Слайд 1Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Тюмени «Детская школа искусств
«Этюд»
Тема урока: Венецианская школа живописи
Выполнила:
преподаватель истории ИЗО МАУ
ДО «ДШИ «Этюд»
Чертова Наталья Владимировна
Слайд 2Венецианская школа живописи. Творчество Джорджоне и Тициана
Слайд 3Испокон веку художники признавали, что темперной живописи не достает мягкости
и живости, единства колорита. Однажды, некий Иоанн из Брюгге (нидерландский
живописец Ян ван Эйк), занимаясь алхимией и смешивая различные масла для лаков, вскипятил льняное и ореховое масло с другими смесями и получил новый лак. Высохнув он не только не боялся воды, но и зажигал краски так ярко, что они блестели сами собой; и смешивались они гораздо лучше темперы. Это открытие, которое стали называть масляной живописью, хранилось Ван Эйком и его учениками в секрете и долго не выходило за пределы Нидерландов. Поэтому картины нидерландских художников в других странах, в том числе и в Италии, почитались чудом и очень дорого стоили.
Слайд 4Первым из итальянцев, кому удалось овладеть техникой масляной живописи, был
художник Антонелло да Мессина. Выучившись у нидерландских мастеров, он прекрасно
понимал, какой секрет оказался у него в руках и каким сокровищем он владеет. Вернувшись в Италию, Антонелло не поехал ни во Флоренцию, ни в Рим. Местом своего жительства он избрал Венецию, город торговый и очень богатый. Приехав туда, Антонелло начал писать религиозные картины и портреты венецианцев. Работы его дорого стоили, а он любил удовольствия и роскошь. И Венеция в избытке ему их предоставляла.
Слайд 5Картины Антонелло да Мессина: «Святой Иероним в келье» и Мужской
портрет
Слайд 6Посол французского короля Филипп де Коммин, прибывший в эти годы
в Венецию, был поражен видом города. Множество колоколен и богатых
красивых монастырей, окруженных прекрасными садами; обилие домов, построенных на воде; люди, передвигающиеся на лодках; большие красивые церкви, стоящие словно прямо на море; шелка и дорогие сукна в одежде; алая атласная обивка бортов лодок и ковры под ногами; большой канал и высокие каменные дома по его берегам, фасады их облицованы мрамором и порфиром. «Это самый великолепные город, какой я только видел» – писал изъездивший Европу старый дипломат.
Понятно, что в таком богатом городе обязательно должны были найтись заказчики произведений искусства. Однако для скульптуры в Венеции было недостаточно суши, а фрески держались на стенах недолго из-за постоянной сырости. И новая техника масляной живописи оказалась находкой для венецианцев.
Искусство Венеции – это гимн наслаждения жизнью, упоения ее красотой.
Слайд 8Предполагаемый автопортрет Джорджоне
Имя Джорджоне де Кастельфранко, прозванного Джорджоне, всегда привлекало
к себе внимание. Это мастер загадочный, трудный для понимания. Биография
Джорджоне недостаточно известна, дата его рождения предположительна. Его жизнь была короткой и окутанной тайной. Родился в маленьком городке Кастельфранко, был музыкантом, певцом, живописцем. До сих пор неизвестно сколько и какие картины он написал и не всегда понятно , что на них изображено. Только картине «Гроза» было предложено свыше двадцати толкований!
Слайд 9Картина Джорджоне «Юдифь»
Одна из картин Джорджоне - «Юдифь» - находится
в России, в собрании Государственного Эрмитажа. Она написана на сюжет
одной из книг Ветхого Завета – Книга Иудифи, в которой говорится о вторжении ассирийского полководца Олоферна в Иудею.
Прекрасная Юдифь спасла свой народ: она пробралась во вражеский лагерь и, прожив в нем три дня, обезглавила Олоферна и принесла с помощью служанки его голову в родной город.
Формат картины Джорджоне вертикален, рассчитан на одну фигуру. В картине нет действия – все осталось за ее пределами. Мирный пейзаж подобен тихому аккомпанементу, оттеняющему звучание основной мелодии. Сама же Юдифь похожа на прекрасную одухотворенную статую.
Слайд 10Джорджоне «Гроза»
Картина Джорджоне «Гроза» породила огромное количество истолкований. Что делает
в грозовом пейзаже эта женщина, кормящая грудью ребенка, кем является
юноша слева, какой город на дальнем плане, а главный вопрос – почему над ними гроза, молния, пронзающая тучи? Впервые в живописи появилось это явление природы!
Слайд 11Примерно с1530 года слава Джорджоне начала меркнуть в лучах нового
светила – Тициана. Тициан был привезен в Венецию в возрасте
девяти лет и первые навыки живописи приобрел в мастерской художника-мозаичиста. Позже, примкнув к Джорджоне, он прославился своим умением писать без предварительного рисунка. Уже в его ранних картинах появились удивительные небеса, между небом и землей пробегает ветер, колыша листву. Ничего этого не найти у флорентийских художников: для них словно не существовало ни ветра, ни солнечных закатов, ни влажного воздуха. Ранние картины Тициана продолжают и повторяют Джорджоне. Творческая индивидуальность Тициана формировалась медленно, словно художник знал, что ему суждена долгая жизнь.
Слайд 12
Тициан.
«Любовь небесная и любовь земная»
Картина очень характерна для раннего
творчества Тициана. На вытянутом по горизонтали формате он написал двух
женщин, опирающихся на античный саркофаг. Они похожи друг на друга, возможно, это одна и та же женщина. Только слева она изображена одетой в богатое платье, а справа – обнаженной. В образе любви земной он изобразил идеал венецианки, сформировавшийся к тому времени у его соотечественников. Она одета в широкое платье серебристого шелка, с нижними рукавами кораллового цвета. Позади нее гористый пейзаж, напоминающий пейзажи Джорджоне. Любовь небесная – она чуть привстала, опираясь о край саркофага, чтобы лучше было видно ее фигуру. Тело ее имеет почти античные пропорции, но написано по-венециански, со смягченными переходами между частями. Она принадлежит иному миру. Благодаря развивающейся алой ткани обнаженная фигура приобретает большую массовость – и при этом остается идеально изящной. А пейзаж позади Небесной решен иначе: он просторен, открыт, в нем много воздуха и неба.
Слайд 13«Любовь небесная и любовь земная». Фрагменты
Слайд 14Тициан. Алтарные образы «Ассунта» и «Мадонна семейства Пезаро»
Слайд 16Тициан. Мужской портрет, написанный художником в восемнадцатилетнем возрасте
Уже в молодые
годы Тициан получил официальную должность первого художника Венецианской республики. Его
заказчиками стали сначала богатейшие люди Венеции, затем других итальянских княжеств, но вскоре слава его перешла границы Италии и нашла себе поклонников в могущественной Испании.
Слайд 17Тициан. «Мужчина с перчаткой»
Дар Тициана-портретиста раскрылся в полную меру в
таких работах как «Мужчина с перчаткой», портрет Лауры Дианти, портрет
Федериго II Гонзага, герцога Мантуанского. Для того времени эти портреты необыкновенно велики: их высота превышает метр. Светлеющее на темном фоне лицо занимает немного места. Взгляд модели направлен мимо зрителя.
Слайд 18Тициан. Портрет Лауры Дианти и Портрет Федериго Гонзага, герцога Мантуанского
Слайд 21Молва донесла имя Тициана до слуха императора Священной Римской империи,
германского и испанского короля Карла V, могущественного государя, владетеля 27
европейских корон. Первый же написанный Тицианом портрет так понравился императору, что Карл V приказал выдать ему тысячу золотых. С тех пор император не желал быть изображенным каким-либо другим художником; и каждый раз, когда Тициан его писал, то получал в подарок тысячу золотых. Особенно примечателен грандиозный конный портрет императора в доспехах и полном вооружении; так он выглядел в день победы над саксонскими войсками. Позже заказчиком и покровителем художника стал сын Карла V, король Филипп II.
Слайд 22Тициан. Портреты императора Карла V
Слайд 23Тициан. Портреты короля Филиппа II
Слайд 24
Тициан. Портрет папы Павла III с племянниками Алессандро и Оттавио
Фарнезе
Слайд 25Тициан. «Кающаяся Магдалина»
Одна из лучших поздних картин Тициана – «Кающаяся
Магдалина» из собрания Государственного Эрмитажа. Героиня картины – бывшая блудница,
которая была возвращена Христом к праведной жизни. После этого Магдалина стала ученицей и последовательницей Иисуса. Она отерла ему ноги перед распятием своими прекрасными волосами, она была среди тех, кто погребал тело Христа, она же первая увидела его воскресшим.
Слайд 27Тициан. «Святой Себастиан»
Недалеко от «Кающейся Магдалины» в зале Эрмитажа висит
картина «Святой Себастьян». Это одна из последних работ Тициана. Святой
Себастьян был начальником гвардии при императоре Диоклетиане и тайно исповедовал христианство. Когда тайна раскрылась, Себастьян был арестован, император приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Себастиана писали многие художники: его следовало изображать обнаженным. Кто делал акцент на красоте его молодого тела, кто – на физических мучениях. Тициан же избрал иной путь. Он погрузил фигуру святого в кипучую, бурную стихию цвета. Широкими открытыми мазками накладывает, почти бросает краски на холст. Муки Себастиана выражены не изображением его ран и пронзивших тело стрел: страдание разлито в воздухе, горит и пылает в пространстве. Пейзаж позади святого даже трудно назвать пейзажем, в нем отсутствуют привычные земные ориентиры, небо не отделено от земли; он превратился в ландшафт мятущейся и страдающей души.
Слайд 28Тициан. Автопортрет в возрасте восьмидесяти лет
Тициан скончался в возрасте 86
лет, возможно, от чумы; после его смерти увлечение его творчеством
охватило монархов Европы. Свои коллекции картин Тициана собирали: английский король Карл I, а также правители Австрии, Саксонии, Франции, Дании.
Слайд 30В середине XVI века в Венеции была завершена роспись потолка
Золотого зала библиотеки Сан-Марко. Тициан настоял на том, чтобы золотая
цепь – приз наиболее отличившемуся из живописцев – была вручена Паоло Веронезе. Так Веронезе был признан наследником творческих принципов великого Тициана. Художник родился в Вероне; родному городу обязан он своим прозвищем («веронезе» – веронец).
Веронезе появился в Венеции в тот момент, когда богатые горожане накопили достаточно денег, чтобы большую часть своей жизни превратить в праздник. И Веронезе как нельзя лучше обустроил, оформил, изобразил их праздничное, роскошное существование.
Слайд 31Тяготясь постоянной жизнью на воде венецианцы покупали земельные участки в
окрестностях города. Там были поля, сады, рощи, это позволяло наслаждаться
природой. Архитектор Палла-дио строит там загородные виллы. А их интерьеры расписывает его друг – Паоло Веронезе. Такой была вилла семейства Барбаро. Она не велика по размерам, но чего только не изобразил Веронезе в шести небольших залах.
Слайд 38Закончив работу на вилле Барбаро, Паоло Веронезе принял предложение написать
огромную картину» Брак в Кане» для трапезной бенедиктинского монастыря. Брак
в Кане – это первое чудо, совершенное Христом. Когда на свадебном пиру у хозяев закончилось вино, Иисус по просьбе Богоматери превратил в вино обычную воду. После этого сомнения учеников в божественности Христа исчезли и их вера окрепла. Поэтому заказчики решили, что скромную свадьбу в небогатом семействе следует изобразить как событие всечеловеческого масштаба, как пир на весь мир.
Слайд 40И Веронезе действительно написал картину огромных размеров: 6,5х10м. Если смотреть
на нее издалека, не сразу замечаешь главных персонажей; видишь только
великолепный, нескончаемый пир. Это пир, наслаждение ее красотой и радостью. Первое впечатление от картины – впечатление ровного жара, сияния, упоения цветом и светом. Если же приблизиться к картине, то можно без конца переводить взгляд от одного лица к другому, от рукава к прическе, от малых вещей к большим, от капителей и карнизов к облакам – и все это будет жизнерадостно, свободно и восхитительно согласовано друг с другом. Веронезе включил в картину портреты королевских особ: Элеоноры Австрийской, Марии Тюдор, Франциска I, Сулеймана Великолепного. А в центре он поместил квинтет музыкантов, под видом которых изображен цвет венецианской живописи.
Слайд 42В изображении Веронезе любой исторический эпизод предстает как сцена из
венецианской жизни, роскошной, богатой, похожей на бесконечный праздник. Такова и
картина «Семья Дария перед Александром Македонским». Сюжет ее- из античной истории: великий Александр собирался обедать, когда ему сообщили о том, что взятые в плен жены и дочери Дария рыдают и бьют себя в грудь, полагая, что Дарий погиб, а им уготованы невиданный позор и мучения. Долгое время Александр молчал, наконец, он велел своему придворному Леоннату передать пленницам, что Дарий жив, Александр же воюет только с ним, а женщинам будет предоставлено все то, чем они пользовались прежде.
Слайд 43Венецианцы считали Паоло Веронезе художником знати. Любимым же мастером людей
низкого происхождения был Якопо Тинторетто. Отец Якопо был красильщиком («тинторетто»
и значит «маленький красильщик»). Говорили, что Якопо юношей поступил было в ученики к Тициану, но тот, увидев его великий талант, через несколько дней прогнал его. С тех пор Тинторетто искал свою манеру. На дверях мастерской он вывесил лозунг «Рисунок Микеланджело и колорит Тициана», действительно стремясь соединить их.
Слайд 44Молодой Тинторетто написал большую картину «Чудо с рабом». Легенда гласит,
что раб-христианин богатого римлянина отправился без разрешения паломником в Александрию
ко гробу Святого Марка. Когда он вернулся, разгневанный хозяин приказал выколоть ему глаза, переломать ноги и выбить зубы. Но инструменты казни не повиновались палачам. Хозяин-римлянин – он изображен на картине сидящим на возвышении справа – внезапно озаренный божественным светом, сам обратился в христианство.
Слайд 45Но Тинторетто удивлял зрителей на протяжении всей жизни. Его творческим
завещанием является «Тайная вечеря», которую он написал для одной из
церквей. Художник изобразил огромное помещение. Мы понимаем это, глядя на длинный стол: он сужается, уходя в глубину, а фигуры апостолов у противоположного конца малы. Атмосферу таинства Якопо передал особым сочетанием тьмы и света. Нам передается возбуждение, пронизывающее в картине все: змеящееся пламя светильников, быстрые движения слуг, апостолов и Христа. Все сходится к Христу, к его сияющему в центре нимбу.