Разделы презентаций


Антимонопольная политика в России и предпринимательство

Содержание

Вопросы презентацииАнтимонопольная политика как институтНормы антимонопольного законодательстваМеханизмы выявления нарушенийСанкции за нарушение нормАнтимонопольная политика в России: тренды 2006-2009 гг. Предварительный контроль слиянийОпределение нарушений и стандарты доказательствРазмер и принцип применения санкций Стратегии предпринимателей

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Антимонопольная политика в России и предпринимательство

Антимонопольная политика в России и предпринимательство

Слайд 2Вопросы презентации
Антимонопольная политика как институт
Нормы антимонопольного законодательства
Механизмы выявления нарушений
Санкции за

нарушение норм
Антимонопольная политика в России: тренды 2006-2009 гг.
Предварительный контроль

слияний
Определение нарушений и стандарты доказательств
Размер и принцип применения санкций
Стратегии предпринимателей в отношении применения антимонопольного законодательства

Вопросы презентацииАнтимонопольная политика как институтНормы антимонопольного законодательстваМеханизмы выявления нарушенийСанкции за нарушение нормАнтимонопольная политика в России: тренды 2006-2009

Слайд 3Антимонопольная политика как институт
Институт – совокупность норм и механизмов обеспечения

их выполнения
Нормы – «никто не должен ограничивать конкуренцию» в форме
соглашений,

ограничивающих конкуренцию (сговор о ценах)
односторонних действий крупных участников рынка (злоупотребление доминированием)
сделок слияний, приводящих к исключительно высокой рыночной власти одного продавца
действий органов исполнительной власти
соглашениями с органами исполнительной власти
преференций участникам рынка…
Механизмы обеспечения их выполнения:
Система обнаружения (мониторинг + инициатива)
Санкции за нарушение антимонопольного законодательства


Антимонопольная политика как институтИнститут – совокупность норм и механизмов обеспечения их выполненияНормы – «никто не должен ограничивать

Слайд 4Особенности антимонопольной политики
Защитный метод конкурентной политики (в лучшем случае способный

предотвратить искажения конкуренции, но не создать конкуренцию)
Основанный на антимонопольном

законодательстве
Зависящий от характера применения антимонопольного законодательства
Проблема: ошибки I и II рода, возникающие как на этапе разработки норм, так и на этапе их применения
Особенности антимонопольной политикиЗащитный метод конкурентной политики (в лучшем случае способный предотвратить искажения конкуренции, но не создать конкуренцию)

Слайд 5Особенности антимонопольной политики в России
Более широкий набор задач антимонопольного законодательства

и антимонопольного органа
Крайне слабый опыт применения антимонопольного законодательства
Недостаточный опыт использования

результатов экономического анализа судами
Относительно низкая роль частных лиц в применении антимонопольного законодательства
Особенности антимонопольной политики в РоссииБолее широкий набор задач антимонопольного законодательства и антимонопольного органаКрайне слабый опыт применения антимонопольного

Слайд 6Антимонопольная политика в России: тренды 2006-2009 гг.
Новый закон «О

защите конкуренции» (2006)
Изменения Кодекса об административных правонарушениях (2007)
Изменения закона «О

защите конкуренции» (второй антимонопольный пакет), 2009
Изменения 178 статьи Уголовного Кодекса
Антимонопольная политика в России: тренды 2006-2009 гг. Новый закон «О защите конкуренции» (2006)Изменения Кодекса об административных правонарушениях

Слайд 7Определение нарушений и стандарты доказательств
Сложность применения простых норм приводит к

появлению гораздо более сложных. Рассмотрим только два примера
Коллективное доминирование

/злоупотребление коллективным доминированием
Монопольно высокая цена (как форма злоупотребления доминированием)
Определение нарушений и стандарты доказательствСложность применения простых норм приводит к появлению гораздо более сложных. Рассмотрим только два

Слайд 8Коллективное доминирование
Соглашения о ценах представляют собой значительную проблему
Но очень сложно

доказать!
Возникает специальная конструкция, для объяснения которой необходимо обратиться к теории

стратегического взаимодействия
В некоторых случаях (проанализированных в экономической теории) нескольким крупным продавцам выгодно вести себя как один продавец
Именно тогда можно говорить, что продавцы доминируют коллективно

Коллективное доминированиеСоглашения о ценах представляют собой значительную проблемуНо очень сложно доказать!Возникает специальная конструкция, для объяснения которой необходимо

Слайд 9Признаки коллективного доминирования в законе «О защите конкуренции»
«1) совокупная доля

не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых

больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);
2) в течение длительного периода… относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении…, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц».
Признаки коллективного доминирования в законе «О защите конкуренции»«1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля

Слайд 10Монопольно высокая цена
Закон 1991 г. «О конкуренции…»
выше, чем на сопоставимом

рынке в условиях конкуренции
Закон 2006 г. «О защите конкуренции» (новая

редакция + 2 критерий)
превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке
выше суммы издержек и «нормальной» прибыли
эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли

Монопольно высокая ценаЗакон 1991 г. «О конкуренции…»выше, чем на сопоставимом рынке в условиях конкуренцииЗакон 2006 г. «О

Слайд 11Монопольно высокая цена (2009)
цена превышает сумму необходимых для производства и

реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась

в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:
1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;
б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения

Монопольно высокая цена (2009)цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и

Слайд 12Размер и принципы применения санкций
До 2007 года санкции за нарушение

АМЗ были крайне низкими
от 1 до 5 тыс. МРОТ (от

100 до 500 тыс.руб.), причем не за само нарушение, а невыполнение предписания антимонопольного органа + изъятие незаконно полученной прибыли
При таких санкциях АМЗ не может действовать, как бы хорошо ни была описана легальная/нелегальная практика
Дополнения в Кодекс об административных правонарушениях (2007 г.):
Злоупотребление доминированием: от 1/200 до 1/50 годовой выручки на данном рынке
Соглашения: от 1/100 до 15/100 годовой выручки на данном рынке
(*** Но не выше 4% годовой выручки компании)
Сравним: штраф до 100 млн. долл. + возмещение ущерба в трехкратном размере (АМЗ США), до 10% от оборота в Европейском Союзе

Размер и принципы применения санкцийДо 2007 года санкции за нарушение АМЗ были крайне низкимиот 1 до 5

Слайд 13Программа освобождения от ответственности
Лицо, добровольно заявившее в антимонопольный орган…

о заключении ограничивающего соглашения и отказавшееся от участия в соглашении…

освобождается от административной ответственности
Заимствована в АМЗ США и Европейского Союза. Важны1й способ доказательства соглашений
Плюсы и минусы программы освобождения от ответственности

Программа освобождения от ответственности Лицо, добровольно заявившее в антимонопольный орган… о заключении ограничивающего соглашения и отказавшееся от

Слайд 14Уголовная ответственность (ст.178 УК)
Применение АМЗ не против компаний, а против

отдельных лиц (2009)
От 300 до 500 тыс.руб. или заработная плата

до двух лет или лишение свободы до трех лет с дисквалификацией на год или без неё
Ограничивающее конкуренцию соглашение
Согласованные действия
Злоупотребление доминирующим положением в форме монопольно высокой (низкой) цены и/или уклонения от заключения договора
Санкции выше за те же действия с применением служебного положения и/или насилия, или нанесшие крупный ущерб (свыше 3 млн.руб.)
Нормы об освобождении от ответственности при раскрытии информации

Уголовная ответственность (ст.178 УК)Применение АМЗ не против компаний, а против отдельных лиц (2009)От 300 до 500 тыс.руб.

Слайд 15Стратегии предпринимателей в отношении применения антимонопольного законодательства
Случай 1. Потери в

результате ограничений конкуренции (другой компанией, органами исполнительной власти)
1.1. Обратиться в

суд
1.2. Обратиться в антимонопольный орган
При этом следует понимать возможные исходы: российское законодательство формально позволяет предъявить иск о компенсации убытков, но фактически вероятность низка (равно как и сумма взысканного)
Однако если цель состоит в том, чтобы повлиять на поведение – обращение может иметь смысл
Стратегии предпринимателей в отношении применения антимонопольного законодательстваСлучай 1. Потери в результате ограничений конкуренции (другой компанией, органами исполнительной

Слайд 16Стратегии предпринимателей в отношении применения антимонопольного законодательства
Случай 2. Необходимость получить

одобрение на сделку слияния (только для крупных компаний)
2.1. Если

сделка происходит внутри группы лиц, обдумать вариант нотификации группы при дальнейшем освобождении от предварительного контроля
2.2. Если сделка происходит не внутри группы, представить аргументы для разрешения сделки без дополнительного предписания (Почему сделка не может оказать отрицательного влияния на конкуренцию?)
2.3. Если формулируется предписание, принять участие в выработке его условий
Стратегии предпринимателей в отношении применения антимонопольного законодательстваСлучай 2. Необходимость получить одобрение на сделку слияния (только для крупных

Слайд 17Стратегии предпринимателей в отношении применения антимонопольного законодательства
Случай 3. Предпринимателей обвиняют

в нарушении антимонопольного законодательства
3.1. Изучить не только закон, но и

опыт его применения
3.2. Сформулировать стратегию оспаривания обвинения, начиная с базовых аргументов
Например: Если компанию обвиняют в злоупотреблении доминированием, лучше начинать опровержение не с альтернативной интерпретации действий, а с доказательства того, что продавец не доминирует
Стратегии предпринимателей в отношении применения антимонопольного законодательстваСлучай 3. Предпринимателей обвиняют в нарушении антимонопольного законодательства3.1. Изучить не только

Слайд 18Стратегии предпринимателей в отношении применения антимонопольного законодательства
Случай 3. Предпринимателей обвиняют

в нарушении антимонопольного законодательства
3.3. Выстроить стратегию судебной защиты, внимательно изучив

заключение ФАС, на основании которого возбуждено дело
Выполнены ли требования Порядка анализа и оценки конкуренции на товарном рынке?

Стратегии предпринимателей в отношении применения антимонопольного законодательстваСлучай 3. Предпринимателей обвиняют в нарушении антимонопольного законодательства3.3. Выстроить стратегию судебной

Слайд 19Стратегии предпринимателей в отношении применения антимонопольного законодательства
Случай 4. Обвинения в

нарушении антимонопольного законодательства возможны в будущем
4.1. Быть в курсе возможных

изменений антимонопольного законодательства и прогнозировать их последствия
4.2. Участвовать в процессе разработки норм (для нейтрализации рисков – в составе ассоциации предпринимателей). Например, методы анализа вертикальных соглашений, ограничивающих конкуренцию
Стратегии предпринимателей в отношении применения антимонопольного законодательстваСлучай 4. Обвинения в нарушении антимонопольного законодательства возможны в будущем4.1. Быть

Слайд 20Основные выводы
Антимонопольная политика в России сталкивается с противоречием между широкими

– и расширяющимися, - задачами и ограниченными ресурсами
«Проблемы» применения антимонопольного

законодательства приводят к постоянному изменению описания нелегальной практики
Повышение санкций, которые можно было бы приветствовать в других условиях, происходит на фоне снижения требований к стандартам доказательства
Предпринимателям нужно знать
Основные выводыАнтимонопольная политика в России сталкивается с противоречием между широкими – и расширяющимися, - задачами и ограниченными

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика