Разделы презентаций


Тема: Развитие советской культуры 1945-1990 гг

Содержание

После войны наметилась некоторая оттепель в отношениях с западом, однако ненадолго. С лета 1946 г. развернулось широкое наступление против «западного влияния», которую возглавил ответственный за идеологию СССР А.А.Жданов. Борьба получила название

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема: Развитие советской культуры 1945-1990 гг.
Департамент образования и науки Тюменской

области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Тюменской области
«Тюменский колледж транспортных технологий

и сервиса»

Выполнил: студент группы ЭТ-1-19, Горбачев М.Ю.
Проверил: преподаватель, Пелевина Е.С

Тема: Развитие советской культуры 1945-1990 гг.Департамент образования и науки Тюменской областиГосударственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области«Тюменский

Слайд 2После войны наметилась некоторая оттепель в отношениях с западом, однако

ненадолго. С лета 1946 г. развернулось широкое наступление против «западного

влияния», которую возглавил ответственный за идеологию СССР А.А.Жданов. Борьба получила название «космополитизм», что значит, борьба против непатриотического поведения.

А.А.Жданов

После войны наметилась некоторая оттепель в отношениях с западом, однако ненадолго. С лета 1946 г. развернулось широкое

Слайд 3Один из первых ударов был нанесен по литературе. В 1946

г. вышло постановление о критике журналов «Звезда» и «Ленинград», которые

были «чуждыми духу партии» и печатали «безыдейные, идеологически вредные произведения». Особой критике подверглись Анна Ахматова и Михаил Зощенко.

Обложка журнала «Звезда».

Один из первых ударов был нанесен по литературе. В 1946 г. вышло постановление о критике журналов «Звезда»

Слайд 4Критике подвергся А.Фадеев за роман «Молодая гвардия», М.Исаковский за стих

«Враги сожгли родную хату». В ходе чисток были расстреляны писатели

П.Маркиш, Л.Квитко. Велось дело по С.Маршаку, В.Гроссману.

А.Фадеев

«Молодая гвардия»

Критике подвергся А.Фадеев за роман «Молодая гвардия», М.Исаковский за стих «Враги сожгли родную хату». В ходе чисток

Слайд 5После войны активно развивалось образование. Было построено 18,5 тыс. школ.

Увеличилось более чем вдвое число ВУЗов и училищ. К концу

4-й пятилетки число подготовленных в ВУЗах составило 652 тыс. Среднее образование получило 1278 тыс. человек.
После войны активно развивалось образование. Было построено 18,5 тыс. школ. Увеличилось более чем вдвое число ВУЗов и

Слайд 6Изменения претерпела и история России. Цари после Петра I представлялись

самодурками и идиотами. Иван Грозный был объявлен «прогрессивным деятелем», якобинский

кровавый террор во Франции был объявлен «неминуемым». Борец против царизма Шамиль стал «агентом зарубежных стран». Сталин лично правил школьные учебники истории.

Казнь французской королевы Марии Антуанеты во время якобинского террора во Франции.

Изменения претерпела и история России. Цари после Петра I представлялись самодурками и идиотами. Иван Грозный был объявлен

Слайд 7Середина 50-х
С середины 50-х годов развернулся процесс демократизации жизни советского

общества, что создавало благоприятные условия для развития культуры. Важным шагом

на этом пути был XX съезд партии, осуждение культа личности Сталина, реабилитация тех, кто безвинно пострадал в довоенные и послевоенные годы. Более демократичной стала система руководства культурой. Некоторые функции государственных органов передавались общественным организациям. Так, в 1957 году на общество "Знание" было возложено руководство всей лекционной пропагандой (ранее находилась в ведении Министерства культуры). Расширились права союзных республик в области культурного строительства. Ряд вузов и техникумов были переданы в ведение республик. Больше прав в области культурно-бытового строительства и народного образования получили местные Советы. Регулярно стали собираться съезды художественной интеллигенции, организовываться ее встречи с руководителями партии и правительства. Они являлись демократической формой обсуждения актуальных общественных и профессиональных проблем.
Середина 50-хС середины 50-х годов развернулся процесс демократизации жизни советского общества, что создавало благоприятные условия для развития

Слайд 8Конец оттепели и усиление консервативных тенденций в руководстве культурной жизнью.
С

уходом с политической арены Н.С. Хрущева и победой партийно-бюрократической номенклатуры

произошло усиление консервативных тенденций в руководстве культурной жизнью страны, что выразилось в окончательном свертывании курса на десталинизацию. В печати прекратилась критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение сталинских репрессий.
Ужесточение цензуры привело к дальнейшему ограничению доступа специалистов к отечественной и зарубежной информации, что имело тяжелые последствия для развития науки в целом. Усилилось идеологическое воздействие на творчество художественной интеллигенции. Министром культуры с 1974-1986гг. был П.Н. Демичев.

Конец оттепели и усиление консервативных тенденций в руководстве культурной жизнью.С уходом с политической арены Н.С. Хрущева и

Слайд 9Литература
Художественный процесс 60-70-х гг. отличался интенсивностью и динамизмом своего развития.

Благодаря последствиям хрущевской оттепели установилось своеобразное равновесие сил между властью

и творческой интеллигенцией. В 60-е гг. значительные либерально-демократические силы страны объединились вокруг литературно-публицистического журнала "Новый мир" во главе с его редактором А.Т.Твардовским. Стали доступны некогда запрещенные произведения М.Булгакова (Мастер и Маргарита), Б.Пастернака (Доктор Живаго), произведения Платонова, Мандельштама и др. Читатель познакомился с книгами Вен. Ерофеева Москва-Петушки (1969), А.Битова Пушкинский дом (1971). В эти годы лауреатами Нобелевской премии в области литературы стали М.А.Шолохов (1965), А.И.Солженицын (1970), И.А.Бродский (1987).

ЛитератураХудожественный процесс 60-70-х гг. отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Благодаря последствиям хрущевской оттепели установилось своеобразное равновесие

Слайд 10Театр
Театр становился более публичным и открытым к восприятию различных проблем

современности (Иркутская история и Город на заре А. Арбузова; Материнское поле Ч.

Айтматова и др.). Чрезвычайно популярными в те годы были герои производственных пьес (спектакли Человек со стороны Н.М.Дворецкого; Сталевары (пьеса инженера и журналиста Г.Бочкарева), Премия А.И.Гельмана и др.).
В драматургии А.Вампилова, В. Розова, А. Володина поднимались нравственные проблемы (вопросы морали, гуманизма, цены человеческой жизни и др.).
В эти же годы действовал театр, драматургия которого не вписывалась в традиционную драматургию советского театра. Речь идет о Театре им. А.С.Пушкина (постановки А.Эфроса), Театре на Таганке (гл.реж. Ю.Любимов), Современник (гл.реж. О.Ефремов, затем Г.Волчек), ленинградском Большом драматическом театре под руководством Г.Товстоногова. Целое поколение выдающихся актеров (в т.ч. народных артистов СССР), чья судьба была тесно связана с отечественным кинематографом, играло на сценах этих и других (МХАТ, им. Е.Вахтангова, Малый театр) театров Н.О.Гриценко, Ю.К.Борисова, М.А.Ульянов, Ю.В.Яковлев, И.М.Смоктуновский и др.

ТеатрТеатр становился более публичным и открытым к восприятию различных проблем современности (Иркутская история и Город на заре А.

Слайд 11Театр на Таганке
Театр Современник

Театр на ТаганкеТеатр Современник

Слайд 12Музыка
Тема современности и героико-патриотическая тема нашла свое отражение в произведениях Д.Шостаковича (11-я

и 12-я симфонии, Казнь Степана Разина), Г.Свиридова (Патетическая оратория), В.Мурадели (Октябрь), Д.Кабалевского (Реквием) и др.
В 60-е

гг. наметился отход от глобальных симфонических концепций в сторону более скромных, камерных композиций (14-я симфония Д.Шостаковича). Существенный вклад в развитие симфонической музыки внесли композиторы Г.Н.Попов, Б.И.Тищенко, А.Г.Шнитке, А.Я.Эшпай, Б.А.Чайковский, Э.В.Денисов. Дирижировали симфоническими оркестрами Е.А.Мравинский, Г.Н.Рождественский, Е.Ф.Светланов и др. Кроме симфонической музыки развивался песенный эстрадный жанр (М.Фрадкин, Я.Френкель, С.Туликов, А.Пахмутова и др.). С середины 60-х гг. у молодежи получила популярность рок-музыка.

МузыкаТема современности и героико-патриотическая тема нашла свое отражение в произведениях Д.Шостаковича (11-я и 12-я симфонии, Казнь Степана Разина), Г.Свиридова (Патетическая оратория), В.Мурадели (Октябрь), Д.Кабалевского (Реквием)

Слайд 13Кинематограф
Кинематограф 60-70-х гг. составляет одну из славных страниц отечественного кино. В эти

годы была осуществлена экранизация произведений классической русской и зарубежной литературы

- Война и мир, Братья Карамазовы, Идиот, Гамлет и др. В художественных фильмах режиссеров - С. Герасимова, В. Шукшина, А.Миты, Э. Рязанова, А.Михалкова-Кончаловского, Н.Михалкова, С.Ростоцкого и др. поднимались глубокие нравственные и философские проблемы. Одним из лучших мастеров жанра кинокомедии был ученик Г. Александрова кинорежиссер Л.И. Гайдай.
Одновременно в кино работали режиссеры, многие выдающиеся работы которых не имели в годы застоя широкой зрительской аудитории, хотя в условиях 70-х гг. все же стали известны зрителю. В их числе были А. Тарковский (Иваново детство, Зеркало, Андрей Рублев), К. Муратова (Короткие встречи), А. Герман (Двадцать дней без войны).
Проблема взаимоотношения человека и природы, одна из самых острых глобальных проблем 20 века, получила свое особое художественное звучание также в 60-80-е годы. Нерациональное использование природных богатств, загрязнение рек и озер, уничтожение лесов явились тяжелейшими последствиями научно-технического прогресса. Жестокое, потребительское отношение к природе порождало в людях бессердечие, бездуховность. Именно нравственным проблемам в первую очередь был посвящен фильм - панорама тех лет "У озера" С.А. Герасимова.
КинематографКинематограф 60-70-х гг. составляет одну из славных страниц отечественного кино. В эти годы была осуществлена экранизация произведений классической русской

Слайд 14Скульптура
В скульптуре 60-70-х годов центральное место занимает архитектурно-скульптурный комплекс, мемориал.

В этот период создается памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом

кургане (1963 - 1967), мемориал на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге (1960), мемориальные комплексы "Брестская крепость" и "Хатынь" (1968-1969). Последний из названных мемориалов был создан на месте бывшего села Хатынь, сожженного фашистами дотла. Словно печные трубы, уцелевшие после пожара, встали 26 памятных железобетонных обелисков. И в каждом из них - колокол. Печальный, тревожный колокольный перезвон оплакивает погибших в годы войны, взывает к памяти живущих. Композиционным центром мемориала является бронзовая скульптура "Непокоренный человек". В мемориал входит "кладбище белорусских деревень". 186 белорусских деревень пережили трагедию Хатыни. Их названия высечены на надгробных плитах. Скорбная "стена памяти" перечисляет названия 66 наиболее крупных фашистских концлагерей. Венчает мемориальный ансамбль Вечный огонь и три березы - символ жизни.
СкульптураВ скульптуре 60-70-х годов центральное место занимает архитектурно-скульптурный комплекс, мемориал. В этот период создается памятник-ансамбль героям Сталинградской

Слайд 15Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане
Мемориальные комплексы "Брестская крепость»

Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом курганеМемориальные комплексы

Слайд 16Живопись
В живописи в 60-е годы художники разрабатывают так называемый "суровый

стиль". (Этот термин принадлежит советскому искусствоведу А.А. Каменскому). Представители этого

направления - П.Ф. Никонов. А.П. и С.П. Ткачевы, Д.Д Жилинский, Н.И. Андронов, Т.Т. Салахов, М.А. Савицкий, В.Е. Попков - стремились обратить искусство лицом к жизни, художественно воссоздать "правду жизни". Расширился диапазон тем - в искусство вошли целые пласты жизни, ранее им не исследуемые. Художники изображали суровые будни" геологов, хирургов, плотогонов, солдата, вернувшегося с войны (А.Н.Андронов "Плотогоны", 1959 - 1961; П.Ф. Никонов "Наши будни", 1960; В.Е. Попков "Строители Братской ГЭС", 1961; Т.Т. Салахов "Ремонтники", 1963). В поисках "правды жизни" эти художники обратились к сдержанной, условной, обобщенной форме, отвергнув всякую описательность. Лаконизм средств сблизил многие станковые произведения "сурового стиля" с искусством монументальным. Это сказалось и в гиперболизации образов, в которых опущено все случайное, мимолетное, и в повышенной декоративности и эмоциональности колорита, и даже в большом, как правило, размере холста. Но это не означает, что все художники указанного направления похожи один на другого. Художников "сурового стиля" связывает воедино время и его герой, которого они изображают. Недаром все они много занимаются жанром портрета, ибо искусство - прежде всего исследователь человеческой души. На выставках 60-х и позже 70-х годов широко представлены автопортреты. К примеру, у В.Е. Попкова множество автопортретов-картин: "Мать и сын" (1970), "Работа окончена" (1971), "Шинель отца" (1972) и другие. Язык этих картин символичен.

ЖивописьВ живописи в 60-е годы художники разрабатывают так называемый

Слайд 17Виктор Попков «Строители Братской ГЭС»
Т.Т. Салахов "Ремонтники"

Виктор Попков «Строители Братской ГЭС» Т.Т. Салахов

Слайд 18ИЗМЕНЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ:
В начале 1990-х гг. резко сократились государственные

расходы на развитие культуры. Закрывались клубы и творческие центры, выставочные

залы и кинотеатры, спортивные и туристические базы. Упали тиражи литературно-художественных журналов и газет, некогда имевших огромные аудитории.
   В условиях рыночной экономики наиболее динамично развивались лишь те сферы культуры, которые пользовались коммерческим успехом за счет популярности у массовой аудитории. Появились многочисленные частные издательства. Стремительно насыщался рынок книжной продукции и периодики, прежде всего изданиями развлекательного характера. На экраны и в печать широким потоком хлынула продукция зарубежной массовой культуры, порой не лучшего художественного качества. Популярными у потребителя стали такие символы западного повседневного быта, как ресторан быстрого питания «Макдоналдс», как продукция известных торговых марок «Кока-кола» и «Рибок» и др.
  
ИЗМЕНЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ:В начале 1990-х гг. резко сократились государственные расходы на развитие культуры. Закрывались клубы и

Слайд 19В отечественной молодежной культуре выделились субкультурные группы, ориентированные на заимствованные

из зарубежного повседневного опыта стили поведения и одежды, подражание героям

массовой культуры.
  Так, толкиенисты (поклонники романов Дж. Р. Р. Толкина) с нетерпением ждали появления на экране новых фильмов с приключениями своих кумиров. Айкидоки пропагандировали стиль жизни поклонников восточных единоборств. Панков отличали особые приметы в одежде и в общении друг с другом. Металлисты, рокеры и рэперы отстаивали свою приверженность различным направлениям в современной популярной музыке. Их манера одеваться копировала пристрастия в одежде их музыкальных кумиров.
 Популярными формами молодежного досуга стали развлекательные центры - клубы, дискотеки, воспроизводящие западные стандарты.
В отечественной молодежной культуре выделились субкультурные группы, ориентированные на заимствованные из зарубежного повседневного опыта стили поведения и

Слайд 20Изменились роль и место литературы в общественной жизни. Она перестала

быть центром общественных дискуссий. В литературном процессе произошло расслоение на

произведения для массового читателя с откровенным поиском коммерческого успеха (детективы, любовные романы, стилизации в стиле фэнтези, документально-исторические хроники) и произведения словесности. Влияние писателей на формирование общественного мнения заметно упало, хотя многие из них публично выражали свои политические пристрастия и принимали активное участие в полемике.
Изменились роль и место литературы в общественной жизни. Она перестала быть центром общественных дискуссий. В литературном процессе

Слайд 21ТЕАТР, МУЗЫКА, КИНО:
Переход на коммерческие принципы деятельности, уменьшение государственной поддержки

и обострение конкуренции с шоу-бизнесом сократили аудиторию популярнейших в советский

период театра и кинематографа. Тенденция к преодолению кризисных явлений наметилась к середине 1990-х гг. Возникли независимые театры и антрепризы (временные коллективы актеров), только в Москве выходило ежегодно около 1000 премьерных спектаклей.
   В театральных работах сочетались традиции прошлого и эксперимент с новейшими формами.
ТЕАТР, МУЗЫКА, КИНО:Переход на коммерческие принципы деятельности, уменьшение государственной поддержки и обострение конкуренции с шоу-бизнесом сократили аудиторию

Слайд 22Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика