Слайд 1Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в
истории языкознания
Основной конфликт, историческая последовательность научных направлений в мировой
лингвистике ХХ в. –
смена и сосуществование
системно-структурной, аналитической модели описания языка, соссюрианской, и
модели динамической, функциональной, синтетической.
Слайд 2
Язык в себе и для себя – вот истинный
объект лингвистики.
Ф. де Соссюр
Все, что имеет отношение к осуществлению языка,
входит в компетенцию лингвистики.
А. Е. Кибрик
Постулаты о функциональных границах языкознания
Слайд 3Определения языка
Язык - это система знаков, где единственно существенным является
соединение смысла и акустического образа
Ф. де Соссюр
Естественный язык —
чрезвычайно практичная, удобная, эффективная, универсальная, устойчивая, лабильная, гибкая, рекурсивная, самоорганизующаяся, эволюционирующая, осмысленная (способная к рефлексии, «субъектно мотивированная» и мн. др.), креативная и в целом антропоцентричная система ограниченного набора средств социального взаимодействия, предоставляющая своему носителю теоретически безграничные возможности воплощения своих коммуникативных и когнитивных потребностей и намерений, и потому конгруэнтная естественному интеллекту….
РЯБЦЕВА Н. К. Язык и естественный интеллект
Слайд 4Предметная сфера структурной и функциональной лингвистики
Слайд 5Функциональная парадигма
Базовые функции языка:
Когнитивная и коммуникативная
Базовые направления современного функционализма:
Когнитивная
лингвистика («когнитивный переворот в лингвистике»)
Коммуникативная лингвистика (дискурсивный переворот в лингвистике)
Когнитивно-дискурсивная
парадигма современного языкознания
Слайд 6Когнитивная лингвистика
Когнитивная лингвистика –
наука, решающая задачи выявления тех аспектов
существования и функционирования естественного языка, которые обусловлены его непосредственной cвязью
с когнитивным механизмом человека;
вместе с тем это наука, направленная на
выявление заложенных в языке практических, теоретических и культурных знаний и опыта, освоенных, осмысленных и прямо или косвенно вербализованных носителями языка (способы языкового миромоделирования)
Слайд 7Дискурс-анализ
Анализ языка как способов социального взаимодействия, реализующихся с использованием потенциала
языка-системы
в соответствии коммуникативными и когнитивными потребностями,
формируемыми в общекультурных
и ситуативных контекстах (конситуациях).
Слайд 8Дискурс-анализ
«Основу дискурсных аналитических подходов составляет положение … что мы всегда
воспринимаем реальность посредством языка.
С помощью языка мы создаем представления
о реальности, которое не просто отражает то, что в ней есть, но и конструирует ее»
(Л.Филлипс, М.В. Йоргенсен. Дискурс-анализ, 2004)
Слайд 9Оппозиция структурной и деятельностной модели языка в первой трети 20
в.
Кризис младограмматизма – одно из условий формирования научной парадигмы
в начале ХХ в.
В фокусе критики современников находится прежде всего последовательный позитивизм младограмматиков.
Антипозитивизм – ведущая теоретическая установка гуманитарных наук в начале ХХ в.
При этом выход из тупика последовательно позитивистского подхода виделся на разных исследовательских путях.
Слайд 10Конец XIX — начало XX в.
наступлением новой эпохи
в истории мысли.
самой яркой ее чертой было стремление осуществить
прорыв к трансцендентной сущности вещей,
лежащей за пределами их эмпирического,
непосредственно наблюдаемого, привычного существования.
Слайд 11Конец XIX — начало XX в
Одномерная эмпирическая реальность позитивизма, состоящая
из твердых “фактов”, которые предстоит лишь собрать и расставить по
надлежащим местам,
уступила место релятивному миру идеальных сущностей, образ которого на глазах создается и пересоздается концептуализирующей мыслью.
Б.М. Гаспаров
Слайд 12Лингвистика рубежа XIX - XX веков
Два пути преодоления ограниченности младограмматизма
1. Структурализм
2. Функционализм
Слайд 13Ситуация начала ХХ в.
В аспектах анализа нет равенства
в
проработанности,
в той роли, которую они выполняют в позитивных
исследованиях языка
Безусловно доминирует.
Логицизм науки,
аналитизм -
Направление, зародившееся в логике Аристотеля,
Методология анализа задана в античности
Слайд 14При всей проницательности философских интуиций о природе языка как духовной
“энергии” и о непрерывности развертывания языковой среды, сами по себе
они не давали ответа на вопрос о том, как конкретно — в каких параметрах и категориях, с помощью каких приемов — язык может быть описан в таком качестве.
Б.М. Гаспаров
Слайд 15На смену эволюционной теории - осознание необходимости изолировать, выделить в
потоке времени объект науки, выделить состояние одновременности объекта науки.
идеи прерывистого, скачкообразного развития –
кванты в физике,
в биологии – идея мутации, скачкообразного развития.
В лингвистике - идея противопоставленности синхронии и диахронии.
В синхронии элементы системы рассматриваются как одновременные и современные, выявляются условия их устойчивости, единства и связей.
Слайд 16В начале ХХ произошел огромный качественный скачок в изучении языка.
Суть
в осознании того, что язык представляет собой нечто большее, чем
упорядоченный инвентарь форм,
поскольку определяющую роль в нем играют не материальные элементы, а релятивные по своей природе знаковые ценности, отношения между которыми образуют структуру.
Эта идея, с наибольшей полнотой и отчетливостью сформулированная де Соссюром, задала господствующее направление всей лингвистике XX столетия.
Слайд 17 большая часть ХХ: 1910—1970 гг.
представление о языке как идеальном,
то есть недоступном непосредственному наблюдению, системном устройстве,
интуитивное владение которым
разделяют все говорящие на этом языке.
Результат - детально разработанные модели, покрывающие все аспекты языковой деятельности, — от звукового строя речи до синтаксиса, семантики и прагматических аспектов коммуникации.
Слайд 18 1910—1970 гг. ХХ в.
широкое применение метода - при
изучении словесных и несловесных художественных текстов,
в конечном счете -
любых проявлений культурного поведения, в основании которых можно было усмотреть социально санкционированные знаковые коды и правила обращения с ними.
Слайд 19Структуралистская теория языка
- часть общего культурного контекста эпохи – эпохи
модернизма ,
который составляли согласованные в определенной степени
философские,
эстетически е,
идеологические ,
социальные течения.
Слайд 20Функциональные модели описания языка в начале ХХ в.
1. Функционализм
Фосслер
К. Позитивизм и идеализм в языкознании (Извлечения)// История языкознания и
ХIХи ХХ веков в очерках и извлечениях. Часть.1. М., 1960),
Фосслер К. Грамматика и история языка. //Логос. Международный ежегодник по философии культуры. 1910.Книга 1.-репр.изд. М., Территория будущенго, 2005,с. 157 – 170.
Отношение истории языка к истории литературы. // Логос. Международный ежегодник по философии культуры. 1912 – 1913.Книга 1-2,-репр.изд. М., 2005, с. 247 – 258.
В. Н. Волошинов, Марксизм и философия языка. Основы социального метода в науке о языке, Л.,1927; ч. II, гл. 1: “Два направления философско-лингвистической мысли”.
Слайд 21Функциональные модели описания языка в начале ХХ в.
Но если
идеалистический, казуальный принцип получает действительное отражение в развитии языка,
тогда
все явления, относящиеся к дисциплинам низшего разряда— фонетике, морфологии, словообразованию и синтаксису,— будучи зафиксированы и описаны, должны находить свое конечное, единственное и истинное истолкование в высшей дисциплине —стилистике,
Так называемая грамматика должна полностью раствориться в эстетическом рассмотрении языка.
(Karl Vossler, Positivismus und Idealismus in der Sprachwissenschaft, Heidelberg, 1904).
Слайд 22Идеи лингвистического функционализма начала ХХ в.
Гумбольдтианская идея выражения
в языке духа народа, идея миромоделирующей функции языка.
К. Фосслер
«Культура
Франции в зеркале ее языкового развития. История французского письменного языка от начал до классического Нового времени» (1913 г.),
«Дух и культура в языке» (1925)
Л. Вайсгербер
«Родной язык и выражение народного духа» - 1929 г.
Гумбольдтианская идея -интерпретация языка как творческой деятельности индивида, которая моделируются в терминах речевой деятельности, и обращена к тексту
К. Фосслер "Позитивизм и идеализм в языкознании" [1904 г.] и др.
М. Бахтин, филологи круга Бахтина
Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. Л., 1923.
Слайд 23Язык как миромоделирующая система
В родном языке каждого народа заложено некое
миропонимание…в том виде, которое оно приобрело сообразно судьбам этого языкового
сообщества, его географическому положению и истории, его духовным и внешним условиям… следует пойти дальше и спросить, в какой мере, своеобразие какого-либо народа созидается его языком.
Л. Вайсбергер
только тогда стало ясно, как всякий народ в своем языке ткет себе особое "мировоззрение" (или лучше сказать, возможности видеть мир, и как со своим языком и посредством своего языка нации сохраняют свои духовные особенности в живом родстве и взаимодействии, и как в лоне языков покоится своего рода предопределение, тихое указание и мягкое побуждение к тому или иному образу мышления» ( К. Фосслер Дух и культура в языке, 1925).
Слайд 24 Язык как миромоделирующая система
К. Фосслер
Всякое синтаксическое правило
обосновано какой-либо превалирующей духовной спецификой данного народа
Л.Вайсгербер
Определенный
словарь (система слов, состоящая из имен и понятий) и определенное количество синтаксических средств (система отношений, в которую входят флексии, схемы предложений и пр. как формально, так и содержательно) обладают в рамках языка как культурного достояния бытием и действенностью и что каждый человек черпает свой языковой запас в обеих этих чертах родного языка»
Слайд 25Л. Вайсгербер
Чувственное воспринимаемое речевое высказывание является лишь преходящей формой
применения намного более реального/действенного языкового владения человека, а это опять
же лишь выражение более высокой действительности/действенности, а именно: языка народа. А за всем языковым на земле стоит, наконец, как искомый источник, как последняя действительность/действенность, языковая способность человека. «Родной язык и выражение народного духа» - 1929 г.
"французский язык, то есть созданная французами инструментовка языкового мышления, - это не результат, не опосредованное каким-то образом следствие их умонастроения или их национального характера", и "французы говорят по-французски не потому, что они обладают французским складом ума, умонастроением, склонностями характера, а лишь потому, что они говорят" (Дух и культура в языке, 1925
Слайд 26Л. Вайсбергер и К. Фосслер
Анализ языковых систем
Цветообозначений
терминов родства в
германских, романских, славянских языках
Глаголов движения
Анализ становления языковых систем в онтогенезе
Эстетический
смысл языкового сообщества подчеркивается тем, что его основа -- поэтическое ощущение -- связывается Фосслером не с лексикой и грамматикой языка, а с произношением, мелодикой, ударением и особенно ощущается в диалектных "акцентных сообществах" (Дух и культура в языке, 1925).
Слайд 27К. Фосслер
"Тот, кто пользуется в языкознании психологическими категориями, тот бредет, так
сказать, по водоразделу, с вершин которого открывается с одной стороны -- вид на долины и источники
душевных мнений отдельных говорящих, а с другой -- панорама обширных русел и систем языкового развития.
Та дорога ведет в сторону языковых индивидуальностей и личностей, стилистики и литературоведения, а эта - в сторону языковых сообществ и языкового родства, в области исторической и сравнительной грамматики" (Собрание сочинений по философии языка, 1923 )
Слайд 28К. Фосслер
язык – это "персональный стиль»
в сфере языка специфически национальное
подпадает под понятие орнаментального
"Нет ни одного национального языка, который был бы
только лишь национальным и оставался в тенетах орнаментики. Каким-то образом он должен служить и деловым и профессиональным целям" (Дух и культура в языке, 1925).
Слайд 29К. Фосслер
"В национальных языках даже деловые обстоятельства приобретают индивидуальный и персональный эмоциональный
тон...
При этом следует настоятельно подчеркнугь ту предпосылку, что национальные
и отраслевые языки никогда не сосуществуют раздельно как чистые культуры, но всегда в связи и в многообразнейших смешениях друг с другом.
Влияние национальных языков на отраслевые языки выражается, в частности, в появлении технических и терминологических антропоморфизмов, придающих отраслевым "языкам" нечто вроде целенаправленного, прикладного миросозерцания (Zweckgesinnung)
Слайд 30К.Фосслер
язык науки….. отношениях и каким бы смиренным в эмоциональном аспекте он ни был, дарует
нам, вместо света, очки, подзорную трубу и увеличительные стекла, с которыми большинство
людей не умеет обращаться"
"в царстве познания и истины всякое понятие желает обрести собственный диалект..., т.е. каждое желает так долго и интенсивно обкатываться в речи и отражаться по возможности во всех языках, пока оно не найдет успокоения в такой форме, которая не нуждается более в переводе"
(Языковое сообщество и сообщество по интересам, 1924 )
Слайд 31Бахтин М.
«Система языка – продукт рефлексии над языком, совершаемой вовсе
не сознанием самого говорящего на данном языке и вовсе не
в целях самого непосредственного говорения … язык противостоит индивиду как нерушимая, непререкаемая норма, которую с точки зрения индивида можно только принять» (Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. Л., 1930).
Слайд 32М. Бахтин (Волошинов)
Итак, единство социальной среды и единство ближайшего социального
события общения – совершенно необходимые условия для того, чтобы указанный
нами физико-психо-физиологический комплекс мог иметь отношение к языку, к речи, мог бы стать фактом языка-речи.
Слайд 33М. Бахтин (В.Н. Волошинов)
Другими словами, и понимающий, принадлежащий к тому
же языковому коллективу, установлен на данную языковую форму не как
на неподвижный, себетождественный сигнал, а как на изменчивый и гибкий знак.
/…/К этому нужно прибавить еще одно, в высшей степени существенное соображение.
Речевое сознание говорящих, в сущности, с формой языка, как такой, и с языком, как таким, вообще не имеет дела.
В самом деле, языковая форма, данная говорящему, как мы только что показали, лишь в контексте определенных высказываний, дана, следовательно, лишь в определенном идеологическом контексте.
Слайд 34М. Бахтин (Волошинов)
Между тем язык движется вместе с потоком и
неотделим от него. Он, собственно, не передается, он длится, но
длится как непрерывный процесс становления.
Индивиды вовсе не получают готового языка,
они вступают в этот поток речевого общения,
вернее, их сознание только в этом потоке и осуществляется впервые.
Слайд 35М. Бахтин
«Индивидуальный речевой опыт всякого человека формируется и развивается в
непрерывном и постоянном взаимодействии с чужими индивидуальными высказываниями.
Этот опыт
в известной мере может быть охарактеризован как процесс освоения — более или менее творческого — чужих слов (а не слов языка).
Наша речь, то есть все наши высказывания..., полна чужих слов, разной степени чужести или разной степени освоенности, разной степени осознанности и выделенности”.
(“Проблема речевых жанров”. — М. М. Бахтин, Литературно-критические статьи, М., 1986, стр. 460).
Слайд 36С.Л. Франк
“Душевная жизнь, не будучи определенным множеством, не есть и
определенное единство..., Она есть некоторая экстенсивная сплошность, которой так же
недостает интегрированности,как и дифференцированности, замкнутости и подчиненности подлинно единому центру, как и отчетливого расслоения на отдельные части”. (С.Л. Франк, Душа человека. Опыт введения в философскую психологию, 2 изд., Paris: YMCA Press, 1964, стр. 135)).