. antiquus – древний), подразделяется на древнегреческую
и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI
в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах.
Слайд 5Возникновение греческой философии
Греческая философия как особое духовное явление возникает
в VII-VI столетиях до н. э. в греческих городах-колониях на
побережье Малой Азии. Это города Милет, Эфес, Клазомены. Эти города были перекрестками морских торговых путей и точками, в которых соприкасались различные культуры того периода.
Города богатели, и появились люди, свободные от повседневных нужд. А известно, что наличие свободного времени у достаточно большого слоя людей является одним из условий развития искусства, науки и философии.
С другой стороны, была возможность сравнивать мировоззрения, традиции и обычаи, религиозные верования различных культур.
Возникал вопрос, какими же должны быть истинные верования и нормы? И можно ли вообще говорить об истинных и ложных ценностях? Все это приводило к вопросу, с которого начинается философия, – что есть истина?
Вопрос об истине и, следовательно, философия возникают тогда, когда обнаруживается, что можно мыслить иначе и верить в иное.
Слайд 6 Древнегреческой называется философия, выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной
Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных центрах) Малой Азии,
Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи.
Слайд 8Современная Греция расположена в южной части Балканского полуострова и на
прилегающих к нему и к побережью Малой Азии островах и
занимает площадь 131 994 км². Граничит с Албанией, бывшей Югославской Македонией, Болгарией и Турцией. Омывается Средиземным морем, в том числе: Ионическим, Эгейским морями, а южное побережье Крита – Ливийским морем.
Слайд 10Досократический период
Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) школа «семи мудрецов» (Клеобул
из Линдоса, Периандр из Коринфа, Питтак из Митилен, Биас из
Приены, Фалес из Милета, Хилон из Лакедемона и Солон из Афин)
Гераклит Эфесский;
Пифагорейская школа;
Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон);
Атомистическая школа (Левкипп, Демокрит)
Слайд 11 Досократовскому ПЕРИОДу свойственно
Зарождение греческих полисов (государств);
Зарождение демократии;
Ярко выраженный
космоцентризм;
Повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;
Поиск
первоначала, породившего все сущее;
Гилозоизм – философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы;
Недискуссионный характер философских учений.
Слайд 12Представители
Анаксимандр
Анаксимен
Пифагор
Фалес
Ксенофа́н
Колофо́нский
Гераклит
И другие философы
Слайд 13Первые философские школы Древней Греции
Милетская школа (VI в. до н.э.)
Представители:
Фалес
(ок. 625-547 гг. до н.э.)
Фалес первоначалом всего
считал воду,
находящую
в беспрерывном
движении,
превращения которой
создают все вещи,
в конечном счете снова
превращающиеся в воду.
Землю он представлял
в виде плоского
диска, плавающего на
первоначальной воде.
Анаксимандр
(ок. 610-546 гг. до н.э.)
идя по пути
дальнейшего
обобщения опыта,
пришел к мысли, что
первичной
материи является апейрон:
неопределенная,
вечная и
беспредельная материя,
находящаяся
в постоянном движении.
Анаксимен
(ок. 585-525 гг. до н.э.).
полагал,
что первоначало
всего воздух,
который, разряжаясь
или сгущаясь,
порождает все многообразие
вещей.
Все возникает и возвращается
в вечно движущийся
воздух, в том числе и боги,
которые
подобно всем другим вещам,
являются
определенными
состояниями воздуха
Слайд 14Первый древнегреческий философ, представитель ионической натурфилософии и основатель милетской школы.
Родился в г. Милете (Малая Азия).
Был знатного рода, и
получил на родине хорошее образование.
Много путешествовал. Некоторое время жил в Египте, в Фивах и Мемфисе, изучал причины наводнений, продемонстрировал способ измерения высоты пирамид.
Считал, что именно он «привез» геометрию из Египта и познакомил с ней греков.
Прославился следующими изобретениями: гидравлические часы, арочные мосты, военная технику.
Сообщается, что умер Фалес, наблюдая за гимнастическими состязаниями, от жары и, скорее всего, давки.
Фалес из Милета(640/624 — 548/545 до н. э.)
Слайд 15Первым определил угловой размер Луны и Солнца
первым стал утверждать, что
Луна светит отражённым светом;
Фалес ввел календарь, по египетскому образцу
(в котором год состоял из 365 дней, делился на 12 месяцев по 30 дней, и пять дней оставались выпадающими).
Считается, что Фалес «изобрел глобус»
Фалес первым доказал несколько геометрических теорем
Деятельность в астрономии и геометрии
солнце
луна
Слайд 16взгляды
существующее возникло из некоего влажного аморфного первовещества, или «воды». Все
постоянно рождается из этого единого источника.
Сама Земля держится на
воде и окружена со всех сторон океаном. Она пребывает на воде, как диск или доска, плавающая на водоеме.
Все образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения;
при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом.
Фалес полагал, что Космос — один [един].
Слайд 17Старше всех вещей Бог, ибо он не рожден!
Прекраснее всего Космос,
ибо
он творение Бога.
О друзьях должно помнить не только в их
присутствии, но и в их отсутствии.
Мудрее всего - время, ибо оно раскрывает всё
Когда легче всего сносить несчастье? Когда видишь, что твоим врагам еще хуже.
Сильнее всего необходимость, ибо она одолевает всех.
Изречения
Слайд 18Анаксимандр (610-547 до н.э.)
Основные взгляды:
Первоначало всего сущего – «апейрон» –
вечная, бесконечная субстанция, из которой все
возникло, все состоит и
в которую все превратится.
Бог – первопричина, а Боги становятся мирами, универсумами, коих множество, и они-то
циклически возникают и гибнут.
Мир состоит из серий противоположностей, определяющих генезис Космоса.
Центр Вселенной – Земля, представляющая собой срез цилиндра, который парит в воздухе.
Слайд 19Анаксимен (585-525 до н.э.)
Основные взгляды:
Первоначало всего сущего – воздух,
который проходит в своем изменении ряд этапов:
огонь – воздух
– ветры-облака – земля – камни. Воздух, входящий в вышеуказанный ряд, не
тождественен с первоначалом.
Воздух – источник жизни и психических явлений.
Земля – плоский диск, парящий в воздухе.
Боги отождествляются с Природой.
Слайд 20В конце VI-началеV вв. до н.э. как стихийно- диалектический материалист
выступил
крупнейший философ этого периода Гераклит Эфесский
(ок. 530-470 гг. до
н.э.). Его основные философские положения:
• первоначалом всего сущего считал огонь;
• вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон
Диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);
• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении
(«в одну и ту же реку нельзя войти дважды»); известно приписываемое
Гераклиту изречение: «Панта рей» - все течет, все изменяется, которым
кратко сформулирована сущность его философии.
• был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;
• признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная
для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же
поступок человека может быть и хорошим, и плохим);
• всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;
• выступал за материальность человеческой и мировой души;
• был сторонником чувственного (материалистического) познания
окружающей
действительности;
движущей силой всех процессов считал борьбу:
«война (борьба) есть отец всему и мать всему».
Слайд 21Основные достижения Пифагора в его школе
доказал теорему, которая носит сейчас
его имя;
ввел доказательство в геометрию;
заложил основы теории пропорций (арифметических, геометрических
и гармонических);
развил теорию музыки и акустики;
высказал догадку о шарообразности Земли;
посредством чисел пытался осмыслить: справедливость, смерть, постоянство, мужчина, женщина и прочее.
Слайд 22Взгляды
Основа мира - числа, которые образуют космический порядок.
Земля шарообразной формы.
Движение
небесных тел подчиняется определенным математическим отношениям.
Все вещи противоположны (правое-левое, мужское-женское,
покой – движение
«предельное» - огонь, «беспредельное» – воздух из этого следует, что мир это взаимодействие огня и воздуха (пустоты).
«Все вещи – суть числа»
Слайд 23Изречения
Начало есть половина всего.
Будь одинаково равнодушен и к порицанию, и
к похвале.
Шутку, как и соль, следует употреблять с умеренностью.
Знай, что
никакое притворство долго скрываться не может.
Будь повелителем самого себя: царствуя и благоуправляя собою, ты будешь иметь превосходное владычество и самую важную должность.
Слайд 24ЭЛЕАТЫ – представители Элейской философской школы, существовавшей в VI—V вв.
до н.э.
в древнегреческом полисе Элея на территории
современной Италии.
Представители:
Философия элеатов
Ксенофан
Парменид
Зенон
Мелисс
Слайд 25Основные положения философии элеатов
Все философские мировоззрения, с точки зрения Парменида,
покоятся на одной из трех основных предпосылок: 1) только бытие
есть, небытия нет, 2) не только бытие, но и небытие существует и 3) бытие и небытие тождественны.
Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещей философские понятия предельной общности (бытие, небытие, движение).
Единое, исключающее количественную множественность бытие понимается элеатами как непрерывное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности вещей и их движение (апории Зенона о невозможности движения). Множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и поэтому они не суть бытие.
В познании элеаты разграничивают истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Последние знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Только разум может постичь истину о мире, исходя из тождества
мышления и бытия.
В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента:
1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие одно, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие (видимость) непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует.
Окружающий мир элеаты рассматривали как нечто изменчивое и подвижное, представляя его в рамках чувственного познания.
Слайд 26Атомистический материализм
Основателем атомистики был Левкипп (ок. 500-440 до н.э.), учение
которого продолжил
ученый-энциклопедист и философ-материалист Демокрит (460-370 до н.э.). Демокрит
считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистического направления).
Слайд 27Основные положения философии атомистов
Мир состоит из пространства и наполняющей
его материи, или из атомов и пустоты.
Атомы не возникают
и не уничтожаются. Они вечны и неделимы, просты и качественно неизменны.
Между ними существуют первоначальные отличия: форма, порядок и положение. Кроме того, они
различаются по величине и тяжести.
Принцип движения материи составляет основу всей атомистической системы. Атомы находятся в
извечном движении, атом — движущаяся материя.
Вселенная бесконечна, бесконечно и число миров в ней. Земля — плоская.
Признание всеобщей причинной необходимости является одним из основных принципов всей
системы атомистов. Отсюда атомисты одновременно и отрицают случайность, и признают ее:
отрицают в смысле беспричинности — никакое событие не может возникнуть без причины; признают
в смысле противоположности целесообразности - никакое событие в природе не возникает и не
происходит ради осуществления какой-либо цели. В этом смысле всякое событие случайно.
Исходным началом и основанием в познании являются ощущения, и всем, что дает для познания ум,
он в конечном счете обязан чувствам.
Жизнь и смерть организмов — это соединение и размножение атомов. Тот же принцип положен в
основу психологии: душа состоит из огненных атомов и есть временное соединение. Бессмертие
души отвергается.
Атомисты, в частности Демокрит, проявляют большой интерес к вопросам политики, государственного
устройства, вопросам и проблемам физики, математики, техники, эстетики, филологии, музыки.
Слайд 28Классический период
период расцвета греческой философской мысли
развитие категориальных средств постижения бытия
и богатство мыслей, опередивших свое время
появлением в рамках общефилософских представлений
зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой деятельности.
Слайд 29Философия софистов
СОФИСТИКА (V - первая половина IV вв. до н.э.)
не представляла собой единого круга мыслителей.
«Софисты» не есть название определенного
философского направления или особой философской
школы. Слово «софист», первоначально означавшее мудрец, искусник, изобретатель, со второй
половины V в. до н.э. означает особый тип философа-профессионала, учителя философии.
Представители: старшие софисты (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт,
Критий; младшие софисты – Ликофрон, Алкидамант, Трассимах.
Человек и сознание – основная проблема софистики. Софисты произвели смещение оси
философского исследования с природы на человека: именно в этом их историческое значение. В
центре внимания оказались человек и его психология: искусство убеждать требовало знания
логических форм сознания.
Свою правоту софисты доказывали с помощью софизмов – логических приемов, уловок, благодаря
которым умозаключение, на первый взгляд правильное, оказывалось в итоге ложным, и собеседник
запутывался в собственных мыслях.
Исходный принцип софистов: «Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в
том, что они не существуют» (Протагор). Отсюда субъективизм в оценках и суждениях, отрицание
объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях
человека.
Теория познания софистов ориентирована на отдельного индивида – субъекта познания
(субъективный идеализм). Объективное, истинное познание недостижимо (скептицизм), а всякое
знание относительно (релятивизм).
Релятивизм в теории познания служит обоснованием и нравственного релятивизма: софисты
показывали условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок.
Основные положения философии софистов
Слайд 30представители
Протагор
Горгий
Платон
Диоген
Аристотель
Сократ
И другие философы
Слайд 31Протагор (480–411 до н.э.)
Протагор происходил из Абдер (берег Фракии).
Приобрел известность
благодаря преподавательской деятельности в нескольких греческих городах, в частности, в
Сицилии и Италии.
Проводил жизнь в научных занятиях и первым выступил общественным учителем в Греции.
Первым открыто назвал себя софистом.
Был изгнан из Афин по обвинению в «нечестии», которое повлекла его книга О богах, начинавшаяся фразой «О богах я не могу знать ни того, что они есть, ни того, что их нет, ни как они выглядят, ибо много препятствий знанию: и неявленность (предмета), и краткость человеческой жизни».
Слайд 32Материалист
Бытие постоянно изменяется.
Всякая вещь соединяет в себе противоположности.
Все истинно
Человек
– центр мироздания
«Человек есть мера всех вещей, существующих, что они
существуют, не существующих же, что они не существуют».
ВЗГЛЯДЫ
Слайд 33Сократ (469-399 до н. э.)
Древнегреческий философ. Сын скульптора Софрониска и
повитухи Фенареты.
Получил разностороннее образование.
Был женат на женщине по имени
Ксантиппа.
Принимал активное участие в общественной жизни Афин.
Сократ был одним из родоначальников философской диалектики. Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада.
В 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд (по распространённой легенде, настой цикуты.
Слайд 34Взгляды
Совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего
философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души.
Метод диалектических
споров - обнаружение противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов – «майевтика». Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности.
Развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.
Непосредственно мы воспринимаем лишь самих себя, свой внутренний мир, свои мысли, свои идеи. Поэтому мы должны познавать прежде всего самих себя. Сократ выдвигает принцип «Познай самого себя» - как общественное и нравственное существо.
Власть в государстве должна принадлежать «лучшим», тем кто разбирается в политике.
Философ был сторонником этического реализма, согласно которому:
любое знание есть добро;
любое зло, порок совершается от незнания
(«Есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество»)
Слайд 35У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого
себя.
Сделанное наспех редко бывает хорошо сделано.
Женись, несмотря ни на что.
Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая – станешь философом.
Женишься ты или нет – все равно раскаешься.
Высшая мудрость – различать добро и зло.
«Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого»
Изречения
ЗЛО
ДОБРО
Слайд 36П Л А Т О Н
(427—347 до н.э.)
крупнейший
философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы -
Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Его настоящее имя - Аристокл, Платон - псевдоним
Слайд 37Общая характеристика философии Платона
Главным в философии Платона было учение
об идеях. Есть материальный мир, в
котором живет человек. Но
есть и другой мир – несотворимый и неуничтожимый,
т.е. вечный. Это мир причины, чистых форм и сущностей вещей.
Это мир, который обозначается понятием «бытие» есть «мир идей».
Отдельная вещь является материальной копией первоначальной идеи (эйдоса).
Материальные вещи изменчивы и со временем прекращают свое существование;
идеи вечны и неизменны.
Идеи - причины вещей и причина мира в целом, но они не присутствуют в мире.
Они пребывают в душе человека. Именно душа содержит знания об идеях,
поскольку она до вселения в тело обитала в мире идей. Поэтому идеи познаются не
через чувства, а посредством «припоминания» разума. Материальный мир познается,
мир идей – «припоминается». Этим и определяется строение души:
высший уровень - разумный, с высоты которого человек созерцает вечный мир идей
и стремится к благу, и низший - чувственный, с помощью которого он познает мир вещей.
Миру идей присуща иерархия. Прежде всего, это идея «общего блага» или
«высшего блага». Далее, это идеи: человеческих ценностей (мудрости, справедливости
добра и зла), отношений (любви, ненависти, власти, государственности и т.п.),
свойств вещей и т.д.
Слайд 38Учение Платона о государстве
Социально-политическое учение Платона в разных вариантах излагается
им в трех
диалогах: «Государство», «Политик», «Законы» и целиком направлено
против
античной демократии
Учение о государстве
«Идеальное государство» (или при
ближающееся к идеалу).
Аристократия — справедливая
власть меньшинства.
Аристократическая республика.
Аристократическая монархия.
Нисходящая иерархия государственных
форм.
Тимократия — несправедливая
власть большинства, власть военных,
вождей, армии.
Олигархия — несправедливая власть
меньшинства.
Демократия - справедливая власть
большинства.
Тирания — несправедливая власть
одного человека.
Классификация государственных
форм по Платону
План государственного устройства по Платону
Идеальное государство есть сообщество:
земледельцев и ремесленников,
производящих все необходимое для
поддержания жизни граждан;
воинов, охраняющих безопасность;
философов-правителей, осуществляющих мудрое и
справедливое управление государством.
Граждане государства вместе
проводят свободное время.
Институт брака упраздняется
(все жены и дети общие).
Допускается и приветствуется
труд рабов.
Допускается небольшая частная собственность и
личное имущество для всех сословий.
Слайд 39 Аристотель
(384-322 до н.э.)
- ученый-энциклопедист, философ,
ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.
335-322 гг. до
н.э. основал философскую школу – Ликей
(перипатетическую школу)
Слайд 40Общая характеристика философии Аристотеля
Аристотель считал, что философия не есть продукт
единоличного индивидуального творчества, а
итог работы целых поколений мыслителей.
Он внес
существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение об
«эйдосах» («чистых идеях»). Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от
реального мира, поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение
(«вещи»). Аристотель дает свое понимание бытия через десять категорий. Бытие – это сущность
(субстанция), обладающая свойствами количества, качества, отношения, места, времени,
положения, состояния, действия, страдания.
Критика учения об идеях Платона приводит Аристотеля к принципиальным положениям, которые
легли в основу его миропонимания:
Мир один. Это духовно-материальный, реально существующий мир.
Вещи, явления и процессы реального мира могут быть познаны из него самого, т.е
изучать следует саму действительность, а не мир идей.
В центре познания должны быть не умозрительные схемы, а реальный мир. Тогда наука
получает смысл как познание реального посредством понятийного мышления, которое
изучается логикой. Логика - орудие постижения сущности вещей, явлений и процессов мира.
Аристотель определил сущность материи и дал материалистическую трактовку происхождения
мира и человека.
Аристотель выделяет шесть типов государства: «плохие» (тирания, крайняя олигархия и
охлократия – власть толпы, крайняя демократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).
Идеал Аристотеля – политая, представляющая собой совокупность умеренной олигархии и
умеренной демократии, государство «среднего класса».
Слайд 41Период Эллинизма
Эллинистический период начался с III в. до н. э.
Философы этого периода не обязательно были греками по рождению, а
область распространения философии вышла далеко за пределы Греции. Однако в философии роль греческого фактора была настолько велика, что инокультурный элемент проявлялся в ничтожно малом объеме. Основные идеи этого периода разрабатывались еще в Афинах на рубеже IV и III вв. до н. э. Правда, начиная со II в. до н. э., афинское философское общество начало терять свое влияние, а в Риме и Александрии появились новые центры, но в них еще очень долгое время развивались лишь идеи афинян.
Слайд 42Стоицизм
Хрисипп
Эпиктет
Сенека
И др.
Эпикуреизм
Эпикур
Ксенократ
И др.
Скептицизм
Пиррон
Карнеад
Энисдем
Слайд 43В этот период философия перестает быть единой наукой.
Философия также перестала
быть единственной наукой: она подверглась расчленению и разделению на части,
которые были внешне независимыми друг от друга: логику (известную в некоторых школах как «каноника»), физику и этику, или теорию познания, теорию бытия и теорию блага.
Слайд 44Стоицизм
Одно из основных направлений эллинистической философии. Название произошло от портика
в котором собирались первые стоики.
Основоположник - Зенон Китионский, самые
знаменитые представители - Хрисипп, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий и др.
Разделили философию на три части: физику, логику и этику.
В «физике» эклектично сочетали элементы материализма и идеализма. Вслед за Гераклитом полагали, что мир состоит из огня и в конце космического цикла уничтожается пожаром.
Стоики - пантеисты: космос отождествляется ими с единым Богом.
В «логике» выдвинули учение о внутреннем (мышление) и внешнем (речь) логосе. Большое внимание уделяли исследованию диалектики и языка.
В области этики выдвигали идеал бесстрастного мудреца, руководствующегося исключительно разумом, стойко исполняющего свой долг, несмотря на все испытания и несчастья.
Зенон Китионский
Слайд 45Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов.
ранняя стоя
(III – II вв. до н. э.), представители – Зенон,
Клеанф и др.;
средняя стоя (II – I вв. до н. э.) – Панеттий, Посидоний;
поздняя стоя (I в. до н. э. – III в. н. э.) – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.
К характерным чертам стоической философии относятся:
• призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);
• признание добродетели высшим благом, а порока – единственным злом;
• определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;
• призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;
• признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;
• неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;
• оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;
• восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений
мировой культуры; высокий эстетизм в мыслях и поступках;
• осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;
• признание стремления к счастью высшей целью человека.
Слайд 46Философия киников
Киники – одна из философских школ Древней Греции
сократического периода. Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен,
Диоген Синопский, Кратет.
Главная цель кинического учения – не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) – и проверка данного образа жизни на себе.
Слайд 47Характерными чертами философии
и образа жизни киников являлись:
возведение в абсолют
асоциальной свободы (т.е., есть свободы вне общества);
добровольная отверженность, разрыв социальных
связей, одиночество;
отсутствие постоянного места жительства, скитания;
паразитический образ жизни, попрошайничество;
предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;
восхваление физической и духовной бедности;
крайний аскетизм;
замкнутость;
критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;
непризнание авторитетов;
воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;
неготовность к спору, стремление подавить собеседника;
отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;
концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах;
радикализм, парадоксальность, скандальность.
Слайд 48Диоген Синопский (жил в IV в. до н. э., современник
Александра Македонского) – наиболее яркий и известный теоретик и практик
кинической философии.
Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей:
• жил в бочке;
• заявил царю Александру Македонскому: «Отойди и не загораживай мне солнце!»;
• выдвинул лозунг: «Без общины, без дома, без отечества» (который стал его собственным жизненным и философским кредо, а также его последователей);
• вывел понятие «гражданин мира» (космополит);
• отвергал брак;
• жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни;
• не признавал никаких законов, кроме закона природы;
• гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;
• идеализировал жизнь первобытных людей и животных.
Слайд 49Эпикур
(341 - 270 гг.
до н. э.)
Древнегреческий философ-материалист, сторонник атомистического
учения Демокрита, основал в Афинах школу, называвшуюся «Сад».
Утверждал, что основной
целью занятия философией и изучения природы является обретение душевного покоя. Изучение природы должно помочь людям избавиться от страхов и тревог.
Для доказательства наличия свободы воли допустил возможность произвольного отклонения атомов, что делает их поведение непредсказуемым.
Призывал не бояться смерти, утверждая, что она не имеет к нам никакого отношения; учил о смертности составленной из атомов души.
Боги обитают в междумириях и не вмешиваются в земные дела; их не следует бояться и о чём-то умолять.
В теории познания был сенсуалистом, призывал безоговорочно доверять чувствам; считал, что ошибаться может лишь разум.
Будучи гедонистом, полагал, что целью жизни является достижение удовольствия.
Выдвинул девиз: «Проживи незаметно».
Слайд 50В эпикурействе можно различать учение о бытии (физика), теорию познания
(каноника) и этику.
Физику Эпикур заимствует у Демокрита. Мир состоит из
атомов и пустоты. Атомы неизменны, неуничтожимы, различаются видом, величиной и весом. Двигаясь вихреобразно, атомы сталкиваются и сочетаются в различные комбинации, образуя миры и отдельные вещи.
Эпикур вводит понятие «клинемен» – самопроизвольное отклонение атома от прямой траектории в случайном месте и в случайное время. Это отклонение приводит снова к столкновению атомов, и поэтому в мире происходят события.
Тем самым Эпикур вводит в мир случайность, в отличие от Демокрита, согласно которому в мире господствует строгая, однозначная необходимость, а всякая случайность мнимая.
Понятие «клинемен», или произвольное отклонение атомов, позволяет Эпикуру обосновать человеческую свободу как возможность ухода от рока, или судьбы. Можно уклониться от неизбежного.
Эпикур строит такую физику, где есть место человеческой свободе. Не случайно Эпикур свой Сад основал на окраине Афин, т.е. в стороне, чтобы все события катились мимо.
Слайд 51В Канонике Эпикур допускает любое объяснение природных событий при выполнении
двух условий.
Первое: объяснение должно позволять безмятежно, т.е. без страданий,
существовать объясняющему.
Второе: объяснение не должно противоречить чувственному восприятию.
Цель познания – не знания того, каковы вещи
сами по себе, но достижение атараксии (безмятежности).
сам процесс познания Эпикур объясняет через теорию истечения. От предметов отделяются, истекают непрерывно и постоянно тончайшие образы, копирующие сами предметы. Он их называет идейками. Эти идейки достигают наших органов чувств зрения, обоняния, слуха и т.д. и порождают в них восприятие предметов, совпадающие с самими предметами.
Слайд 52Этика Эпикура
Этика есть путь к счастливой жизни. А счастье
состоит в удовлетворении желаний. Сами же желания можно подразделить на
естественные и надуманные, или вздорные. Идеал состоит в удовлетворении естественных желаний, среди которых нужно удовлетворять в первую очередь самые необходимые. Удовлетворение желаний приводит к удовольствию, которое Эпикур определяет как отсутствие страданий.
Нравственность состоит в соблюдении во всем меры. Справедливость состоит в том, чтобы не вредить другим и не терпеть вреда от других. Дружба основана на взаимной личной выгоде, поэтому дружат в силу необходимости.
3. Цель мудрости – исцелять. от душевных страданий Важное условие счастья и безмятежности – не жить на виду у других. Жизнь философа – это жизнь скрывающегося. Правило философа – живи незаметно