Слайд 1Антимонопольная политика в России и предпринимательство
Слайд 2Вопросы презентации
Антимонопольная политика как институт
Нормы антимонопольного законодательства
Механизмы выявления нарушений
Санкции за
нарушение норм
Антимонопольная политика в России: тренды 2006-2009 гг.
Предварительный контроль
слияний
Определение нарушений и стандарты доказательств
Размер и принцип применения санкций
Стратегии предпринимателей в отношении применения антимонопольного законодательства
Слайд 3Антимонопольная политика как институт
Институт – совокупность норм и механизмов обеспечения
их выполнения
Нормы – «никто не должен ограничивать конкуренцию» в форме
соглашений,
ограничивающих конкуренцию (сговор о ценах)
односторонних действий крупных участников рынка (злоупотребление доминированием)
сделок слияний, приводящих к исключительно высокой рыночной власти одного продавца
действий органов исполнительной власти
соглашениями с органами исполнительной власти
преференций участникам рынка…
Механизмы обеспечения их выполнения:
Система обнаружения (мониторинг + инициатива)
Санкции за нарушение антимонопольного законодательства
Слайд 4Особенности антимонопольной политики
Защитный метод конкурентной политики (в лучшем случае способный
предотвратить искажения конкуренции, но не создать конкуренцию)
Основанный на антимонопольном
законодательстве
Зависящий от характера применения антимонопольного законодательства
Проблема: ошибки I и II рода, возникающие как на этапе разработки норм, так и на этапе их применения
Слайд 5Особенности антимонопольной политики в России
Более широкий набор задач антимонопольного законодательства
и антимонопольного органа
Крайне слабый опыт применения антимонопольного законодательства
Недостаточный опыт использования
результатов экономического анализа судами
Относительно низкая роль частных лиц в применении антимонопольного законодательства
Слайд 6Антимонопольная политика в России: тренды 2006-2009 гг.
Новый закон «О
защите конкуренции» (2006)
Изменения Кодекса об административных правонарушениях (2007)
Изменения закона «О
защите конкуренции» (второй антимонопольный пакет), 2009
Изменения 178 статьи Уголовного Кодекса
Слайд 7Определение нарушений и стандарты доказательств
Сложность применения простых норм приводит к
появлению гораздо более сложных. Рассмотрим только два примера
Коллективное доминирование
/злоупотребление коллективным доминированием
Монопольно высокая цена (как форма злоупотребления доминированием)
Слайд 8Коллективное доминирование
Соглашения о ценах представляют собой значительную проблему
Но очень сложно
доказать!
Возникает специальная конструкция, для объяснения которой необходимо обратиться к теории
стратегического взаимодействия
В некоторых случаях (проанализированных в экономической теории) нескольким крупным продавцам выгодно вести себя как один продавец
Именно тогда можно говорить, что продавцы доминируют коллективно
Слайд 9Признаки коллективного доминирования в законе «О защите конкуренции»
«1) совокупная доля
не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых
больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);
2) в течение длительного периода… относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении…, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц».
Слайд 10Монопольно высокая цена
Закон 1991 г. «О конкуренции…»
выше, чем на сопоставимом
рынке в условиях конкуренции
Закон 2006 г. «О защите конкуренции» (новая
редакция + 2 критерий)
превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке
выше суммы издержек и «нормальной» прибыли
эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли
Слайд 11Монопольно высокая цена (2009)
цена превышает сумму необходимых для производства и
реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась
в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:
1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;
б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения
Слайд 12Размер и принципы применения санкций
До 2007 года санкции за нарушение
АМЗ были крайне низкими
от 1 до 5 тыс. МРОТ (от
100 до 500 тыс.руб.), причем не за само нарушение, а невыполнение предписания антимонопольного органа + изъятие незаконно полученной прибыли
При таких санкциях АМЗ не может действовать, как бы хорошо ни была описана легальная/нелегальная практика
Дополнения в Кодекс об административных правонарушениях (2007 г.):
Злоупотребление доминированием: от 1/200 до 1/50 годовой выручки на данном рынке
Соглашения: от 1/100 до 15/100 годовой выручки на данном рынке
(*** Но не выше 4% годовой выручки компании)
Сравним: штраф до 100 млн. долл. + возмещение ущерба в трехкратном размере (АМЗ США), до 10% от оборота в Европейском Союзе
Слайд 13Программа освобождения от ответственности
Лицо, добровольно заявившее в антимонопольный орган…
о заключении ограничивающего соглашения и отказавшееся от участия в соглашении…
освобождается от административной ответственности
Заимствована в АМЗ США и Европейского Союза. Важны1й способ доказательства соглашений
Плюсы и минусы программы освобождения от ответственности
Слайд 14Уголовная ответственность (ст.178 УК)
Применение АМЗ не против компаний, а против
отдельных лиц (2009)
От 300 до 500 тыс.руб. или заработная плата
до двух лет или лишение свободы до трех лет с дисквалификацией на год или без неё
Ограничивающее конкуренцию соглашение
Согласованные действия
Злоупотребление доминирующим положением в форме монопольно высокой (низкой) цены и/или уклонения от заключения договора
Санкции выше за те же действия с применением служебного положения и/или насилия, или нанесшие крупный ущерб (свыше 3 млн.руб.)
Нормы об освобождении от ответственности при раскрытии информации
Слайд 15Стратегии предпринимателей в отношении применения антимонопольного законодательства
Случай 1. Потери в
результате ограничений конкуренции (другой компанией, органами исполнительной власти)
1.1. Обратиться в
суд
1.2. Обратиться в антимонопольный орган
При этом следует понимать возможные исходы: российское законодательство формально позволяет предъявить иск о компенсации убытков, но фактически вероятность низка (равно как и сумма взысканного)
Однако если цель состоит в том, чтобы повлиять на поведение – обращение может иметь смысл
Слайд 16Стратегии предпринимателей в отношении применения антимонопольного законодательства
Случай 2. Необходимость получить
одобрение на сделку слияния (только для крупных компаний)
2.1. Если
сделка происходит внутри группы лиц, обдумать вариант нотификации группы при дальнейшем освобождении от предварительного контроля
2.2. Если сделка происходит не внутри группы, представить аргументы для разрешения сделки без дополнительного предписания (Почему сделка не может оказать отрицательного влияния на конкуренцию?)
2.3. Если формулируется предписание, принять участие в выработке его условий
Слайд 17Стратегии предпринимателей в отношении применения антимонопольного законодательства
Случай 3. Предпринимателей обвиняют
в нарушении антимонопольного законодательства
3.1. Изучить не только закон, но и
опыт его применения
3.2. Сформулировать стратегию оспаривания обвинения, начиная с базовых аргументов
Например: Если компанию обвиняют в злоупотреблении доминированием, лучше начинать опровержение не с альтернативной интерпретации действий, а с доказательства того, что продавец не доминирует
Слайд 18Стратегии предпринимателей в отношении применения антимонопольного законодательства
Случай 3. Предпринимателей обвиняют
в нарушении антимонопольного законодательства
3.3. Выстроить стратегию судебной защиты, внимательно изучив
заключение ФАС, на основании которого возбуждено дело
Выполнены ли требования Порядка анализа и оценки конкуренции на товарном рынке?
Слайд 19Стратегии предпринимателей в отношении применения антимонопольного законодательства
Случай 4. Обвинения в
нарушении антимонопольного законодательства возможны в будущем
4.1. Быть в курсе возможных
изменений антимонопольного законодательства и прогнозировать их последствия
4.2. Участвовать в процессе разработки норм (для нейтрализации рисков – в составе ассоциации предпринимателей). Например, методы анализа вертикальных соглашений, ограничивающих конкуренцию
Слайд 20Основные выводы
Антимонопольная политика в России сталкивается с противоречием между широкими
– и расширяющимися, - задачами и ограниченными ресурсами
«Проблемы» применения антимонопольного
законодательства приводят к постоянному изменению описания нелегальной практики
Повышение санкций, которые можно было бы приветствовать в других условиях, происходит на фоне снижения требований к стандартам доказательства
Предпринимателям нужно знать